Сценарий эколого-краеведческой игры «Край наш – Ставрополье». 7–8-е классы

Разделы: Экология

Классы: 7, 8

Ключевые слова: сценарий, экология, краеведение, Игра по станциям, эколого-краеведческая игра


Правила игры:

  1. Во время игры команды должны посетить 6 станций.
  2. Время пребывания на станции 7 минут.

Цель игры: Изучить экологическую обстановку Ставропольского края и наметить примерные пути ее оздоровления.

Начало игры

1 вед.:

Выйду я на рассвете,
Посмотрю на восход,
Мне природа Ставрополья
Силы вновь придает.
Я люблю его свежесть,
И ветра и ковыль.
Я люблю эту землю!
Я люблю этот мир!

2 вед.: Край этот расположен-то ли в Европе, толи в Азии.

1 вед.: Но край этот - богатств и чудес.

2 вед.: Славен он и водами и грязями.

1 вед.: Пшеничными полями и шелковистым руном.

2 вед.: Удивляет песчаными барханами и подземными реками.

1 вед.: Поражает вечной мерзлотой и поющими горами.

2 вед.: Но открыли люди и руды разные, разрослись и задымили города Ставропольские. Взор – куда ни кинь все дома, стоят, большаки дымят, да шумы гремят.

1 вед.: А по рекам и мазут плывет, глубину мутят воды сточные.

2 вед.: И задумался Ставропольский люд честной, как очистить нам землю отчую?

1 вед.: Мы рады приветствовать участников краеведческой экологической игры «Край наш Ставрополье»

Правила игры.

Представление.

Станция «Земля родная»

Ведущий на этой станции говорит:

Ой вы, гой еси, добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы!
Вы пришли сюда о земле сказать,
На людей взглянуть, себя показать
Я вам дам текст – о земле родной
Вы ошибки в нем отыскать должны.
По ошибкам мы вам очки зачтем,
Что сегодня вам для игры нужны.

ТЕКСТ

Ставропольский край по отношению к экватору расположен в северном полушарии Земли, по отношению к начальному меридиану он находится в 1) западном полушарии в 2) лесной зоне. Из полезных ископаемых большое хозяйственное значение имеют нефти и газа, 3) торфа, гравия, песка, глины. Климат края 4) резко-континентальный, благоприятный для произрастания зерновых, овощных, 5) цитрусовых и плодово-ягодных культур. Реки края 6) бурные, порожистые. Почвы преобладают 7) красноземные и каштановые. На большей части края господствуют 8) леса, 86,6 % населения – русские и украинцы. В настоящее время в составе края выделено 9) 28 районов, 10) 17 городов, самая молодая отрасль промышленности края 11) легкая.

БЛИЦТУРНИР

  1. Из книги рекордов географии Ставропольского края.
  2. Самое «сухое» место в крае. (с. Величаевское Левокумского района)
  3. Самые ветреные места в крае. (Ставрополь, Невынномыск, Курсавка)
  4. Самые короткие названия в крае у поселков (Чур - Туркменский район, Юца - Предгорный район)
  5. Самая знаменитая пещера края. (Пятигорский Большой Провал)
  6. Самая протяженная система каналов края (Большой Ставропольский канал - 480 км.)
  7. Самое глубокое водохранилище края (Сенгилеевское 32 м)
  8. Самое большое водохранилище края (Чограйское-S 200 км2)
  9. Самое быстроногое крупное млекопитающее края (антилопа сайга)
  10. Самый быстрый бегун среди грызунов края (тушканчик)
  11. Самая редкая из крупных птиц края (Дрофа, m-10-12 кг)
  12. Самый большой по площади ботанический заказник края (на Большой и Малой солдатских полянах г.Стрижамент)
  13. Самый большой зоологический заказник края (Русский лес)
  14. Самым чистым воздухом славится город-курорт (Кисловодск)
  15. Самое «грязное озеро» края (о. Тамбукан)
  16. По количеству правильных ответов подсчитываются очки.

Станция «КАБАЧОК У ВОДЯНОГО»

Ведущий:

Глубоко в тиши речной, на речной тропинке
спал веселый Водяной с рыбками в корзинке.
Берегиня той порой мимо проплывала,
Голоса на берегу ясно услыхала:
- Пробудись-ка, дух речной, дети едут в гости!

