Аннотация. В работе приведен анализ общих требований, которые необходимо учитывать при использовании информационных технологий в самостоятельной работе учащихся начальных классов с учебным материалом. В качестве объекта выступают учащиеся начальных классов. Предметом в данной работе является формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий в начальной школе. Поставлена цель - рассмотреть основные вопросы, которые касаются формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий в начальной школе. Описаны практические примеры использования информационных технологий для формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом.
Введение
Совершенствование содержания форм и методов организации самостоятельной работы учащихся начальных классов, в возрасте 8–9 лет, диктуется общемировыми тенденциями в области образования. Сейчас наши дети живут в мире электронной культуры. Поэтому в этой информационной культуре меняется и роль учителя. Учитель должен координировать поток информации. Следовательно, современному педагогу необходимо владеть новыми образовательными технологиями и методикой, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Информационно-коммуникационные технологии глубоко пробираются в жизнь человека, а информационная грамотность все более определяет уровень его образованности. Поэтому именно в начальной школе надо развивать информационную культуру, ведь она - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, который будет жить и трудиться в современном обществе. Он должен уметь самостоятельно принимать решения, активно действовать, ловко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Уроки с использованием ИКТ - это один из самых главных результатов инновационной деятельности. Использование информационных технологий в начальной школе позволяет не только повысить результативность преподавания, но и целесообразно, и экономно использовать время и силы педагога. Это обуславливает актуальность данной темы.
Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов, которые касаются формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий в начальной школе. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретический материал, касающийся формирования навыков самостоятельной работы учащихся начальных классов с учебным материалом с использованием информационных технологий;
- предложить практические примеры организации самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, наблюдение, изучение, эксперимент.
Объектом изучения является обучающиеся начальных классов.
Предметом исследования является формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий в начальной школе.
Общие требования при использовании информационных технологий в самостоятельной работе учащихся начальных классов с учебным материалом
При организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий на уроках в начальных классах, следует соблюдать определенные требования. Данные требования отразил в своих трудах автор Каменецкий С.Е., по его мнению, система самостоятельной работы учащихся при использовании ИКТ должна строиться следующим образом:
- система самостоятельной работы должна способствовать решению основных дидактических задач;
- система самостоятельной работы должна удовлетворять основным принципам дидактики. Организация самостоятельной работы должна быть вплотную связана с теорией, практикой, а также с основными принципами обучения;
- самостоятельная работа должна быть разнообразной по учебной цели и содержанию. Правильно организованная самостоятельная работа должна обеспечить у младших школьников формирование различных умений и навыков;
- основой самостоятельной работы является необходимость последовательности выполнения домашних и классных самостоятельных работ. Использование домашних и классных самостоятельных работа, в прутике организации самостоятельной работы, должны логически вытекать из предыдущих заданий и готовить почву для выполнения последующих [1].
Сыромятникова И.А. разделила самостоятельную работу на несколько этапов:
- актуализация знаний;
- решение поставленной учебной задачи;
- решение практических задач;
- контроль и самоконтроль.
Королько А. Н. пишет, что при организации самостоятельной работы необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся. Автор утверждает, что в основном, учителя начальных классов используют самостоятельную работу в процессе закрепления и контроля учебного материала, но иногда забывают о возможности организации самостоятельной деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Учитель должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе выполнения самостоятельной работы. Завышение объема работы вызывает у школьников состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. Королько А.Н. утверждает, что постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:
- путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;
- путем усложнения содержания задания;
- путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя [2].
Буряк В.К. считает, что при планировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Поэтому, чтобы сэкономить время на уроке и лучше организовать работу, автор предлагает учителю, предварительно самому, выполнить задания для самостоятельной работы учащихся. Тогда время, затраченное учителем на выполнение одного задания, необходимо умножить на 3 - именно столько минут потребуется учащимся для выполнения задания. В ходе выполнения задания учитель сможет понять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учащихся [3].
