Примеры моделирования проблемных ситуаций на уроках русского языка

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: русский язык


1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Предлагаю проблемную ситуацию с противоречивыми положениями, побуждая обучающихся к осознанию противоречия репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»

Например, на уроке русского языка в 5 классе по теме «Разносклоняемые имена существительные» предлагаю прочитать имена существительные и записать их группами изморозь, плач, слава, слава, время, поклон, верность, болото, сумрак, темнота, пламя, россыпь, звездопад. Ученики распределяют данные слова по склонениям.

- Какие слова вы не смогли отнести ни к одному из склонений? (Время, пламя - ср.р).

- Почему? Какая особенность есть у этих слов?

- Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись.

Одним из приёмов данного метода является проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом. Создаётся она в два шага. Шаг первый: помогаю выявить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием « на ошибку». Шаг второй: представляю научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Например, урок в 7-м классе по теме «Дефис в наречиях».

Шаг первый. Диктую словосочетания с наречиями, один ученик записывает их у доски, остальные в тетрадях. Это практическое задание «на ошибку»: ученик у доски пишет без дефиса наречия по-медвежьи, по-зимнему, во-первых и др. (житейское представление).

Шаг второй: «Посмотрите, я выписала для вас из словаря все эти наречия». Открывает доску. Ученики видят дефисное написание слов. (Проблемная ситуация). «А как вы написали сначала? А как надо на самом деле?»

2. Подводящий к теме диалог

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Буква О после букв шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных».

- Прочитайте слова шёпот, дружок, врачом. Что общего у этих слов?

- А какие различия вы заметили?

Можно ли применить известное вам правило написания букв Ё, О после шипящих? Почему?

(Буква О после шипящих в словах дружок, врачом находится не в корне, а в суффиксе и окончании). Сформулируйте тему урока.

Другой пример, урок в 7-м классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».

Подводящий к теме диалог:

- Посмотрите на два столбика слов на доске. (На доске: пешеходный, старославянский и северо-восточный, кисло-сладкий).

- Что общего заметили? (В каждом столбике сложные прилагательные)

- В чём различие? (В первом столбике сложные прилагательные пишутся слитно, во втором - через дефис)

- Значит, какая сегодня будет тема урока? (Слитное и дефисное написание сложных прилагательных)

Фиксируем тему.

3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Сообщение готовой темы предваряю либо интригующим материалом (приём «яркое пятно», например, в форме шуточного стихотворения, грамматической сказки, ребуса, кроссворда), либо использую приём «актуальности»).

Урок русского языка в 5 классе по теме «Падеж. Склонение имён существительных».

- Послушайте грамматическую сказку и вопрос и сформулируйте тему урока.

Сказка

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

- О чём идёт речь? (О падежах.)

- А как называются все падежи вместе (изменение по падежам)? (Склонение.)

- Запишите тему урока.