В соответствии с учебным планом, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом.
Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания повседневно необходимы людям в профессиональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны и пр. Курс углублённого изучения предмета, лежащий на стыке географии и региональной экономики, поможет дать ответы на эти вопросы.
Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
Согласно концепции школьного образования сегодняшний школьник имеет возможность выбора профильных предметов. Так в школах появились классы социально-экономические, где география является профильным предметом.
В Лицее №22 «Надежда Сибири» с 2017г. мы с ребятами изучаем географию углублённо. Данный курс использует инновационный учебно-методический комплекс «География. Углублённый уровень. 10-11 кл. В.Н.Холина». Использование данного УМК даёт учащимся возможность продвижения по своей личной образовательной траектории, благодаря использованию интернет-ресурсов, ЭП к учебнику и других материалов.
Курс углублённого изучения географии отличается от базового по содержанию. Согласно новому стандарту в него введены теоретические вопросы географии. Общеизвестно, что на смену эпохе практических открытий пришла эпоха теоретических открытий. Она началась в XIX веке, когда были выявлены первые глобальные законы: широтной зональности и высотной поясности, размещения хозяйства и общества. Учащиеся 10 класса впервые знакомятся с моделью размещения сельскохозяйственных (с/х) зон различной интенсивности вокруг единого рыночного центра, моделью Тюнена, которая представляет 1-й закон размещения с/х зон различной хозяйственной деятельности в пространстве, с новыми возможностями в познании мира. Изучение материала происходит через систему взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания.
Углублённое изучение предусматривает привлечение знаний из разных областей науки: экономики, естествознания, истории, обществознания, иностранных языков, культурологии и других. Естественно, данный курс опирается на знания, полученные в курсах физической и экономической географии ранее. Положительным аспектом углублённого изучения географии является то, что в нем уделяется большое внимание практической значимости географии (в формировании мировоззрения обучаемого) в будущей профессиональной деятельности. В учебнике представлены рубрики-боксы «карьера», где приводятся не только профессии, связанные с географией, но и то, какие знания географии пригодятся специалисту в будущем. Этой цели можно достигнуть через различные формы самостоятельного использования интернет-ресурсов для выполнения заданий по географии, поиска информации, ссылки на которые имеются в УМК.
Учебник насыщен материалом в виде таблиц, карт, заданий, интересных рубрик, снабжён адресами сайтов: Министерства образования и науки РФ, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Русского географического общества и др.
Несомненно, при изучении географии на углублённом уровне с использованием соответствующего УМК, реализуется системно-деятельностный подход в обучении географии, при котором учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Знания, добытые в результате собственного поиска, приводят учащихся к творчеству, желанию осуществлять творческое преобразование учебного материала.
При изучении географии на базовом уровне преследуется цель вооружить школьника базовыми знаниями о политической карте мира, географии мировых природных ресурсов и населения, о мировом хозяйстве, крупных регионах мира и глобальных проблемах человечества, теоретические вопросы, представленные в содержании углублённого курса, темы разделов «Устойчивое развитие», «Основы электоральной географии» и др. не рассматриваются.
Очевидно и то, что изучение географии на углублённом уровне вызывает определённые проблемы. Одна из них та, что при сдаче ЕГЭ по географии требуются знания базового уровня. Предложенные программы изучения географии на углублённом уровне, напротив, предлагают изучать вопросы, выходящие за поле базовых знаний: современные концепции размещения и взаимодействия (субъектов) различных сфер экономики. Изучаются основные положения трудов Д.Харвея, П.Хаггета, Тюнена и др. Естественно, учитель вынужден программу изменять, приспосабливая её для ученика, с тем, чтобы не потерять материал базовый, необходимый для успешной сдачи экзамена. Соответственно, в рабочей программе, которую я использую для обучения детей социально-экономического класса, сочетается материал базового курса и углублённого.
Ни для кого не секрет, что географические знания необходимы для современного человека повседневно в профессиональной деятельности и в быту. Это знания о Земле – планете людей, о населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане, о своей стране. Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора учащихся. География как учебный предмет обеспечивает картографическую подготовку. Понимать, читать, знать карту – эти задачи решаются только на уроках географии. Умения пользоваться картой равнозначно таким умениям, как читать и писать. Карта – это и наглядное пособие, и источник знаний. Задача учителя – научить ученика пользоваться этим источником знания. Работа с картой способствует развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления. Программа углублённого изучения предполагает широкое использование обучающимися тематических карт.
Углублённое изучение географии это курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Материал УМК представлен в избыточном объёме, поэтому, учащиеся, выполняя классные и домашние задания, много работают самостоятельно, широко используя при этом картографический материал и другие разнообразные ресурсы. Таким образом, у них формируются навыки самостоятельного добывания информации, что пригодится им в дальнейшем обучении профессии.
К сожалению, длительное время география была отодвинута на второй план, её стали считать второстепенной наукой. В школе географию сдавали лишь по выбору. А ведь её по праву можно назвать царицей естественных наук. География включает в себя и математику, и физику, и астрономию, и биологию, и химию, и историю и др. науки. Она может и должна стать мощным инструментом патриотического воспитания школьников.
Согласно «Концепции развития географического образования в Российской федерации», наметились положительные сдвиги в повышении престижа науки.
В концепции говорится о необходимости формировать у обучающихся на профильном уровне изучения учебного предмета расширенное/углублённое представление о географических особенностях развития России и современного мира, о системности в природе и обществе.
Естественно, стране нужны географы, океанологи, метеорологи, гидрологи, картографы, военные специалисты-топографы, геоэкологи и другие, поэтому на сочинском форуме в мае 2019 г. наметилась перспектива сдачи обязательного экзамена по географии в ВУЗы, по профильным направлениям. Поэтому современная школа должна обеспечить достаточным объёмом географических знаний и умений выпускников для продолжения образования. Углублённое изучение географии в школе в этом поможет.