Белкин Е.Л. приводит некоторые примеры заданий для самостоятельной работы с использованием ИКТ:
- использование различных онлайн-тестов;
- инструкции или планы, которые выводятся на экран в классе;
- задачи количественные, качественные, познавательные - поиск новых знаний, поиск новых способов получения знаний при использовании онлайн-программ или компьютерных тренажёров;
- задачи тренировочные - закрепление знаний, закрепление способов получения знаний при использовании онлайн-программ и компьютерных тренажёров [4].
Практические примеры использования информационных технологий для формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом
Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся при изучении нового учебного материала с использованием компьютерного обучения находятся в постоянном взаимодействии и развитии: овладев одними методами и приемами познавательной деятельности, учащиеся переходят к другим, более совершенным.
К наиболее эффективным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твёрдую копию. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Интерактивная таблица помогает выстроить отдельные языковые факты в строгую систему, упорядочить знания учащихся, воспитывает у детей логику мышления, помогает выявлять и устанавливать причинно-следственные связи, развивает внимание и оперативную память. Изображение в таблице динамично, возникает по воле учителя по мере объяснения нового материала. Использование интерактивных таблиц позволяет, с одной стороны, реализовать системный подход в обучении русскому языку, а с другой – активизировать внимание и мышление учащихся на уроке.
Электронный учебник – это средство обучения на компьютерном диске, хранящем и представляющем аудио-, видео-, текстовую и графическую информацию. Он рассчитан на самостоятельную работу с компьютером в интерактивном режиме. На компьютер возлагаются функции учителя по управлению, обучению и контролю на всех этапах, т.е. он играет роль, по определению Пашковой Г.И., «электронного учителя». Таким образом, компьютер как средство обучения вносит изменения не только в содержание, методы обучения, но и создаёт новые формы учебного процесса [5].
В настоящее время во многих школах наиболее распространенным является следующий вариант использования информационных технологий применительно к формированию навыков самостоятельно работы учащихся с учебным материалом: ученикам предлагается с разной степенью самостоятельности разработать проекты, подготовить доклады, презентации по заданным темам. При организации и проведении проектов активно применяются информационные технологии для подготовки методических и организационных материалов, оформления результатов работы (к примеру, Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Publicher). Участникам рекомендуется осуществлять поиск необходимой информации не только среди печатных, но и электронных изданий (Интернет, электронные энциклопедии) самостоятельно и с помощью родителей. Очевидно, что используя информационные технологии, учащиеся могут получить доступ к богатым информационным ресурсам и имеют возможность обсуждать проблемы с любым заинтересованным человеком. Такая работа способствует формированию стимула для поиска дополнительной информации, для ознакомления с различными точками зрения и оценки собственного результата.
Заключение
Использование информационных технологий при организации самостоятельной работы учащихся позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Таким образом, основное назначение применения информационных технологий – создание оптимальных условий для индивидуализации учебных действий школьников, ориентация учеников на самообразование, увеличение доли самостоятельности и меры участия каждого ученика в учебном процессе, обеспечение его более свободной ориентировки в содержании курса и лучшего усвоения материала, развитие познавательного интереса, повышение мотивации.
Список использованных источников
1. Каменецкий, С.Е., Пурышева, Н.С., Важеевская, Н.Е. Теория и методика обучения в школе. - М.: Академия, 2013. - 230 с.
2. Королько, А.Н. Организация самостоятельной работы младших школьников: теоретический аспект. // Журнал «1 сентября», 2015. - С. 309–312.
3. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся. - М.: Просвещение, 2014. - 156 с.
4. Белкин, Е.Л., Теребулина, Н.А., Киселева, Т.Г. К вопросу о классификации самостоятельной деятельности // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе. - Волгоград, 2013. - С. 3–10.
5. Методика организации самостоятельной работы учащихся с использованием информационных технологий [Электронный ресурс]. Свободный доступ: https://videouroki.net/razrabotki/mietodika-orghanizatsii-samostoiatiel-noi-raboty-obuchaiushchikhsia-s-ispol-zova.html (дата обращения - 12.08.2019 г.).