Водяной:

Коль сыграете со мной, так милости и просим!
Вот, речной наш кабачок, дверь закрыта на крючок.
Мой кроссворд к нему ключом, отгадаете - войдем.

После решения кроссворда дети рассаживаются за столом, на котором стоят стаканы, лежат меню и листок заказа.

Берегиня:

Выбрать надо из меню
в несколько приемов
блюда из растений и животных
местных рек и водоемов.
Кто в водах края живет,
Тот на обед к вам попадет.
Ну, а очки вам здесь сочтут
По количеству правильно
Выбранных блюд.

Для выполнения заказа дается 2 мин. (номера написать на месте заказа)

МЕНЮ

Салаты

  • Из беззубки и миног
  • Из кальмаров
  • Из листьев кувшинки
  • Икра из одноклеточных водорослей

Холодные закуски и блюда

  • Бутерброд с мясом судака
  • Икра красная зернистая
  • Икра черная пробивная

Раки отварные

  • Стебли рогозы маринованные
  • Суфле из омаров
  • Щучьи головы в томате
  • Окрошка с минтаем
  • Суп из ламинарии с креветками
  • Уха из осетров
  • Уха из пескарей

Вторые блюда

  • Антрекот из семги с картофелем
  • Карп запеченный с вермишелью из коробок тростника
  • Сельдь с гарниром микроцистиса
  • Ставрида жаренная с картофелем
  • Толстолобик с гарниром из ряски

Мучные и сладкие блюда

  • Кулебяка с красноперками
  • Пирожки с мидиями
  • Расстегай с речными окунями
  • Чилим засахаренный

Напитки

  • Вино из фукуса
  • Коктейль «Акулья чешуя»
  • Настойка на осоке
  • Чай из листьев кубышки желтой

Фирменные блюда

  • Вода Ставропольская минеральная

На листок заказа выписываются номера местных блюд.

Водяной: Итак, вы правильно выбрали … блюд. Принесите заказанные блюда.

Берегиня: Нельзя!

Водяной: Как нельзя!

Берегиня: Санэпидстанция запретила.

Водяной: Но почему?

Берегиня: Не знаю.

Водяной: Того, кто скажет,чем загрязнили наши водоемы, я угощу (к Берегине) У нас что-нибудь есть?

Берегиня: Только фирменное блюдо.

Ребята, помогите нам узнать, чем загрязнили наши водоемы. Каждый правильно названный источник загрязнения -дополнительное очко (дети отвечают).

Водяной: Ну, раз вы такие умные, то должны знать, как очистить наши водоемы. Желательно экологически чистым способом. Каждое дельное предложение – дополнительное очко (дети отвечают).

Берегиня: Ну, что ж, вы честно заработали наше фирменное блюдо!
(дети пьют минеральную воду)

Подведение итогов.

Станция «НЕЧИСТАЯ СИЛА»

Баба - Яга:

Нет над городами тишины;
Это песни машин слышны,
Это грохот заводов бьет,
Речка сточные воды пьет.

Нынче городами правит смог,
Пыль свинцовая у дорог,
Кучи мусора у домов,
Небо серое от дымов,

Все деревья стоят в пыли,
На поникшие ковыли
Дождь кислотный пролился вновь,
Отравляя земную кровь.

Сквозь туманы не видно даль,
Поселилась в домах печаль,
Нет в больницах свободных мест,
Ждет людей на погосте крест.

Город стонет ночью и днем,
Если выжить хотите в нем
Надо верно решенье найти
Вы должны этот город спасти.

1-я голова Змея: Баба - Яга, да ты никак людям сочувствовать взялась?

Баба - Яга: Эх, Змеюшка, кабы не видела я, что ты трехголовый, за безголового бы сочла. Людей потравишь, города умрут, а вместе с ними и ты со своими головами.

2-я голова: Ну, на мой век надолго хватит.

Баба - Яга: А мы поглядим. Ты же не Кощей Бессмертный.

3-я голова: Чтобы со мной справиться, надо узнать, как я родился.

Баба - Яга: А вот это мы сейчас и выясним. Ребята, назовите основные источники загрязнения наших городов. Каждый правильно названный источник загрязнения, каждое верно названное загрязняющее вещество приносит команде очко.

