Логопедическая неделя. Сценарии внеклассных мероприятий и занятий для школьников

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1, 2

Ключевые слова: сценарий, внеклассная работа


Методическая разработка для учителя-логопеда школы.

Наряду с традиционными формами проведения занятий, логопедическая работа  проходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм работы является проведение "Логопедической недели”, которая проводится во втором полугодии учебного года. При её проведении решаются следующие задачи: 

  • закрепление знаний; 
  • развитие познавательных и психических процессов; 
  • создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей; 
  • осуществление взаимосвязи в работе педагогов.

Для проведения "Недели” составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей, родителей и педагогов на информационном стенде. В течение недели проводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: олимпиады, конкурсы, викторины, выставки, развлекательные и познавательные логопедические праздники. 

В понедельник  первое мероприятие «Планета красивой и правильной речи», а  также проходит открытие "Логопедической недели”, которое носит увлекательно-информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Все конкурсные материалы принимаются до четверга. Представляется жюри, куда входят логопеды, педагоги и дети. Далее всё проходит согласно намеченному плану.

Вторник: «В стране Вообразилии»

  1. Конкурс рисунков «Я мечтаю о...»
  2. Конкурс мини-сочинений «Если б я был волшебником. »
  3. Урок ИЗО «На что похожа клякса?»
  4. Олимпиада «Мышление и речь»

В среду проходит игра «В городе Внимания»

В четверг проходит «В мире волшебных слов»

  1. Логопедический досуг
  2. Показ мультфильмов на переменах
  3. Акция «Кто самый вежливый в классе?»

В пятницу «Подведение итогов»

  1. Рефлексия «Cобери буквы в слова»

Победители награждаются подарками и призами. Все сценарии разрабатывает логопед, используя новинки методической литературы, специализированные периодические издания, мультимедиа-ресурсы и иные источники информации.

Каждый год план "Недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов. 

По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, письменных и творческих работ). Здесь прослеживается тесная связь работы логопеда с педагогами, воспитателями и детьми. Огромную поддержку и помощь оказывает администрация школы. В подготовке, оформлении и проведении "Недели” обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности. 

Проведение "Логопедической недели” активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.

В различных мероприятиях участвуют все желающие. Некоторые конкурсы являются обязательными. Пропустить их нельзя. Все результаты активного участия детей являются высоким показателем работы в течение учебного года.

План мероприятий логопедической недели

Таблица 1

День недели

Название дня

Мероприятия

Понедельник

«Планета красивой и правильной речи»

Конкурс «Самая интересная скороговорка»

Игра «Занимательная психология и логопедия»

Контроль за правильным произношением звуков в речи

Вторник

«В стране Вообразилии»

Конкурс рисунков «Я мечтаю о...»

Конкурс мини-сочинений «Если б я был волшебником»

Урок ИЗО «На что похожа клякса?»

Олимпиада «Мышление и речь»

Среда

«В городе Внимания»

логопедический досуг

Четверг

«В мире волшебных слов»

логопедический досуг

Показ мультфильмов на переменах

Акция «Кто самый вежливый в классе?»

Пятница

«Подведение итогов»

Рефлексия «Cобери буквы в слова»

Таблица 2. Описание компонентов системы работы

Наименование
компонента

Мероприятия

Цель

Участники

Результат

Конкурсы

Конкурс «Самая
интересная
скороговорка»

Формирование самоконтроля над собственной речью.
Развитие
поисковой
деятельности.

3-4 классы

Награждение участников грамотами (приложение 8). Обогащение словарного запаса.

Конкурс рисунков «Я мечтаю о...»

Развитие творческих способностей и фантазии детей

1-2 классы

Развитие
воображения

Конкурс мини­сочинений «Если б я был
волшебником...»

3-4 классы

Развитие воображения и письменной речи

Игры

Игра
«Занимательная логопедия» (приложение 1)

Развитие
познавательных
способностей
(память,
внимание,
мышление, речь)

3 классы

Получение опыта работы в команде в процессе
достижения общей цели.
Развитие
познавательных
способностей

Индивидуальная работа с заданиями

Олимпиада «Мышление и речь» (приложение 2)

Диагностика актуального уровня развития познавательных способностей и речи

4 классы

Выявление детей с высоким уровнем развития познавательных процессов

Акции

Стенд с информацией и заданиями на развитие познавательных процессов, «Cобери буквы в слова» (приложение 6)

 

1-4 классы

разгрузка, рефлексия

Уроки

Урок ИЗО «На что похожа клякса?»

Развитие фантазии и воображения обучающихся

1-4 классы

Оформление стенда лучших творческих работ

Приложение 3

Приложение 4

Библиография

  1.  Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Издательство «Ось-89», 2001. - 272 с.
  2. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 270 с.
  3. Голосова Т.С. Неделя психологии «Как прекрасен этот мир!» / Т.С. Голосова // Психолог в школе. - 2015. - №9. - С.5-21.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда/Л.Н. Ефименкова. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
  5.  Завьялова Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. - М.: АРКТИ, - 2010. - 56 с.
  6.  Земцова О.Н. Непослушные звуки Л-ЛЬ. Логопедическая тетрадь / О.Н. Земцова. - М.: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2012. - 32 с.
  7. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998. - 144 с.
  8. Пометова Е.Ю. Игровые занятия для снятия стресса у младших школьников / Е.Ю. Пометова // Психолог в школе. - 2015. - №7. - С.26-34.
  9. Развитие произвольной памяти у младших школьников: программа, разработки занятий / авт.-сост. Е.А. Лапп, С.Ж. Хайрушева. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 138 с.
  10. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 99 с.
  11. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
  12.  Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет / И.В. Скворцова. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. - 208 с.
  13.  Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 144 с.
  14. Школа физкультминуток. 1-4 классы / авт.-сост. В.И. Ковалько. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2014. - 224.