Методическая разработка для учителя-логопеда школы.
Наряду с традиционными формами проведения занятий, логопедическая работа проходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм работы является проведение "Логопедической недели”, которая проводится во втором полугодии учебного года. При её проведении решаются следующие задачи:
- закрепление знаний;
- развитие познавательных и психических процессов;
- создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
- осуществление взаимосвязи в работе педагогов.
Для проведения "Недели” составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей, родителей и педагогов на информационном стенде. В течение недели проводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: олимпиады, конкурсы, викторины, выставки, развлекательные и познавательные логопедические праздники.
В понедельник первое мероприятие «Планета красивой и правильной речи», а также проходит открытие "Логопедической недели”, которое носит увлекательно-информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Все конкурсные материалы принимаются до четверга. Представляется жюри, куда входят логопеды, педагоги и дети. Далее всё проходит согласно намеченному плану.
Вторник: «В стране Вообразилии»
- Конкурс рисунков «Я мечтаю о...»
- Конкурс мини-сочинений «Если б я был волшебником. »
- Урок ИЗО «На что похожа клякса?»
- Олимпиада «Мышление и речь»
В среду проходит игра «В городе Внимания»
В четверг проходит «В мире волшебных слов»
- Логопедический досуг
- Показ мультфильмов на переменах
- Акция «Кто самый вежливый в классе?»
В пятницу «Подведение итогов»
- Рефлексия «Cобери буквы в слова»
Победители награждаются подарками и призами. Все сценарии разрабатывает логопед, используя новинки методической литературы, специализированные периодические издания, мультимедиа-ресурсы и иные источники информации.
Каждый год план "Недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.
По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, письменных и творческих работ). Здесь прослеживается тесная связь работы логопеда с педагогами, воспитателями и детьми. Огромную поддержку и помощь оказывает администрация школы. В подготовке, оформлении и проведении "Недели” обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности.
Проведение "Логопедической недели” активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.
В различных мероприятиях участвуют все желающие. Некоторые конкурсы являются обязательными. Пропустить их нельзя. Все результаты активного участия детей являются высоким показателем работы в течение учебного года.
План мероприятий логопедической недели
Таблица 1
День недели |
Название дня |
Мероприятия |
Понедельник |
«Планета красивой и правильной речи» |
Конкурс «Самая интересная скороговорка» Игра «Занимательная психология и логопедия» Контроль за правильным произношением звуков в речи |
Вторник |
«В стране Вообразилии» |
Конкурс рисунков «Я мечтаю о...» Конкурс мини-сочинений «Если б я был волшебником» Урок ИЗО «На что похожа клякса?» Олимпиада «Мышление и речь» |
Среда |
«В городе Внимания» |
логопедический досуг |
Четверг |
«В мире волшебных слов» |
логопедический досуг Показ мультфильмов на переменах Акция «Кто самый вежливый в классе?» |
Пятница |
«Подведение итогов» |
Рефлексия «Cобери буквы в слова» |
Таблица 2. Описание компонентов системы работы
Наименование компонента |
Мероприятия |
Цель |
Участники |
Результат |
Конкурсы |
Конкурс «Самая |
Формирование самоконтроля над собственной речью. |
3-4 классы |
Награждение участников грамотами (приложение 8). Обогащение словарного запаса. |
Конкурс рисунков «Я мечтаю о...» |
Развитие творческих способностей и фантазии детей |
1-2 классы |
Развитие |
|
Конкурс минисочинений «Если б я был |
3-4 классы |
Развитие воображения и письменной речи |
||
Игры |
Игра |
Развитие |
3 классы |
Получение опыта работы в команде в процессе |
Индивидуальная работа с заданиями |
Олимпиада «Мышление и речь» (приложение 2) |
Диагностика актуального уровня развития познавательных способностей и речи |
4 классы |
Выявление детей с высоким уровнем развития познавательных процессов |
Акции |
Стенд с информацией и заданиями на развитие познавательных процессов, «Cобери буквы в слова» (приложение 6) |
|
1-4 классы |
разгрузка, рефлексия |
Уроки |
Урок ИЗО «На что похожа клякса?» |
Развитие фантазии и воображения обучающихся |
1-4 классы |
Оформление стенда лучших творческих работ |
Библиография
- Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Издательство «Ось-89», 2001. - 272 с.
- Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 270 с.
- Голосова Т.С. Неделя психологии «Как прекрасен этот мир!» / Т.С. Голосова // Психолог в школе. - 2015. - №9. - С.5-21.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда/Л.Н. Ефименкова. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
- Завьялова Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. - М.: АРКТИ, - 2010. - 56 с.
- Земцова О.Н. Непослушные звуки Л-ЛЬ. Логопедическая тетрадь / О.Н. Земцова. - М.: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2012. - 32 с.
- Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998. - 144 с.
- Пометова Е.Ю. Игровые занятия для снятия стресса у младших школьников / Е.Ю. Пометова // Психолог в школе. - 2015. - №7. - С.26-34.
- Развитие произвольной памяти у младших школьников: программа, разработки занятий / авт.-сост. Е.А. Лапп, С.Ж. Хайрушева. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 138 с.
- Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 99 с.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
- Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет / И.В. Скворцова. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. - 208 с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 144 с.
- Школа физкультминуток. 1-4 классы / авт.-сост. В.И. Ковалько. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2014. - 224.