Задачи: обучение бесконфликтным способам поведения и взаимодействия со сверстниками; оптимизация эмоциональной сферы: создание положительных эмоций, развитие чувства эмпатии; снижение агрессии детей путем выхода эмоций в «ситуации разрушения»; воспитание умения релаксации, самоанализ.
Материал: песочница, миниатюрные фигурки, запись спокойной музыки, пульверизаторы с водой, запись танцевальной музыки, игрушки, полотенца для рук.
Форма работы: подгрупповая (3–5 человек).
Ход занятия
Педагог. Ребята, вы любите сказки? Какие сказки больше всего вам нравятся?
(Ответы детей.)
Педагог. Какие сказочные у вас герои самые любимые, а какие нравятся чуть меньше?
(Ответы детей.)
Педагог. Предлагаю вам перенестись в сказку. Закройте глаза...
(Включается запись спокойной музыки.)
Элемент тренинга «Сказочная страна»
Педагог. Далеко-далеко есть сказочная страна, а в сказочной стране ничего невозможного не бывает. Там всегда греет ласковое солнце, сладко пахнут волшебные цветы, звенят ручейки, поют самые нежные песни маленькие птички... Откройте глазки. Сказка перед нами. Давай подойдем к волшебным коробочкам, где живут фигурки, и посмотрим – может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что волшебные помощники прячутся – сразу их не заметишь. Но сейчас мы будем очень внимательны.
Ритуальная игра «Волшебное заклинание» (Дети выбирают фигурки и подходят к песочнице.)
Педагог. В сказочной стране мы – волшебники, для этого каждому нужно придумать и произнести заклинание для своего превращения.
(Дети придумывают слова, произносят вслух и «становятся волшебниками».)
Педагог. Используйте свою волшебную силу, постройте город для сказочных героев.
(Дети строят город, внезапно появляется фигурка дракона.)
Проблемная ситуация «Как поступить с драконом?»
Педагог. Ребята, на волшебную страну налетел дракон! Он хочет разрушить ее, заколдовать жителей. Что же нам делать? Как его победить?
(Дети предлагают варианты помощи волшебной стране.)
Педагог. Для того чтобы победить дракона, давайте сначала вылепим его фигурку из песка.
(Дети вместе лепят дракона из песка, используя природный материал, воду, камни.)
Педагог. Что вы чувствовали, когда лепили дракона?
(Ответы и рассказы детей.)
Педагог. Какой он у вас получился, какие черты характера у него есть?
(Ответы детей.)
Педагог. Есть ли друзья? Как его зовут? Чем он питается? Где живет?
(Ответы детей.)
Педагог. Дракон вылеплен, если он получился злым – разрушьте его фигурку. А победу отметьте танцем победителей драконов.
(Под веселую музыку дети исполняют имитационный танец «Победа над драконом». После танца возвращаются к песочнице.)
Педагог. В этой же сказочной стране жила Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители сказочной страны чувствовали себя счастливыми. Я хочу предложить вам пофантазировать и вылепить символ счастья на песке.
Проективная игра «Символ счастья»
(Дети, руководствуясь собственным воображением, лепят символ – знак счастья.)
Педагог. Принцесса была такая добрая и красивая, что это пришлось не по вкусу Злой Ведьме. (Педагог приносит фигурку Ведьмы.) Что вы почувствовали, когда я показала Злую Ведьму? Как вы думаете, почему она стала злой?
(Ответы, рассказы и предположения детей.)
Педагог. Ведьма жила неподалеку. Она задумала похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так это и случилось... Ведьма превратила ее в невидимое существо и заточила в подземном замке. Замок был скучный и серый. (Педагог показывает замок.) Ребята, давайте построим праздничный дворец для Принцессы, чтобы поднять ей настроение.
Конструктивная игра «Строим замок»
(Дети, используя формы, украшения, из цветов создают сказочный замок.)
Педагог. Мало того: смельчак, который решится спасти Принцессу, своим прикосновением может погубить ее. И тогда она навеки останется заколдованной. Как вы думаете, ребята, как можно спасти Принцессу и вернуть людям добро и красоту?
(Ответы и предложения детей.)
Педагог. А я нарисую на песке лестницу и превращу ее в настоящую. Поднесу ее к Принцессе в окно, и она спасется. Или я выкопаю подземный ход, и Принцесса убежит из плена.
(Дети выполняют предложения педагога.)
Педагог. Добро и красота снова стали жить в сказочной стране. А прилетевший ветерок разрушил злой замок.
Дети вместе с педагогом рушат замок колдуньи.
Педагог. Кругом стало тихо и спокойно. Положите ладони на песок. Что вы чувствуете? Что вам понравилось?
(Ответы и рассказы детей.)
Педагог. Закройте снова глазки... Повторите вместе со мной волшебные слова: «Мне спокойно и хорошо. Настроение веселое и радостное. Я не обижаюсь и не грущу, а главное, не злюсь ни на кого!»
Всем, всем до свидания! Я очень буду ждать встречи с вами, чтобы отправиться в новое путешествие.