Цели урока:
обучающие
- закреплять умение применять табличное умножение при решении числовых выражений;
- закреплять термины «длина», «ширина»;
- сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата;
- углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах.
развивающие
- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
- развитие познавательной активности;
- развивать вычислительные навыки, умения решать задачи;
- развивать конструктивные навыки и воображение;
- развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока.
воспитывающие
- создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
- воспитывать аккуратность, чувство взаимоподдержки и выручки;
- воспитание культуры учебного труда.
- Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
(Слайд)
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Николаевна, сегодня я у вас проведу урок математики.
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое.
2. Психологический настрой
- Посмотрите на доску, что это? (геометрические фигуры)
- Что в них необычного? (на них изображены лица)
- На какие группы, по какому признаку их можно разделить? (лица веселые и грустные)
- А сейчас закройте глазки. Открывайте. Что изменилось? Слайд
- Какое настроение они дарят? (осталисьфигуры веселые, радостные)
- Я тоже желаю вам хорошего настроения, чтобы оно сохранилось в течение всего урока!
- А как называются фигуры. которые остались? (прямоугольники).
- Что такое прямоугольник (четырехугольник, которого все углы прямые, 4 сторон, 4 вершины.
- Сегодня именно они будут чаще всего нам встречаться
3. Актуализайия опорных знаний
Устный счет
- Ребята, любите ли вы разгадывать кроссворд. Предлагаю (читаю, отгадывают)
- Первое слово. Сумма длин сторон любой геометрической фигуры. (Периметр)
- Прибор, с помощью которого мы чертим прямые линии. (Линейка)
- Третье слово. Прямая линия, ограниченная с двух сторон. (Отрезок)
- Как называется линия, которая состоит из звеньев. (Ломаная)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
- Геометрическая фигура , где две противоположные стороны равны, и все углы прямые (прямоугольник)
- Кто догадался, какое слово получается в вертикальном столбике. (Площадь)
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О площади)
Что сразу представляете? – Пожалуйста, поделитесь своими мыслями.(площадь в центре города, строительная площадка, площадка во дворе для игр, спортивная площадка, лестничная площадка, площадь обоев, площадь стола, площадь футбольного поля, площадь поля, засеянного какими-либо культурами и др.)
- А что означает термин «площадь» в математике? (Ответы детей Площадь - внутренняя часть фигуры (прямоугольника, квадрата)
(площадь - это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.
- А как вы думаете площадь какой фигуры мы сегодня с вами рассмотрим? (площадь прямоугольника)
Слайд
- Ребята, а знает, что Первым предложил измерить площадь прямоугольника древнегреческий ученый Архимед, который жил почти 2200 лет назад.
- Хотели ли вы узнать как измеряли площади фигур в древнее время, предлагаю перенестись на тысячи лет назад и побывать в одной из школ.
- Для этого я предлагаю открыть конверт под номером 1. Возьмите фигуры, что за фигуры? Каких цветов?
- Как узнать какой прямоугольник занимает больше место на плоскости? (на глаз)
- Еще как.7 (способом наложения)
- Покажите?Что видим? .Какой прямоугольник занимает больше места на плоскости?Значит площадь какого прямоугольника больше? (красного)
- Теперь Измерьте площади своих прямоугольников.
Провокация: Мерок у детей нет.
Дети не работают.
- Почему не работаете? (Нет мерки.)
Даю нитку. (Не пойдет.)
- Почему? (Площадь нужно мерить меркой площади, например, квадратиком.)
Даю квадратик (мерка у всех одинаковая).
Дети измеряют площади своих прямоугольников путем прикладывания квадратика.
После измерения дети заодно находят, что их прямоугольники имеют одинаковую площадь, хотя длина и ширина у них различна.
Вывод: - Что можете сказать?
(Мы умеем измерять площадь.)
(Мы умеем измерять площадь.)
Задача 2: Измерить площадь пола в классе.
- Почему не можете найти площадь класса? (Нужна мерка.)
- У вас есть квадратик. (Мерка маленькая, ею мерить долго и неудобно.)
Даю на выбор: веревка или кусок обоев. Выбираем кусок обоев.
2 ученика начинают измерять пол в классе.
Остальным детям учитель предлагает изобразить, то, что делают 2 ученика на полу, на доске и в своих тетрадях.
- Всегда ли можно сравнить площади на глаз,или наложением? (нет,бывают фигуры, у которых нельзя определить чья площадь больше или меньше)
- Хотите узнать, как еще мы можем высчитать площадь?
- Посмотрим на экран, скажите площадь какого прямоугольника больше?
При помощи чего высчитать.
- Как же нам вычислить площадь фигур, если квадраты разные по размеру? Будут ли точные подсчеты? (нет)
- Для измерения площадей существуют специальные мерки квадратной формы и Одного размера. Общепринятой меркой является квадрат, но могут быть и другие фигуры.
Площадь одного квадрата со стороной 1 см - это 1 квадратный см. В математике одной из общепринятых единицей измерения явл-ся кв.см. слайд
- Сравнивать величины мы можем только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.
