Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях ФГОС ДО

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует наличия у педагогов ДОО высокого уровня профессиональной компетентности, мотивации на достижение нового качества и адекватного понимания ими сущностных координат и ориентиров.

Сущность, цели и формы взаимодействия ДОО и семьи по ФГОС

  • среди основных принципов дошкольного образования называется сотрудничество Организации с семьей (п. 1.4);
  • Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (п. 1.7);
  • часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно; данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов (п. 2.11.2);
  • в краткой презентации Программы должны быть указаны характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей (п. 2.13);
  • образовательная среда создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п. 3.1.6);
  • среди психолого-педагогических условий, необходимых для успешной реализации Программы, называется поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность (п. 3.2.1);
  • условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5);
  • организация должна создавать возможности для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы (п. 3.2.8);
  • требования Стандарта являются ориентирами для информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации (п. 44).

Цель работы с родителями: формирование общего воспитательного поля вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых (психологов и родителей).

Направления и формы работы с родителями

Современная семья и характерные для нее детско-родительские отношения:

Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций и т.д.

Влияние семьи на ребенка на ранних этапах формирования личности сильнее других воспитательных воздействий (школы, сверстников, СМИ). С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Наряду с решением задачи формирования и осуществления индивидуальной траектории социализации ребенка, его вхождения в социальное пространство, семья обеспечивает преемственность традиций. Семьи развивается в контексте общесоциального развития. Любые серьезные социальные изменения (политические, экономические) всегда приводят к изменениям семейных структур и функций. Современная семья и характерные для нее детско-родительские отношения имеют следующие особенности:

  • Расслоение общества, активно происходящее последние два десятилетия, привело к появлению разных моделей воспитания. И если раньше культура семейного воспитания отличалась большей однородностью (наличие совпадающих семейных ценностей, стилей взаимоотношений в семье) и описывалась в рамках единой отечественной семейной педагогики, то сегодня можно наблюдать широкую вариативность мировоззренческих и поведенческих проявлений, что обусловливает необходимость разных «семейных педагогик».
  • В последние годы возросло влияние церкви на семейное воспитание. Воскресные школы, создание приходских общин, куда приходят семьями, влияет на духовные, нравственные ориентиры, в том числе и в плане детско-родительских отношений.
  • Высокий процент разводов, большое число неполных семей.

Согласованность и взаимодополнение семьи и ДОО во многом определяют качество социализированности и степень психического здоровья ребенка, его возможности в творческом самовыражении и построении конгруэнтных отношений с окружающим миром. Кооперация семьи и детского сада реализуется родителями и педагогами. Именно от их взаимопонимания и способности к сотрудничеству зависит качество и конструктивность формируемого у ребенка образа окружающего мира, поиск своего места в нем.

Основными принципами, определяющими успешность взаимодействия педагогов и родителей, выступают следующие:

  • осознанности системного взаимодействия. Участники такого взаимодействия (педагоги и родители) должны осознавать необходимость совместных действий для личностного развития ребенка и раскрытия его творческого потенциала; идентифицировать себя как представителей системы взаимосвязанных институтов социализации ребенка; уметь находить конкретный контекст для взаимодействия;
  • согласованности усилий. Совместные усилия педагогов и родителей должны быть согласованы как на уровне содержания транслируемых посланий и предъявляемых ребенку правил и образцов, так и на уровне экспертизы и оценки поведения ребенка в заданном нормативном пространстве. Координаторами взаимодействия могут выступать психолог и методист (или социальный педагог), чьи действия определяются планом работы с родителями;
  • вариативности. Предъявляемые ребенку образцы социального поведения должны подбираться с учетом его индивидуальных особенностей и содержать вариативный спектр с возможностью выбора ребенком подходящего для него способа поведения;
  • дополнения. Педагоги и родители должны не дублировать единые функции, а дополнять усилия друг друга. Специфичность вклада каждой из сторон определяется особенностями социальных ролей педагога и родителя, разницей в педагогическом и родительском самосознании. Родители в большей степени способны повлиять на аффективные компоненты социальной идентичности ребенка, его субъективное принятие правил (перевод во внутренний план), а педагоги объективируют социальные нормы и способствуют их переводу на поведенческий (внешний) уровень;
  • операциональной компетенции. Педагоги должны владеть системой методических приемов взаимодействия с родителями (диагностических, организационных, коммуникативных), уметь отбирать и реализовывать адекватные формы индивидуальной и групповой работы, гибко и оперативно реагировать на запросы родителей;
  • паритетности. Родители и педагоги выступают партнерами в поддержке процесса социализации ребенка. Педагоги — организаторы взаимодействия. Для полноценного участия родителей в нем педагогический коллектив должен не только своевременно информировать их о качестве этого процесса, но и работать в режиме онлайн, регулярно получать обратную связь от родителей и оперативно корректировать свои педагогические воздействия на ребенка.

Среди основных трудностей работы с родителями воспитатели выделяют большой разброс в экономическом, образовательном и культурном статусах родителей детей одной группы, что влечет за собой разный уровень ожиданий и требований к ДОО, а также различную степень готовности и возможности к сотрудничеству.

Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников:

Обучает родителей:

  • способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
  • умению организовывать и направлять разные игры детей;
  • методам игрового взаимодействия с ребенком;
  • созданию оптимальной развивающей среды дома;
  • правилам выбора игровых средств и оборудования.

Проводит:

  • индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей (по запросу);
  • групповые тематические консультации для родителей;
  • игровые детско-родительские сеансы; консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта;
  • психологическую диагностику детей для прояснения запроса.

Знакомит родителей:

  • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
  • со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

  • создания условий для успешной социализации детей;
  • обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

  1. психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
  2. потребность к овладению психологическими знаниями;
  3. модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
  4. личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
  5. предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

Современное положение в триаде «ребенок — родитель — педагог» в большинстве ситуаций описывается такой моделью, где отношения педагогов и родителей сведены к минимуму, зачастую послания педагогов сводятся к информационным сообщениям (что предстоит в учреждении) и императивным распоряжениям («принести.., сдать...»), а ответные реакции родителей — к бытовым сообщениям и общим вопросам о ребенке.

Безусловно, такая модель отношений не ресурсна с точки зрения успешной социализации ребенка в новых условиях, представляет собой вариант «разорванной системы». Главной стратегической линией работы в такой ситуации должно стать движение к восстановлению прерванной связи между элементами системы. Тактическими мероприятиями по оптимизации взаимодействия педагогов и родителей могут быть:

  • выделение работы с родителями в качестве одного из приоритетных направлений работы педагогического коллектива;
  • изучение запросов родителей и их степени готовности к сотрудничеству;
  • постоянная консультативная поддержка, методическая помощь педагогам в организации намеченных мероприятий;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей и др.

 Необходимо помнить, что в основе большинства родительских позиций лежит любовь к ребенку. Однако, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители зачастую ощущают недостаточность психолого-педагогических знаний, панорамы генезиса возрастного развития, отсутствие арсенала педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении. Поэтому традиционное для отечественной системы образования педагогическое просвещение — актуальное направление работы и в современных условиях. Но при сохранении задач и содержания такой работы сегодня идет активный поиск новых форм сотрудничества педагогов и родителей, направленных на активное включение родителей в жизнь ДОО и новое качество совместной деятельности педагогов и родителей, глубоко и лично заинтересованных в сохранении уникальности каждого ребенка в процессе его активного вхождения в мир культуры и социальных отношений (проектная деятельность, интернет-конференции, электронная рассылка, тьюторство и др.).