Паспорт программы
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская художественного слова».
Срок реализации программы: 10 месяцев
Цель программы: обучение основам искусства художественного чтения
Возраст обучающихся: 8-9 лет (2 класс)
Направленность программы: художественно-эстетическое
Вид программы: краткосрочная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: базовый
Способ освоения содержания образования: креативный
Пояснительная записка
Программа «Мастерская художественного слова» разработана на основе и в соответствии с государственными требованиями к содержанию и структуре дополнительной общеобразовательной программы. Программа художественной направленности.
Программа разработана и основана на следующих нормативных документах:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Приказ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533)
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
- "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" от 31.03.22 г. N 678-р;
- Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);
- Постановлением от 21 марта 2022 года N 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16
- Устав МБОУ - лицей
Актуальность программы
Разработка данной программы вызвана необходимостью, возникшей проблемы с современной речью в общении детей, подростков и молодежи . Одна из проблем - это то, что в настоящее время подростки и молодежь общаясь в Интернете, просматривая современные фильмы и телевизионные передачи, черпают не совсем эстетико-художественную речь, тем самым забывая о высокохудожественной культурной русской речи.
Другая проблема - это множественное заимствование иностранных слов и замещение ими наших исконно русских слов и выражений.
Тем самым мы уходим от «сокровищ родного слова». В подобных случаях иноязычное слово не обогащает наш язык, а заменяет целый набор выразительных русских слов. Ломоносов М.В. говорил, что иностранные слова«вкрадываются к нам не чувствительно, искажают собственную красоту нашего языка, подвергают его всегдашней перемене и к упадку преклоняют».
Педагогическая целесообразность
Таким образом, программа «Мастерская художественного слова» поможет обучающимся не только освоить знания, умения и навыки по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и в развитии культуры речевого общения, расширении кругозора чтения, повышении общекультурного уровня школьника.
В начале знакомства с программой обучающиеся не знают своих возможностей в художественном чтении. Помочь ребенку раскрыть свой потенциал, скорректировать и развивать его, нацелить на успехи, достижения положительных результатов.
Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности устной речи -это стороны речевого мастерства. Работа над речью у обучающихся требует сугубо индивидуального подхода, специальных усилий, поэтому ведётся и в группе и отдельно с каждым обучающимся.
Цель программы: обучение основам искусства художественного чтения.
Задачи:
Предметные:
-
Освоение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи.
- Обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения.
Метапредметные/ развивающие:
-
Развитие осмысленной ясной, грамотной речи в быту, в общении и в условиях сценической деятельности обучающихся.
- Развитие и расширение интереса, обучающегося к хорошей литературе, приобщение его к культуре чтения.
Личностные/воспитательные:
-
Воспитание творческой инициативы и приобретение детьми опыта творческой деятельности.
- Предоставление возможностей самореализации в художественно-исполнительском творчестве через участие в театрализованных постановках и конкурсных мероприятиях.
Новизна и отличительная особенность образовательной программы «Мастерская художественного слова» от других программ художественно- эстетической и социально-педагогической направленности состоит в том, что программа способствует решению проблемы самореализации, социализации и профессиональной ориентации подростков и молодежи в современном обществе через формирование у них системы знаний, умений и навыков, а именно привлечение к новым формам общения.
Уровень освоения программы - базовый.
Адресат программы. Программа составлена для обучающихся от 8 до 9 лет - 2 класс
Организация и режим занятий
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская художественного слова» рассчитана на детей 8-9 лет. Основанием для приема в детское объединение является желание ребенка и согласие родителей или их законных представителей.
Обучение в течение летних каникул предполагает использование групповых форм занятий. Состав группы 15-30 человек.
Занятия проводятся групповые по 40 минут. Каждое занятие начинается с инструктажа по технике безопасности, включает теоретическую и практическую части.
Формы организации обучения: групповые. На групповых занятиях, проводится тренинг речевого аппарата, читаются лекции о выдающихся мастерах художественного слова, отрабатываются литературные композиции.
