В данной статье я хочу раскрыть особенности и актуальность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а так же описать возможные формы взаимодействия с семьей дошкольников по вопросам реализации духовно-нравственного воспитания.
Особое значение в рамках социального становления личности приобретает дошкольный возраст. Уже в этом возрасте ребенок интенсивно развивается в сфере социальных отношений, у него активно формируется эмоционально-чувственное познание, дошкольник начинает понимать, а также в полной мере осваивать различные нравственные категории. В данный период ребенок зачастую начинает познавать и осознавать эстетические аспекты окружающего его мира, он активно проявляет интерес к разным видам деятельности [2, с. 7].
Безоговорочный авторитет взрослого человека перед ребенком дошкольного возраста с течением времени утрачивается, уже в следующем возрастном периоде, который можно охарактеризовать как младший школьный возраст, для ребенка более значимыми становятся отношения с его сверстниками, значительно возрастает роль детского сообщества. Именно поэтому возрастает значимость реализации духовно-нравственного воспитания именно детей дошкольного возраста [4, с. 112].
Именно семья выступает в качестве традиционно основополагающего института воспитания, с помощью семьи в дошкольном возрасте у детей должны закладываться различные духовно – нравственные ценности, которые в перспективе будут выступать в качестве определяющего фактора в рамках формирования отношения человека к внешнему миру во всем неповторимом многообразии имеющихся у него проявлений.
Реализация духовно-нравственного воспитания в семье для дошкольников является актуальной еще и потому, что современное российское общество, по мнению многих исследователей, переживает важный кризис существующих духовно-нравственных идеалов, в связи с чем, одной из основных опасностей, угрожающей обществу сегодня, является возможное разрушение личности [1, с. 132].
Так как в современных семьях зачастую вопросы духовно-нравственного воспитания не воспринимаются как важные, с родителями необходимо налаживать взаимодействие с целью повышения значимости духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, недопущения роста агрессивности и жестокости в обществе.
Большую роль в организации взаимодействия с семей играют образовательные организации, которые реализуют различные программы дошкольного образования. В рамках приобщения родителей к процессу духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста используются следующие формы деятельности: проведение родительских собраний и круглых столов, организация фотовыставок и иных выставок, реализация совместной с детьми творческой деятельности, приобщение родителей к проектной деятельности, проведение экскурсий в музеи, библиотеки, на различные памятные места [3, с. 57].
Также необходимыми формами деятельности в данном случае могут быть выезды на природу, проведение бесед и викторин, организация анкетирования и тестирования, проведения совместных с детьми дошкольного возраста праздников, театральных представлений, иных развлечений.
Именно семья является источников интереса ребенка дошкольного возраста к особенностям культуры, истории, языка. Именно поэтому родителям необходимо учить детей чтить традиции, возражать и преподносить их в новой, современной интерпретации [2, с. 9].
В рамках семьи важно расширять социальный опыт дошкольников, мотивировать к принятию общепринятых норм и правил жизни через организацию проектной, игровой, театрализованной, продуктивной, совместной видов деятельности.
Список литературы
- Атажанов Х. А. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Журналистский ежегодник. 2017. №2-1. С. 131-136.
- Головушкина М. В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. №2. С. 5-12.
- Потаповская О. М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2017. №26. С. 56-59.
- Потаповская О. М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2017. №27. С. 111-117.