1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Предлагаю проблемную ситуацию с противоречивыми положениями, побуждая обучающихся к осознанию противоречия репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»
Например, на уроке русского языка в 5 классе по теме «Разносклоняемые имена существительные» предлагаю прочитать имена существительные и записать их группами изморозь, плач, слава, слава, время, поклон, верность, болото, сумрак, темнота, пламя, россыпь, звездопад. Ученики распределяют данные слова по склонениям.
- Какие слова вы не смогли отнести ни к одному из склонений? (Время, пламя - ср.р).
- Почему? Какая особенность есть у этих слов?
- Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись.
Одним из приёмов данного метода является проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом. Создаётся она в два шага. Шаг первый: помогаю выявить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием « на ошибку». Шаг второй: представляю научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.
Например, урок в 7-м классе по теме «Дефис в наречиях».
Шаг первый. Диктую словосочетания с наречиями, один ученик записывает их у доски, остальные в тетрадях. Это практическое задание «на ошибку»: ученик у доски пишет без дефиса наречия по-медвежьи, по-зимнему, во-первых и др. (житейское представление).
Шаг второй: «Посмотрите, я выписала для вас из словаря все эти наречия». Открывает доску. Ученики видят дефисное написание слов. (Проблемная ситуация). «А как вы написали сначала? А как надо на самом деле?»
2. Подводящий к теме диалог
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Буква О после букв шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных».
- Прочитайте слова шёпот, дружок, врачом. Что общего у этих слов?
- А какие различия вы заметили?
Можно ли применить известное вам правило написания букв Ё, О после шипящих? Почему?
(Буква О после шипящих в словах дружок, врачом находится не в корне, а в суффиксе и окончании). Сформулируйте тему урока.
Другой пример, урок в 7-м классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».
Подводящий к теме диалог:
- Посмотрите на два столбика слов на доске. (На доске: пешеходный, старославянский и северо-восточный, кисло-сладкий).
- Что общего заметили? (В каждом столбике сложные прилагательные)
- В чём различие? (В первом столбике сложные прилагательные пишутся слитно, во втором - через дефис)
- Значит, какая сегодня будет тема урока? (Слитное и дефисное написание сложных прилагательных)
Фиксируем тему.
3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Сообщение готовой темы предваряю либо интригующим материалом (приём «яркое пятно», например, в форме шуточного стихотворения, грамматической сказки, ребуса, кроссворда), либо использую приём «актуальности»).
Урок русского языка в 5 классе по теме «Падеж. Склонение имён существительных».
- Послушайте грамматическую сказку и вопрос и сформулируйте тему урока.
Сказка
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.
- О чём идёт речь? (О падежах.)
- А как называются все падежи вместе (изменение по падежам)? (Склонение.)
- Запишите тему урока.