Конспект урока русского языка по теме «Приставки и предлоги". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Ключевые слова: русский язык, приставка, предлоги


Система учебников автор: Полякова А.В.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания, научить распознавать предлоги и приставки.

Методические задачи урока

Предметные:

  • подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия приставка или предлог;
  • формировать умение отличать приставки от предлогов.

Метапредметные.

  • Развивать: УУД  учащихся;

Психические процессы:

  • произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;
  • умение работать в паре, в группе, индивидуально.

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию учения;
  • развивать уважение и интерес к русскому языку.

Основные дидактические методы:

  • деятельностный, проблемный, исследовательский, практический;
  • методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма проведения урока:

  • урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ, технологией проблемного обучения.

Технологическая карта урока

Части урока
1. Самоопределение к деятельности

1. Организационный момент.

Речевая разминка.
- Здравствуйте, ребята!
- Настроенье каково?
- Во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения!
- Может вы уже устали?
- Мы таких с собой не брали
- Может ляжем отдохнём?
- Лучше мы урок начнём!
- Мы начнем сейчас урок с этих строк.
Вы на строчки посмотрите,
Что заметили, скажите?
(Буквы Оо с верхним и нижним соединением, на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)
- Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (предлоги и приставки).
-Так приставки или предлоги? Кто сможет поспорить ?
(включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников, решение проблемы).
- Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

2. Постановка темы урока

- Какие цели ставим перед собой, чему будем учиться на уроке? (ответы детей: будем учиться различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и на письме)
- Если есть одинаковые предлоги и приставки, то, как их различить? Давайте разберемся.
Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой

3. Работа в тетрадях

– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. a) Записываем: число, классная работа и чистописание. (Буквы Оо с верхним и нижним соединением, на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)
б) Запись словарных слов.
в) В это время работают индивидуально у доски и на месте с карточками несколько учеников:
1.Разбор слов по составу.
2.Подбор однокоренных слов.
3.Проверка безударных гласных.
4.Составить и записать предложение, подчеркнуть главные члены, указать части речи.
5. Исправить ошибки в словах.
Проверка словарных слов.

Деятельность учителя

Организация обучающихся, включение в работу.
Способствие к озвучиванию темы урока.

Деятельность обучающихся

Подготовка к восприятию нового материала.
Включение в деловой ритм.

Универсальные действия

Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Коммуникативные УУД: умение вести диалог, с точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

Содержание
2. Актуализация знаний

2.Актуализация знаний-вход в тему урока

Предлагаю прочитать запись на доске:
На доске записаны словосочетания:
(до)ехал (до)д .ревни
(по)бежал (по)д .роге
(про)читал (про)з .вод
(под)полз (под)м .шину
(на)кричал (на)с.баку
– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) Можно разделить на слова из словаря и не из него.
2) На глаголы и существительные.
3) На слова с приставками и слова с предлогами.

Беседа по вопросам: 

- Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите слова с приставками ..
- Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)
-
Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т.д.
– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.
(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово.
(До (чего?) деревни, до нашей деревни
По (чему?) дороге, по узкой дороге
Про (что?) завод, про тракторный завод и т.д.)

– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)
- Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук в приставке и в корне)
- А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (если безударный гласный в приставке, нужно вспомнить, как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное слово с ударным гласным или проверить по словарю).
- Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
- Подчеркните предлог и выделите приставку. (Взаимопроверка)

Деятельность учителя

Актуализация знаний обучающихся, определение их уровня знаний, выявление пробелов в знаниях обучающихся.

Деятельность обучающихся

 Повторение изученного материала. Тренировочные упражнения, развитие мыслительных операций и учебных навыков.

Универсальные действия

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
Познавательные УУД.
Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.
Логические универсальные действия: анализ материала; выбор оснований для составления задания.
Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

3. Постановка учебной задачи

3. Постановка учебной задачи
 Предлагаю выполнить работу в учебнике
Работа по учебнику
- Откройте учебники на с.145.
- Прочитайте тему урока.
- Кто напомнит, чему будем учиться сегодня на уроке? (будем учиться различать предлоги и приставки)
- Упр. 341 (составить простые нераспространенные предложения)
1. Ребята весело скатились с горки.
2. Девочки побежали по узкой тропинке.
3. Все гости уже вошли во дворец.

Физминутка

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут

Продолжение работы по теме урока

1. Работа в парах.
- У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу
Проверка
2. Дифференцированная работа.
- Выберите себе задание, с которым справитесь.
1 уровень
- Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  • Лодка (от)плыла (от)берега.
  • Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
  • Солнце (за)шло (за)тучу.
  • Всадник (с)лез (с)коня. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
  • (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  •  (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  • Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень.
Найди слова с приставками и выдели их. Подчеркни главные члены.
На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.
- Вставьте предлоги и запишите предложения.
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.
Проверка заданий и выводы.

3. Работа в группах.
 (у каждой группы одинаковые задания)
Решили лисы кролика (за)печь, _____________________
А кролик из духовки прыг (за) печь. _________________
Зависело б (от)мыла,
Веснушки я б (от) мыла ___________________________
Сугробы снега вьюги (на) мели, ____________________
И грузовик, как баржа, (на )мели. ___________________

Я правило бубня (под)нос, ________________________
В альбоме рисовал (под)нос._______________________
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________

Деятельность учителя

Создание проблемной ситуации.

Деятельность обучающихся

Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение темы урока.

Универсальные действия

Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение познавательной цели.
Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

Части урока
4. Итог урока:

Содержание:

4. Итог урока

Проверка заданий.
Подведение итогов.
Составление кластера.
На доске находятся опоры:

  • часть слова
  • отдельное слово
  • отдельно
  • слитно
  •  для связи слов в предложении
  • для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

написал

на доске

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

- Какое задание вас заинтересовало?

Деятельность учителя

Организует работу детей по применению новых знаний. (написание приставок и предлогов со словами)

Деятельность обучающихся

Выполнение самостоятельной работы. Самопроверка с использованием полученных знаний.

Универсальные действия

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: самоопределение.

Части урока

5.Рефлексия

5. Рефлексия
- Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)
- Как различить предлог  и приставку? (Нужно поставить вопрос или подобрать подходящее)
Возьмите в руки « мордочки», которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Что затруднило в новой теме?
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Деятельность учителя

Организация обобщения темы урока и рефлексии.

Деятельность обучающихся

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Универсальные действия

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вести диалог, слушать учителя, одноклассников.
Познавательные УУД: рефлексия.
Личностные УУД: смыслообрзование

Части урока
6. Домашнее задание

6. Домашнее задание: упр. 345 или343 по выбору.