Урок математики по теме "Состав числа 4". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, начальная школа


Цель: создать условия для усвоения состава числа 4.

УУД

Познавательные:

  • общеучебные соотношение числа 4 с количеством предметов, письмо цифры 4;
  • соотнесение цифры 4 и числа 4;
  • образование числа 4, определение места числа 4 в последовательности чисел от 1 до 4, сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 4; 

Логические:

  • осуществление синтеза как составление целого (число 4) из частей.

Регулятивные:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • составлять план и последовательность действий, отличают верно выполненное задание от неверного

Коммуникативные: 

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, умеют обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга

Личностные: 

  • имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования;
  • участвуют в творческом, созидательном процессе;
  • осознают себя как  индивидуальность, способную к самооценке своих действий.

Сценарий урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать включение учащихся в образовательный процесс на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

Учитель:

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

Ученики.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.

Учитель. (правила поведения из презентации «Мир деятельности»)

Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.

– К нам в класс пришёл ваш друг .

Открыть на обычной доске изображение Смайлика  или презентацию.

–   Это Смайлик — житель Маленькой страны (начальной школы).

Он, как и каждый из вас, учится в 1 классе. Смайлик никогда не грустил и всем дарил свою улыбку. Посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: подготовить учащихся к проблемному изложению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.).

Но вот однажды улыбка исчезла с лица Смайлика. (учитель убирает лучики солнышка со стенда). В дальнейшем ученики будут открывать для себя каждое качество личности, и солнышко постепенно заполнится лучиками.)

Учитель обращает внимание детей на солнышко без лучиков. С лучиков нашего солнышка куда-то исчезли надписи качеств, помогающие ученику учиться. Раз мы друзья значит мы поможем Смайлику, чтобы он снова от радости стал светиться, как солнышко. Каждое выполненное нами задание будет возвращаться  солнечными лучиками с качествами которые помогают нам учиться.

– Какие шаги каждому из вас надо сделать, чтобы узнать что-то новое? (Надо понять, что я не знаю, и самому найти способ.)

Как всегда, начнём урок с повторения

- Сосчитайте по порядку от 2 до 7; от 9 до 5.

Найдите ошибку в записи ряда и восстановите порядок

1 2 7 4 3 5 6 8 9 10

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

- Обведите красным цветом число последующее число 2; 7(ответы 3; 8)

- Обведите синим цветом числа предыдущие числам 10; 3 (9; 2)

- Обведите зеленым цветом числа стоящие между 6 и 8; (7)

- Обведите желтым цветом соседей числа 5 (4,6)

- Что вы можете рассказать о числе 3

ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ.

Какие качества нам здесь понадобились, чтобы выполнить это задание.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель: ввести новое знание с помощью подводящего или побуждающего диалога.

Графический диктант

- Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию

  • на две клетки вправо,
  • на две клетки вниз,
  • на две клетки влево,
  • на две клетки вверх.

- Что у вас получилось? (Квадрат)

- Разделите квадрат на четыре маленьких одинаковых квадрата. Как это сделать? (Провести две линии)

- Как вы провели линии? (От стороны к стороне)

- Сколько всего квадратов? (Один большой и четыре маленьких)

- Сколько у квадрата сторон? (4)

- Сколько у квадрата углов? (4)

- Поэтому квадрат как еще можно называть четырёхугольником.


- Можно получить треугольники из квадрата? Как это сделать?

(Нужно провести две линии от угла к углу) Сколько всего треугольников получилось? (8)

Сколько из них маленьких?(4) А больших?(4)

– Может кто-нибудь догадался о каком числе мы будем сегодня говорить? (Появляется цифра 4)

- Ребята, где вам приходилось встречать число 4? (На часах, на домах, на автобусах, 4 колеса у машины, 4 ножки у стула и стола, 4 угла в комнате).

– Какую цель поставим для себя.

- Посмотрите на числовой ряд. На каком месте в натуральном ряду стоит число 4, на сколько число 4 больше предыдущего?

- На сколько число 4 меньше последующего?

- Назовите соседей числа 4.

- Как мы можем получить число 4?

А поможет нам в этом ребята (выходят 3 девочки и 1 мальчик) Первым к нам вышел Ваня? А потом сколько девочек вышли? Сколько получилось ребят?

Как получили? 

А теперь девочки встанут к доске? Сколько девочек у доски? Ваня подойди к девочкам? Сколько всего стало? Как получили?

Составьте равенства .1+3…3+1 Какой знак можно поставить между ними. Почему?

Как выдумаете как еще можно получить 4?

1 девочка садится.

Сколько мальчиков у нас? А девочек? Как сделать так чтобы мальчиков стало столько же?

Теперь сколько мальчиков? А девочек? А всего сколько?

Как можно получить число 4?

(Молодцы, справились с заданием и вернули еще лучик.)

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение учащимися нового знания.

Работа в парах ( повторение правил работы в парах.

А ВЫ ЛЮБИТЕ СКАЗКИ?

Задание № 1с (на слайде) соотнесите картинки со схемами(работа в тетради с.45 №1.

Побывал Иван-царевич в медном царстве, серебряном и золотом. Добыл трёх царевен.

Три царевны да Иван — всего их ...

Сели они в лодку. Двое с одной стороны, двое напротив. Всего...

Доплыли до острова. Первым на берег вышел  Иван. В лодке остаюсь — …

Вышли царевны. В лодке никого не осталось.

  1. Какая схема к какому рисунку подходит?
  2. Запиши равенства к каждой  схеме.

Проверка на доске(дети выходят к доске, соотносят картинку со схемой и записывают выражения)

(Молодцы, справились и с этим заданием и вернули еще лучик.)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.

 (Учащиеся самостоятельно выбирают способ составления модель числа 4)

А теперь попробуйте самостоятельно составить модель числа 4 (используют геометр. фигуры, карточки с точками, заселить домик).

Проверка по эталону.

Справились. Еще 1 лучик.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель:

  • выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;
  • повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Разноуровневое задание (по выбору)

1 уровень

Задание №1 в тетради с.45.

№1 Раскрасить столько фруктов, сколько получилось в ответе. Запиши ответ.

  • 3-1=
  • 4-2=
  • 4-1=

2 уровень из учебника с.77 №5.

На острове стояли 2 дуба и несколько берез. Всего на острове было 4 дерева. Нарисуй столько треугольников сколько всего деревьев. Закрась столько треугольников сколько берез.

Проверка по эталону

VII. Рефлексия учебной деятельности

Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности.

Если б мы не потрудились,
То ничему б не научились,
Сегодня очень вы старались,
И вот – заданий не осталось.

ПРИЕМ «Микрофон» (учитель дает микрофон учащимся и задает вопросы. Дети отвечают)

- Какое число изучали?

- Как можно получить число 4?

- Сколько лапок у котенка?

- Сколько лапок у тигренка?

- Сколько ножек у стола?

- Столько ног и у слона.

Смотрите солнышко наше заулыбалось. Давайте откроем лучики и еще раз повторим какие качества нужны, чтобы хорошо учиться.

Я предлагаю вам оценить свою работу со смайликом.