Ожидаемые результаты
Личностные качества обучающихся формируются и отслеживаются в соответствии с ключевыми компетенциями ФГОС (Хуторской А.В. «Ключевые компетенции и образовательные стандарты»):
-
Учебно-познавательные;
- Ценностно-смысловые;
- Общекультурные;
- Социально-трудовые;
- Коммуникативные;
- Личностного самосовершенствования.
Предметные результаты.
В результате освоения Программы «Мастерская художественного слова »обучающиеся приобретут следующие знания, умения, навыки:
-
Знание об основных норм литературного произношения текста;
- Умение работать с литературным текстом;
- Навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;
- Навыки владения выразительными средствами устной речи;
- Навыки по тренировке артикуляционного аппарата;
- Умение выполнять и проводить комплексы речевой гимнастики с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга, в том числе и с элементами сценического движения.
Метапредметные результаты:
-
Умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- Смысловое чтение;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Формы подведения итого в реализации образовательной программы
Так как программа реализуется в системе дополнительного образования, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами освоения. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются с учениками, педагогами, родителями. Для этого используются такие формы: игра-путешествие, инсценирование, конкурсы чтецов, викторины, творческие выступления на праздничных мероприятиях.
Проверка выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий и по качественному уровню исполнения тех заданий, которые готовятся детьми (отрывки, или целостные литературные произведения), и затем приобретают сценическое воплощение.
Учебный план
Раздел |
Содержание разделов |
Кол-во
|
Форма контроля |
1 |
В мире слов |
9 часов |
Игра-путешествие |
2 |
Культура речи |
13 часов |
Инсценирование |
3 |
Стихотворная речь |
10 часов |
Конкурс чтецов |
4 |
Искусство красноречия |
8 часов |
Викторина |
Итого: |
40 часов |
Содержание программы
1 раздел. «В мире звуков». Артикуляционный аппарат и природа правильного дыхания. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Звукоподражание. Слова - синонимы. Добрые слова. Слова - антонимы. Слова - омонимы. Крылатые слова. Слова-родственники (об однокоренных словах). Мастера художественного слова (фонотека, стихи-сказки).
Речевые разминки. Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». В.Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Игры «Подбери слово», «Кто быстрее», «Лишнее слово».
2 раздел. «Культура речи». Значение орфоэпии для культуры речи. Орфоэпия. Законы правильной современной литературной речи. Ударение в русском языке. Имена, отчества, фамилии. Произношение гласных (пословицы, поговорки, рабочие тексты). Техника речи. Дыхание. Голос. Координация слова с движением (опосредованно, на материале стихов). Логика речи. Логическое ударение. Логическая пауза.
Миниатюра «Всё в порядке» Э.Н.Успенского. С.Маршака «Двенадцать месяцев». Выбор интонации. Чтение по ролям. Диалоги героев. Инсценировка.
3 раздел. «Стихотворная речь». Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность. Характерные особенности стихотворной речи. Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений. Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.
Практическая фонетика. Скороговорки. Считалки. Загадки. Проба пера. И.А.Крылов - мастер басни. Инсценировка стихотворения. Работа в группах. Конкурс на лучшее чтение басни.
4 раздел. «Искусство красноречия». Знакомство с понятием «красноречие». Искусство речи и искусство художественного чтения. Деление текста на логические части. Чтение по ролям. Инсценирование текста. Игра «Репортер». Игра-инсценировка. Н.Носов. «Живая шляпа».
Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- Словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- Наглядные (наблюдение, демонстрация);
- Практические (упражнения воспроизводящие и творческие).
В распоряжении педагога по художественному слову самые разнообразные формы проведения занятий: игры, беседы, исследовательская работа (книги, музеи), встречи, дискуссии, репетиции, праздники (семейно-клубного типа), конкурсы, концертные выступления, свободное общение.
В результате, развивая интерес воспитанника к чтению и литературе педагог имеет возможность разностороннего поиска связующих нитей между книгой и окружающей воспитанника жизнью.
Разнообразие форм помогает педагогу органично расставлять акценты на истинных нравственных ценностях, обеспечивающие нужное восприятие их воспитанником, а также ненавязчиво направлять его к осознанию себя и каждого человека неповторимым созданием природы, к необходимости ценить, беречь, развивать и укреплять свои достоинства, т.е. совершенствоваться.