- Скажите, площадь каких фигур мы можем измерять такими мерками? (в см кв)
А удобно ли ими измерять площадь больших фигур? Площадь крышки стола, площадь доски, площадь стены?
- Как вы думаете какими единицами измерения еще можем пользоваться (дм, м)
Вывод: Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – единицы площади, ИХ обозначают так: см2, дм2, м2.
- Скажите, а всегда ли удобно использовать мерки ля измерения площади? (нет)
- Может есть более универсальный способ?
- Давайте проверим, предлагаю открыть тетрадь, давайте запишем число.и начертим прямоугольник со сторонами 6 и 3 см.
- Разобьем на квадратные см. (синий)
- Скажите сколько полос с квадратами в данном прямоугольнике? (3)
- Сколько квадратов в каждой полосе? (6)
- Как нам быстро сосчитать? (умножить 6 на 3)
- А что обозначает нам число 6? (длину)
- А число 3? (ширину)
- Какой вывод сделаем? Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину.
- Площадь в математике обозначается S, дина a.ширина b. А длину, ширину как найти?
- Кто сможет выйти составить формулу.
- Молодцы!
- Давайте попробуем применять формулы. Предлагаю решить задачу.
Длина нашего класса 9 метров, а ширина 6 метров. Найти площадь класса?
4. Самостоятельная работа с последующей проверкой
слайд
- Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо. Людям, каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)
- Ребята, в нашем городе реализуется народная программа по благоустройству места отдыха, дорог, спортивных площадок. Вот и мне дали задание разработать проект детского парка для нашего города. Поможете мне. У нас будет уменьшенная копия, поэтому все вычисления будут в кв.см 1.
- О какой геометрической фигуре шел разговор на уроке?
- Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника?
- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
- Что на уроке было самым сложным, простым?
У вас есть инструкция, которую нужно строго соблюдать.
- Комфортно и все понятно.
- На уроке немного затруднялся. Но было все понятно.
- На уроке было трудно. Ничего не понял.
1. Рассмотреть предложенные картинки
2. Выбрать те, которые вы хотели бы увидеть в парке
3. Наклеить на картон А4
4. Произвести измерения их и высчитать площадь
5. Результаты занести в таблицу
6. Дать название вашему парку
7. Представить своей проект
Общая площадь парка 100 кв.см. |
|
Название объекта |
Площадь объекта |
Клумба с цветами |
|
Аттракционы |
|
Спортивная площадка |
|
Фонтан |
|
Детская площадка |
|
Наш парк называется______________________
Мы произвели все необходимые вычисления и решили, что в парке обязательно нужно установить__________________, площадью ______________
___________, площадью______________, площадью
________, площадью
Для этого предлагаю поработать в группах.
Работать будем в группах. Работа в группе – это работа нескольких человек вместе, дружно.
5. Физминутка
- Давайте, вспомним правила работы в группе
1. Распределить обязанности.
2. Работать дружно.
3. Уважать товарищей.
4. Говорить коротко и понятно.
5.Слушать каждого члена группы
- Детали лежат у вас на столе.
- Чтобы построить дом, надо выполнять правильные расчёты. Листком расчёта будет.
- Продолжим работу.
- Возьмите прямоугольник. Что он вам напоминает из ранее сделанного? (фундамет)
- Как из него сможем сделать дверь?Дверь составляет половину этой фигуры. Как её получить? (согнуть, разрезать)
Чему равняется площадь двери? Расположите дверь правильно.
- Какой наш будет следующий шаг? (окна)
Посмотрите на оставшийся прямоугольник. Сколько окон получится? (2)
- Чему равна площадь будет одного окна?
- Строительство дома завершается крышей.
- Какой формы она бывает?
Но на столах только прямоугольник, равный по площади стенам дома. Как быть? (сложить пополам и разрезать)
- Асможем мы вычислить площадь треугольника? (нет не изучали)
- А что сможем вычислить (периметр)
- По какой формуле (а+б)*2
Вот и готов наш дом.
6. Рефлексия
Что нового вы сегодня узнали?
Ребята, послушайте одну притчу.
Шёл мудрец и встретил 3 работников.
«Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.
Первый ответил: - «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил: - «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».
Третий ответил: - «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».
- Спасибо за урок
Инструкция
Выполнить необходимые измерения.
1. Вычислить площадь одной стены, результаты занести в таблицу.
2. Высчитать общую площадь стен дома (4 стороны дома), результаты занести в таблицу.
3. Вычисли площадь одного окна, результат занести в таблицу.
4. Высчитать общую площадь окон (2 окна), результат занести в таблицу.
3. Вычисли площадь трубы (1 труба), результат занести в таблицу.
4. Приклеить все необходимые детали дома на лист А3.
5. Приклеить сводную таблицу.
6. Рассказать, для кого дом построен.
|
Кол-во |
Площадь одного |
Общая площадь |
стен |
|
|
|
окон |
|
|
|
трубы |
|
|
|