Грамотное чтение и письмо – это работа над безударными гласными на уроках русского языка (из опыта работы)

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема над безударными гласными – это очень актуальная проблема учащихся. Перед учителями стоит задача – искать новые способы обучения и повышения его качества. Качественному и быстрому обучению можно добиться только в том случае, если будут увеличиваться учебно-познавательные действия, правильно и умело проводиться каждая минута, как учителем, так и учащимися.

Из года в год из выпускных классов наблюдается, что обучение правописанию безударных гласных представляет определенные трудности для детей.

Уже с первого класса проводится постоянная работа над понятием «Безударные гласные». Главная задача над развитием фонематического слуха учащихся, ведется наблюдения над словами, где написание расходится с произношением, например: «стена-стены», «леса-лес», когда нужно уметь находить ударные и безударные слоги, правильно проговаривать слова в двухсложных словах, проверяемые безударными гласными путем постановки ударения.

В качестве примера можно привести пример комментирование слова с проверяемой безударной гласной учеником первого класса: «Слово сова, ударный слог ва, безударный слог со, безударная гласная о. Проверочное слово совы, напишу сова».

Главная задача на этом этапе – научить видеть безударную гласную в слове. Этот процесс очень сложный и длинный.

При выполнении заданий дети читали дважды: сначала орфографически, а потом орфоэпически. Это выглядело следующим образом  в игре «День-ночь». Дано предложение «В лесу жили ежи. В норе у нее были ежата».

Цель – обратить внимание на не соответствие написания по их произношению. «Ночь» - это когда произносят слова, «день» когда находят проверочное слово путем изменения формы слова.

Очень много слов можно проверять, используя различные игры: «Вставь букву», «Маячки», и т.д.

Во втором классе при изучении темы «Состав слова» использую в таблице части слова, где дети составляли родственные слова, сравнивали их, находили слова безударной гласной в корне, находили проверочные слова и выделяли корень.

за

руб

лен

лю

леп

ит

вы

с

ный

зарубит

  • рублю
  • вырубленный

слеплю

  • вылепит
  • лепка

Другой вид работы это слуховой диктант, в котором нужно выделить только корни, а затем их записать и сверить с образцом (Грибник, белизна, гористый, дождливые, лесной, звериный. Гриб-, бел-, гор-, дожд-, лес-, звер-)

Следующий вид работы – когда нужно подобрать слова с данным корнем.

Лес

Бел-

Лесник

Белизна

Лесистый

Подбелить

Залесок

Белый

Лесной

Побелка

Лесовичок

Белоснежный

У детей формируется осознанные умения составлять однокоренные слова, учились обогащать свой словарный запас.

После изучения темы «Правописание безударных гласных в корне слова» всегда следует проверить как же она усвоилась детьми.

Раздавались перфокарты, где сначала подобрать проверочные слова, потом указать безударную гласную в корне слова. Так выглядит эта перфокарта.

Слова

Проверочное слово

Безударная гласная

Посм…трел

смотр

о

Цв…тной

цвет

е

П…сать

пишут

и

С…довник

сад

а

В…рили

варит

а

Важно отрабатывать в словах орфограмму в корне слова. Для контроля результатов работы, учитель диктует слова, а дети вписывают буквы. Записи сверяют с написанными на доске.

После этих упражнений, давала текст на восемь, девять безударных гласных для того, чтобы дети могли самостоятельно выписать эти слова.

Проводилось обучение рассуждению по памятке:

В слове «лесной» орфограмма на безударную гласную в корне слова, потому что есть выбор букв е или и. Я выбираю букву е, так как однокоренное проверочное слово «лес», где ударный звук обозначаем только буквы е. Корень лес, залесье.

Эта памятка лежала перед глазами до тех пор, пока дети могли самостоятельно сделать выбор букв, зрительно воспринимались и использовались на практике. Это главная цель обучения рассуждению. Согласно памяткам, дети эти рассуждения усвоили быстро.

Для того чтобы сформировать умения орфографического анализа слов, ставила перед детьми определенные задачи. На доске текст, «Объясните почему зажглись маячки».

Далее моя работа по тексту:

  1. Установление соответствия и соответствие написание произношению;
  2. Нахождение орфограммы в словах, где есть «маячки»;
  3. Рассуждение вслух, где дети овладевают культурой умственного труда.

Другой прием – это без зрительного восприятия, когда дети без «маячков» сами находили в предложениях слова с безударными гласными.

Так в тексте найти слова с орфограммой на безударные гласные: «Наступил конец осени. Кругом все дорожки занесло снежком. Ребята сделали снежную горку. Они полили её водой. Вода замерзла, горка покрылась ледком».

Восприятие орфограмм на слух представляет трудности, для этого работа проводилась ежедневно, используя сигнальные карточки с гласными буквами. На уроках эта работа проводилась быстро, увеличивался темп и желание скорее найти ошибки.

Вывод: при изучении, повторении и закреплении безударных гласных важно чтобы учащиеся самостоятельно выработали алгоритм, правила, памятку для успешного определения безударной гласной. Чтобы не только на уроках русского языка, так и на уроках чтения должна развиваться орфографическая зоркость.

Важно на уроках научить находить самостоятельно в учебнике текст со словами на безударную гласную, а не то что учитель предлагает выполнить.
Постоянно проводилась словарная работа. Работали над их логическим значением, затем находили слова с безударными гласными.

Давала текст, где ученики быстро называли пять слов на проверяемые безударные гласные и пять слов на непроверяемые безударные гласные. Учащиеся быстро выполняют эти задания, закрепляют навыки правописания с безударными гласными, отрабатывают технику чтения, учатся работать с текстом.

Для чего это все? Это нужно для того, чтобы проверить себя и устранить пробелы. У детей воспитывается ответственное отношение к учебе.

Разнообразные приемы, игры, наглядность, системность работы, межпредметные связи помогали ученикам усвоить такую трудную тему, как правописание безударных гласных в корне слова.