Технологии, применяемые при реализации программы:
- игровые технологии,
- коллективно-творческое дело,
- технология партнерства,
- коммуникативные технологии,
- исследовательская деятельность,
- здоровье сберегающие технологии.
Для контроля освоения программы применяются формы работы:
- опросы, тестирования;
- наблюдения, поощрения;
- анализ, самоанализ, сравнение;
- творческие задания и упражнения;
- конкурсы, фестивали и другие мероприятия.
Диагностирование хода образовательного процесса:сопоставление фактического результата с ожидаемым, выявление пробелов в освоении программы. Возможна корректировка программы, которая может проводиться по окончанию изучения темы, раздела.
Проверка итогов обучения заключается в подготовке и исполнении воспитанниками литературных произведений.
На занятиях для отработки умений и навыков предполагается выполнение творческих заданий и упражнений. Например:
В качестве дидактических материалов используются специально подобранные по теме литературные тексты разного характера и жанров.
Список авторов и произведений для индивидуальной работы с текстами используемых в качестве дидактических материалов для формирования комплекса личностных достоинств воспитанников:
- Артоболевский Г.В. Художественное чтение. - М., 1978.
- Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. - М., 1989.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
- Завадская Т.Ф. «Искусство чтения в художественном развитии младшего школьника» - М; «Просвещение», 2009.
- Занимательное азбуковедение / Сост. В.В.Волина. - М., 1991.
- Итина О.М. Единого слова ради. - М., 1985.
- Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. - М., 1992.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Я.: Академия развития, 1996.
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М., 1977. 10.Кочарян С. В поисках живого слова. - М., 1979.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990.
- Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. - СПб: Издательский Дом «Литература», 2004.
- Великие писатели: справочник школьника / О.Д.Ушаков. - СПб., 2005.
- Словари: Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Как обмануть ошибки?» Орфографический словарик для младших школьников.- Новосибирск, 1997.
- Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. «Фразеологический словарь русского языка», - Москва: АСТ; 2004.
- Грушников П.А. «Орфографический словарик»: Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1985.
- Неусыпова Н.М. «Толковый словарик русского языка» Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1989.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».- Москва: Азбуковник; 2002.
- Словарь синонимов русского языка: СПб.: ООО «Полиграф услуги», 2005.
- Толковый словарь русского языка для школьников/ Сост. Ю. В. Алабугина 2005.
- Фразеологический словарь русского языка для школьников/ Авт. - сост. М.А.Котова - М6 РИПОЛ классик, 2005.
- Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2006.
- Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2008.
- Универсальный справочник школьника. 1-4 классы / авт.-сост. Н.Ю.Дмитриева, А.В.Колпакова, С.Ю.Ращупкина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
Материально-техническое оснащение
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда и предполагает:
- просторное, хорошо проветриваемое учебное помещение;
- библиотеку словарей и художественной литературы;
- технические средства обучения: телевизор, магнитола, видеопроектор, интерактивная доска или экран.
Календарный учебный график
Список информационных ресурсов (для педагогов и обучающихся)
- Газета «1 сентября». - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/">urok.1sept.ru
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Курс ЦДО (начальная школа). - Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru
- Михеева А.В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А.В.Поляковой). - Режим доступа: http://zankov.ru/practice/stuff/article=50
- Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://www.nachalka.info
- Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа: http://uroki.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ed
- 1Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1sept.ru/urok
- Выготский Л.С. Театральное творчество в школьном возрасте. - М.,1988.
- Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М., 1977
- Гукова В.И. и др. Сценическая речь: /Работа над текстом/ Уч. пособие - М., МГИК, 1986г.
- Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е изд. - М., 1992г.
- Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным. - М., 1976.
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977г.
- Моргунов Б.Г. Законы звучащей речи. - М.,1986.
- Немирович-Данченко В.И. Отворчестве актера. - М.,1984г.
- Петрова А.Н. Сценическая речь. Учебно-методическое пособие для театральных институтов и реж. отд. Институтов культуры. М.: Искусство,1981
- Станиславский К.С.Работа актера над собой. Собр. соч., т.2. - 1974 г.
- Савкова З. Как сделать голос сценическим. - М., 1978.
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - Л.,1984.