Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: начальная школа, ИКТ


Одной из основных частей информатизации образования является использование компьютерных информационных технологий в школе. В настоящее время все учителя должны быть знакомы с информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) и владеть современными методиками.

Использование компьютерных технологий на уроках позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повышает качество знаний по предметам; повышает мотивацию учащихся; расширяет наглядность; формирует информационную культуру младших школьников; развивает быстроту восприятия и образного мышления.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия зрение, слух, эмоции, воображение.

Организация урока в начальной школе должна способствовать активизации познавательной сферы учащихся, успешному усвоению учебного материала, способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Информационно-коммуникативные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении, контроле.

Учитель, применяя ИКТ на своих уроках, выбирает компьютерные программы, подготавливает учебный материал, определяет методы использования информационно-коммуникативных технологий в преподавании темы на уроке, организует работу, анализирует результаты урока. На уроке учитель использует персональный компьютер, проектор, представляет презентации, демонстрирует таблицы, графики, промежуточные контрольные вопросы, шаблоны для заполнения.

Применяя информационно-коммуникативные технологии на уроках в начальной школе, учитель управляет учебным процессом, с их помощью быстро реагирует на изменившуюся ситуацию. При затруднении восприятия учебной информации отдельными учащимися, учитель может ее повторить несколько раз, в то время как остальные учащиеся могут работать самостоятельно.

При использовании ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) осуществляется индивидуально-дифференцированный подход на основе сотрудничества, повышается продуктивность урока. Существуют мультимедийные обучающие программы с анимацией и звуковым сопровождением, которые облегчают запоминание материала, усиливают его восприятие, вызывают интерес у младших школьников, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики, почувствовать настроение героев. Задача учителя – заинтересовать, найти новое, неизвестное, используя наглядные пособия, анимационные возможности ИКТ. Учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков.

Через школьные учебные проекты открываются новые возможности: учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия.

Мультимедийная презентация делает разнообразным процесс передачи информации, вызывает интерес у младших школьников, усиливает воздействие выступления. С помощью презентаций учитель понятно изображает вещи, которые невозможно передать словами.

Уроки с использование ИКТ позволяют младшим школьникам быстро усваивать большой объем учебного материала. Учитель, используя компьютер на уроках, наполняет урок не только содержанием, но и активизирует деятельность учащихся через эмоционально-нравственное восприятие. Информационные возможности компьютера развивают визуальное мышление у учащихся.

Хорошим результатам усвоения учебного материала способствует использование интернет-ресурсов на уроках.

По все предметам УМК «Школа России» предлагает электронное приложение, которое включает в себя упражнения, игры, анимации, проверочные работы, задания на развитие речи. Это мне помогает более эффективно организовать работу на уроке. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности развивают познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

Видео, как средство информации, играет важную роль в развитии и обучении детей. Использую его на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства. Наблюдая на экране картины природы, картинные галереи, залы музеев дети фантазируют, мечтают, у них появляется желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. Всё это вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

Итак, делаю вывод, что применение ИКТ позволяет мотивировать учащихся начальной школы и глубже изучать все предметы. Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышению мотивации к учению, развитие наглядно-образного, информационного мышления, повышению активности и инициативности младших школьников на уроке, повышению уровня комфортности обучения.

Литература

  1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. // Москва, НИИ школьных технологий. – 2008.
  2. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2009.
  3. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.
  4. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008.