Как воспитать в ребенке любовь к своему родному краю

Разделы: Краеведение

Класс: 5


Воспитание в ребенке любви к своему родному краю довольно важный аспект в формировании личности ребенка, так как именно данное чувство помогает ему приобрести определенный нравственный ориентир, социализироваться и получить понимание пространства, в котором он растет и развивается. Стоит дать определение понятию любовь к родному краю. На мой взгляд, в первую очередь - это уважение к традициям и истории края, желание изучать свой край и ощущение сопричастности к нему. Естественно, все это необходимо воспитывать в ребенке. Таким образом, перед нами ставится вопрос, какими методами и способами реализовать данное воспитание в в возрасте 11-12 лет (5 класс), так как именно в 5 классе начинается изучение предмета История.

В данном возрасте уже формируются основные черты личности, а ведущей деятельностью еще пока является игра, поэтому для воспитания любви к своему краю стоит учитывать, что применять стоит более активные и наглядные способы. Одним из таких способов может являться организация прогулок по родному селу, городу или выездов на экскурсии по достопримечательностям края, данный способ, по моему мнению, помогает повысить у детей интерес к изучению истории родного края за счет более активных и ярких для ребенка формах деятельности. Кроме того, прогулки и экскурсии показывают детям, так скажем, живой и наглядный край, который дарит им настоящие эмоции, таким образом выстраивать дальнейшее воспитание проще, так как ребенок представляет свой край не как абстракцию, а как яркую и живую картинку. Так же, родной край оставит в них позитивные ассоциации. Стоит отметить, что во многом эффект от такого метода зависит от интерактивности, которую обеспечит педагог. Для этого возможно применять методы, которые помогут сформировать в детях инициативу по погружению в историю родного края. Инициатива важна для воспитания в возрасте 11-12 лет, так как у ребенка должно сложиться чувство того, что он самостоятельно и добровольно занимается изучением родного края, так повышается мотивация и снижается шанс потери интереса ребенка.

Для развития личной инициативы ребенка, возможно включать в воспитание взаимодействие с семьей. Семья может стать стимулом для изучения родного края ребенком, а так же за счет погружения в историю семьи, возможно,показать ребенку связь семьи с историей края, тогда ребенок почувствует, что родной край опять же не абстракция, а конкретные люди и он сам. Именно осознанность и личная инициатива, воспитанная в ребенке, его личное понимание и отношение к краю, могут назваться любовью к нему. Как было сказано выше, основной деятельностью в возрасте 11-12 лет является игра, поэтому ее стоит включать в процесс воспитания. Как правило, в ходе игры ребенок применяет на себя различные роли, близкие к его психологическим запросам и ориентирам, он погружается в свой мир.

Игры в ходе воспитания, на мой взгляд, стоит разделить на две группы: в одни дети играют сами и без вмешательства педагога, а другие педагог может организовывать сам.

Первая группа игр вполне может быть использована для воспитания в детях любви к родному краю, но для этого стоит обратиться к вспомогательным средствам, в данном случае ими могут являться художественные произведения. Для достижения цели,возможно, рассказывать детям, с помощью произведений, о личностях, внесших вклад в развитие края, о героях фольклора народов края, о самой истории края, при этом необходимо поднимать темы близкие для детей в этом возрасте, создавая положительный пример. Соотношение личных тем с образами из истории края сформируют ориентиры, на которые ребенок захочет равняться. Чувство сопричастности с ориентиром из истории края, создающим комфортную для ребенка среду, в которой он ощущает себя уверенно, имея определенные ценности, на мой взгляд, способствуют формированию любви к родным местам.

Вторая группа игр, которую организовывает сам педагог, в процессе воспитания любви к родному краю, должна использоваться для повышения интерактивности изучения края, поддержания интереса ребенка. Кроме того, в ходе игры немаловажно применять методы по сплочению детского коллектива. Казалось бы, связи между сплоченным детским коллективом и любви к родному краю не прослеживается, но, если для ребенка его окружение ассоциируется с негативом, конфликтами и т.п., то это сформирует отрицательный взгляд личности на место, где он рос, а также, в будущем, возможны проблемы с социализацией в других коллективах.

Говоря об объединении, стоит упомянуть, что Россия - межнациональная и межкультурная страна, в каждом ее регионе проживают представители различных культур, Пермский край не исключение, поэтому важно включать в воспитание знакомство с данными культурами.

В заключение хотелось бы сказать, что воспитание в детях любви к родному краю довольно важно для их будущего, без любви к краю невозможно полноценно изучить его историю, сохранить его традиции и развивать его, жить в гармонии с ним, без всего этого в свою очередь общество потеряет ориентиры, его объединение станет сложным в рамках одного края, чего нельзя допустить.