Урок "Площадь прямоугольника"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Класс: 3


Цели урока:

обучающие

  • закреплять умение применять табличное умножение при решении числовых выражений;
  • закреплять термины «длина», «ширина»;
  • сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата;
  • углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах.

развивающие

  • способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
  • развитие познавательной активности;
  • развивать вычислительные навыки, умения решать задачи;
  • развивать конструктивные навыки и воображение;
  • развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока.

воспитывающие

  • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
  • воспитывать аккуратность, чувство взаимоподдержки и выручки;
  • воспитание культуры учебного труда.
  • Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

(Слайд)

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Николаевна, сегодня я у вас проведу урок математики.

Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое.

2. Психологический настрой

- Посмотрите на доску, что это? (геометрические фигуры)

- Что в них необычного? (на них изображены лица)

- На какие группы, по какому признаку их можно разделить? (лица веселые и грустные)

- А сейчас закройте глазки. Открывайте. Что изменилось? Слайд

- Какое настроение они дарят? (осталисьфигуры веселые, радостные)

- Я тоже желаю вам хорошего настроения, чтобы оно сохранилось в течение всего урока!

- А как называются фигуры. которые остались? (прямоугольники).

- Что такое прямоугольник (четырехугольник, которого все углы прямые, 4 сторон, 4 вершины.

- Сегодня именно они будут чаще всего нам встречаться

3. Актуализайия опорных знаний

Устный счет

- Ребята,  любите ли вы разгадывать кроссворд. Предлагаю (читаю, отгадывают)

- Первое слово. Сумма длин сторон любой геометрической фигуры. (Периметр)

- Прибор, с помощью которого мы чертим прямые линии. (Линейка)

- Третье слово. Прямая линия, ограниченная с двух сторон. (Отрезок)

- Как называется линия, которая состоит из звеньев. (Ломаная)

- Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)

- Геометрическая фигура , где две противоположные стороны равны, и все углы прямые (прямоугольник)

- Кто догадался, какое слово получается в вертикальном столбике. (Площадь)

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О площади)

Что сразу представляете? – Пожалуйста, поделитесь своими мыслями.(площадь в центре города, строительная площадка, площадка во дворе для игр, спортивная площадка, лестничная площадка, площадь обоев, площадь стола, площадь футбольного поля, площадь поля, засеянного какими-либо культурами и др.)

- А что означает термин «площадь» в математике? (Ответы детей Площадь - внутренняя часть фигуры (прямоугольника, квадрата)

(площадь - это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.

- А как вы думаете  площадь какой фигуры мы сегодня с вами рассмотрим? (площадь прямоугольника)

Слайд

- Ребята, а знает, что Первым предложил измерить площадь прямоугольника древнегреческий ученый Архимед, который жил почти 2200 лет назад.

- Хотели ли вы узнать как измеряли площади фигур в древнее время, предлагаю перенестись на тысячи лет назад и побывать в одной из школ.

- Для этого я предлагаю открыть конверт под номером 1. Возьмите фигуры, что за фигуры? Каких цветов?

- Как узнать какой прямоугольник занимает больше место на плоскости? (на глаз)

- Еще как.7 (способом наложения)

- Покажите?Что видим? .Какой прямоугольник занимает больше места на плоскости?Значит площадь какого прямоугольника больше? (красного)

- Теперь Измерьте площади своих прямоугольников.

Провокация: Мерок у детей нет.

Дети не работают.

- Почему не работаете? (Нет мерки.)

Даю нитку. (Не пойдет.)

- Почему? (Площадь нужно мерить меркой площади, например, квадратиком.)

Даю квадратик (мерка у всех одинаковая).

Дети измеряют площади своих прямоугольников путем прикладывания квадратика.

После измерения дети заодно находят, что их прямоугольники имеют одинаковую площадь, хотя длина и ширина у них различна.

Вывод: - Что можете сказать?

(Мы умеем измерять площадь.)

(Мы умеем измерять площадь.)

Задача 2: Измерить площадь пола в классе.

- Почему не можете найти площадь класса? (Нужна мерка.)

- У вас есть квадратик. (Мерка маленькая, ею мерить долго и неудобно.)

Даю на выбор: веревка или кусок обоев. Выбираем кусок обоев.

2 ученика начинают измерять пол в классе.

Остальным детям учитель предлагает изобразить, то, что делают 2 ученика на полу, на доске и в своих тетрадях.

- Всегда ли можно сравнить площади на глаз,или наложением? (нет,бывают фигуры, у которых нельзя определить чья площадь больше или меньше)

- Хотите узнать, как еще мы можем высчитать площадь?

- Посмотрим на экран, скажите площадь какого прямоугольника больше?

При помощи чего высчитать.

- Как же нам вычислить площадь фигур, если квадраты разные по размеру? Будут ли точные подсчеты? (нет)

- Для измерения площадей существуют специальные мерки квадратной формы и Одного размера. Общепринятой меркой является квадрат, но могут быть и другие фигуры.

