Цель занятия: Создание атмосферы дружеского общения, доверия; развитие концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания; снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи
- Развивать концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания, умение замечать свои ошибки.
- Осознавать значимость внимательности в жизни.
- Развивать эмоциональную сферу.
I. Вводная часть
1. Ритуал приветствия
Упражнение «Солнце»
Подойдите все, пожалуйста, ко мне и положите свои ладошки на мои. Вот какой замечательный у нас получился круг. Я чувствую тепло ручек каждого из вас. Я очень рада вас видеть.
II. Основная часть
Сообщение темы и цели занятия
Упражнение «Лучик внимания» (И.Вачков)
Это упражнение проводится по следующим правилам — сидеть молча, не двигаясь, с закрытыми глазами. Слушать музыку и мои слова. Правила понятны? Сели поудобнее. (Включается релаксационная музыка.) Рот на замок. Можно положить голову на парту. Каждый сейчас закроет свои глазки, с закрытыми глазками сосредоточенно будет слушать музыку, не делая никаких движений.
Прислушайся к своему дыханию. Твое дыхание постепенно успокаивается, становится размеренным, ровным. Веки тяжелеют. Глаза закрыты, и ты ощущаешь только темноту вокруг. Но вот возникает яркий золотистый лучик света. Этот лучик света — лучик твоего внимания. Он потихоньку движется и везде оставляет пятна лучисто-желтого цвета и тепло. Вот лучик побежал по твоему телу, ногам, рукам. Он попадает на твою правую руку и перемещается от плеча к ладошке. Вместе с ним по руке растекается приятное тепло и расслабление. Теперь твой лучик внимания перебежал на левую руку и движется от плеча к пальцам. Левая рука становится теплой, расслабленной.
А сейчас лучик внимания перескакивает на твой лоб, и ты чувствуешь лучистый свет и приятное тепло на голове. Тепло лучика ласкает лицо. Ты купаешься в тепле и свете. Тебе приятно и спокойно. Лучик внимания свободно перемещается с одного места на другое, бегает там, где ему хочется.
Вот он остановился — это потому, что ты о чем-то подумал. Лучик внимания следит за твоими мыслями, чувствами, освещает их, вот он убегает все дальше и дальше, постепенно угасает, тускнеет. Его почти не видно — осталась только светящаяся точка. Постепенно, не спеша, открой свои глазки. И твой лучик внимания уже здесь, в этой комнате — помогает замечать все, что ты видишь, слышишь, чувствуешь. Можно подвигать головой, руками, улыбнуться.
А теперь по очереди расскажите мне, что вы чувствовали и представляли, когда слушали музыку.
Психолог обсуждает с детьми, что они чувствовали, представляли (лучик света, пятна света, приятное тепло, расслабление, покой).
Арт-упражнение «Лучик внимания»
Ребята откройте свои альбомы и нарисуйте «Лучик внимания», таким каким вы его себе представили. Он будет своим теплом согревать и помогать вам быть внимательными. (Включается релаксационная музыка.)
Игра «Волшебные цветы»
Игровая карта и маршруты движения (приложение 1)
А сейчас вместе с лучиком внимания мы отправляемся в сказочное путешествие в страну «Волшебных цветов» (Включается музыка.)
«В далёкой стране жили трое друзей: черепаха, сова и мышонок. Они очень любили любоваться цветами и каждое утро они отправлялись на их поиски. Однажды они оказались у дверей волшебного замка, и их встретил добрый волшебник. Он приветливо улыбнулся им и объяснил, что в каждой комнате замка находится по волшебному цветку. Если сорвать колокольчик, можно стать мудрым, ромашка поможет стать смелым, а тюльпан — добрым. «Какие качества вы хотите приобрести?» — спросил волшебник. «Я хочу стать мудрой», воскликнула сова. «А мне хотелось бы быть смелым», скромно ответил мышонок. «Нельзя ли мне стать подобрее?» — спросила черепаха. «Я выполню все ваши желания», — пообещал добрый чародей. Каждому из зверят он дал карточку маршрута, где стрелками показано направление движения по разным комнатам. Он пояснил друзьям, что нужно двигаться строго по стрелкам. Сове он посоветовал собирать только колокольчики, мышонку — ромашки, а черепахе — тюльпаны».
А теперь ребята поможем друзьям пройти по маршрутам и поможем собрать им волшебные цветы и сосчитать, сколько таких цветов сможет собрать каждый из них. Ребята, помогая друзьям, вы становитесь мудрыми, смелыми, добрыми и внимательными и помогает нам «Лучик внимания» (правильный ответ: сова соберет 6 колокольчиков, мышонок — 5 ромашек, а черепаха — 5 тюльпанов).
Обратите внимание на то, чтобы дети не водили пальцем по маршрутам движения. Они должны прослеживать их только глазами. Использовать указку можно лишь для объяснения условий игры и в случае серьезных затруднений. Каждое животное начинает движение с того места, где оно расположено. Первая стрелка указывает, какая комната должна быть первой, вторая стрелка подсказывает движение из первой комнаты во вторую и т.д.
Чтобы сделать игру более сложной, можно, во-первых, увеличить количество персонажей (до 5—6), во-вторых, увеличить длину маршрута до 15 и более стрелок и, наконец, предложить детям считать не один, а два цветка (например, определить, сколько черепаха соберет колокольчиков и ромашек, путешествуя по своему маршруту).
Упражнение «Волшебник сказал…»
Ребята сейчас вы должны повторять за мной движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), и их нужно повторять только в том случае если я добавлю слова «Волшебник сказал…» (Кто ошибется, то выполняет желания всех).
III. Заключительная часть
1. Рефлексия занятия
- Что понравилось?
- Что запомнилось?
- В какой игре вы чувствовали себя лучше всего?
- Поднимите в сторону руки те, кто сегодня был самым внимательным?
- А кто, по-вашему мнению, сегодня из ребят был особенно внимательным?
А теперь поднимите обе руки вверх те, кто сегодня был самым внимательным учеником на свете.
Вы получаете жетоны за урок, положите их в свои конвертики.
2. Ритуал прощания
А теперь встанем, посмотрим, друг на друга и улыбнёмся друг другу. Поблагодарите «Лучик внимания» за то, что он вам сегодня помогал быть внимательными, обращайтесь к нему за помощью и он вам всегда поможет.
Молодцы вы сегодня хорошо работали. «Всем, всем доброго дня».
Литература
1. Т.Аржакаева, И.Вачков. Психологическая азбука для первоклассников. Газета «Школьный психолог», № 33. 1999.
2. Т.Аржакаева, И.Вачков. Психологическая азбука для первоклассников. Газета «Школьный психолог», № 35. 1999.
3. А.Барташников. Учись мыслить. С.-П., Союз, 2000.