Площадь одного квадрата со стороной 1 см - это 1 квадратный см. В математике одной из общепринятых единицей измерения явл-ся кв.см. слайд

- Сравнивать величины мы можем только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.

- Скажите, площадь каких фигур мы можем измерять такими мерками? (в см кв)

 А удобно ли ими измерять площадь больших фигур? Площадь крышки стола, площадь доски, площадь стены?

- Как вы думаете какими единицами измерения еще можем пользоваться (дм, м)

Вывод: Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – единицы площади, ИХ обозначают так: см2, дм2, м2.

- Скажите, а всегда ли удобно использовать мерки ля измерения площади? (нет)

- Может есть более универсальный способ?

- Давайте проверим, предлагаю открыть тетрадь, давайте запишем число.и начертим прямоугольник со сторонами 6 и 3 см.

- Разобьем на квадратные см. (синий)

- Скажите сколько полос с квадратами в данном прямоугольнике? (3)

- Сколько квадратов в каждой полосе? (6)

- Как нам быстро сосчитать? (умножить 6 на 3)

- А что обозначает нам число 6? (длину)

- А число 3? (ширину)

- Какой вывод сделаем? Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину.

- Площадь в математике обозначается S, дина a.ширина b. А длину, ширину как найти?

- Кто сможет выйти составить формулу.

- Молодцы!

- Давайте попробуем применять формулы. Предлагаю решить задачу.

Длина нашего класса 9 метров, а ширина 6 метров. Найти площадь класса?

4. Самостоятельная работа с последующей проверкой

слайд

- Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо. Людям, каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)

- Ребята, в нашем городе реализуется народная программа по благоустройству места отдыха, дорог, спортивных площадок. Вот и мне дали задание   разработать проект детского парка для нашего города. Поможете мне. У нас будет уменьшенная копия, поэтому все вычисления будут в кв.см 1.

  • О какой геометрической фигуре шел разговор на уроке?
  • Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника?
  • Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
  • Что на уроке было самым сложным, простым?

У вас есть инструкция, которую нужно строго соблюдать.

  • Комфортно и все понятно.
  • На уроке немного затруднялся. Но было все понятно.
  • На уроке было трудно. Ничего не понял.

1. Рассмотреть предложенные картинки

2. Выбрать те, которые  вы хотели бы увидеть в парке

3. Наклеить на картон А4

4. Произвести измерения их и высчитать площадь

5. Результаты занести в таблицу

6. Дать название вашему парку

7. Представить своей проект

Общая площадь парка 100 кв.см.

Название объекта

Площадь объекта

Клумба с цветами

 

Аттракционы

 

Спортивная площадка

 

Фонтан

 

Детская площадка

 

Наш парк называется______________________

Мы произвели все необходимые вычисления и решили, что в парке обязательно нужно установить__________________, площадью ______________
___________, площадью______________, площадью ________, площадью

Для этого предлагаю поработать в группах.

Работать будем в группах. Работа в группе – это работа нескольких человек вместе, дружно.

5. Физминутка

- Давайте, вспомним правила работы в группе

1. Распределить обязанности.

2. Работать дружно.

3. Уважать товарищей.

4. Говорить коротко и понятно.

5.Слушать каждого члена группы

- Детали лежат у вас на столе.

- Чтобы построить дом, надо выполнять правильные расчёты. Листком расчёта будет.

- Продолжим работу.

- Возьмите прямоугольник. Что он вам напоминает из ранее сделанного? (фундамет)

- Как из него сможем сделать дверь?Дверь составляет половину этой фигуры. Как её получить? (согнуть, разрезать)

Чему равняется  площадь двери? Расположите дверь правильно.

-  Какой наш будет следующий шаг? (окна)

Посмотрите на оставшийся прямоугольник. Сколько окон получится? (2)

- Чему равна площадь будет одного окна?

- Строительство дома завершается крышей.

- Какой формы она бывает?

Но на столах только прямоугольник, равный по площади стенам дома. Как быть? (сложить пополам и разрезать)

- Асможем мы вычислить площадь треугольника? (нет не изучали)

- А что сможем вычислить (периметр)

- По какой формуле (а+б)*2

Вот и готов наш дом.

6. Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали?

Ребята, послушайте одну притчу.

Шёл мудрец и встретил 3 работников.

«Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.

Первый ответил: - «Я целый день таскал ненавистные камни».

Второй ответил: - «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил: - «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

- Спасибо за урок

Инструкция

Выполнить необходимые измерения.

1. Вычислить площадь одной стены, результаты занести в таблицу.

2. Высчитать общую площадь стен дома (4 стороны дома), результаты занести в таблицу.

3. Вычисли площадь одного окна, результат занести в таблицу.

4. Высчитать общую площадь окон (2 окна), результат занести в таблицу.

3. Вычисли площадь трубы (1 труба), результат занести в таблицу.

4. Приклеить все необходимые детали дома на лист А3.

5. Приклеить сводную таблицу.

6. Рассказать, для кого дом построен.

 

Кол-во

Площадь одного

Общая площадь

стен

 

 

 

окон

 

 

 

трубы