Слово детям

Вопросы-подсказки

  1. Какие предприятия загрязняют атмосферу? Какими веществами?
  2. Что такое смог?
  3. Как образуется кислотный дождь?
  4. У каких предприятий города и области ядовитые сточные воды?
  5. Какие ядовитые вещества содержатся в выхлопных газах автомобилей?
  6. Сколько времени требуется для разложения разных видов мусора?
  7. Есть ли в крае радиоактивно зараженные районы?
  8. Чем опасно радиоактивное загрязнение?
  9.  

1-я голова: Ну, что ж, основные источники моей силы детям известны, но этого мало. Надо знать, как с этими источниками бороться.

Баба - Яга: Против всякого яда есть противоядие. Ребята, как бороться с этим змеем?

Вопрос-подсказки

  1. Нужно ли закрывать предприятия?
  2. Какие технологии должны применяться на производстве?
  3. Как не допустить загрязнения атмосферы: а)промышленными выбросами? б) выхлопными газами?
  4. Куда девать отходы производств?
  5. Как бороться с мусором?

Почему рекомендуется не сжигать, а вывозить опавшую листву?

3-я голова: Делать нечего, если они смогут осуществить то, что сами предложили мне, придется покинуть этот город.

Подводятся итоги

Станция «ЗАПОВЕДНАЯ»

Хозяйка:

Чтобы попасть в заповедную зону
Вы назовите, согласно закону,
Охраняемые территории края
И на станцию сможете войти.

Ответы детей

Хозяйка: Назвав охраняемые территории, вы заработали… очков.

Перед вами таблички с названиями растений произрастающих в Ставропольском крае, отберите среди них растения, занесенные в красную книгу (ответы детей).

Хозяйка: А теперь у нас сезон охоты. Вы должны при помощи мяча отстрелять изображенных на стенде промысловых животных, но так чтобы невредимыми остались животные, занесенные в красную книгу.

Подводятся итоги

Станция «АЙБОЛИТ»

Айболит: Добро пожаловать на нашу станцию, уважаемые коллеги. Нам сегодня предстоит большая работа: выяснить, какие заболевания часто встречаются у жителей нашего края.

Ведущий: Назовите часто встречающиеся у жителей Ставрополья заболевания и причины из вызывающие.

Примерные ответы:

Заболевания

Причины

Устранение

Астматический бронхит и др. заболевания дыхательной системы

Пыль

Фильтры на заводские трубы и автомобили или переход на электрическое или водородное топливо

Эндемический зоб и др. заболевания щитовидной железы

Недостаток йода в пище и воде

Использование йодированной соли, употребление в пищу морской капусты, морской рыбы

Камни в почках

Жесткая вода

Умягчение воды с помощью кипячения или соды, фильтры на водопроводные краны

Онкологические заболевания

Канцерогенные вещества выбросов, радиоактивные загрязнения

Очистные сооружения, удаление радиоактивных источников

Общее снижение иммунитета

Влияние смога

Очистные сооружения

Частые инфекционные заболевания

Болезнетворные микробы

Использование растений, выделяющих фитонциды:
- посадка в селах, городах сосен
- употребление в пищу чеснока, лука и др.

Заболевания нервной системы: раздражительность, мегрень, депрессия

Шум на производстве и на улицах, темп жизни, большая умственная нагрузка

Зеленые насаждения вокруг источников шума, двигательная активность, отдых на природе, витамины.

Можно задавать наводящие вопросы. Подведение итогов.

МИНИ-БЛИЦ

Айболит:

  1. Для каких органов полезна минеральная вода Ставрополья? (пищеварительная система, желудочно-кишечный тракт).
  2. Какие заболевания помогает лечить грязь тамбуканского озера? (опорно-двигательная система, ревматизм, полиартрит, снимает избыточное возбуждение).
  3. А где еще есть уникальное озеро с лечебной грязью? (малое соленое Арзгирского района).
  4. Полезно ли для организма пить только дистиллированную воду? (нет, с водой человек получает необходимые минеральные воды соли).

Айболит: Ребята, уважаемые гости я рекомендую вам на каникулы уезжать на КМВ - полюбоваться прекрасной природой, подышать свежим воздухом! Ну, а если не позволяют финансы – выйти за село, в широкую степь, распахнуть навстречу ветра грудь, вдохнуть горький запах полыни, запах родной земли, прислушаться к шелесту седого ковыля и пройтись босиком, ощутить силу исходящую от земли и я вас уверяю, что все ваши раздражения исчезнуть как по мгновению волшебной палочки.

Ну, а для проверки вашей физической подготовки мы пригласили тренера, но он заболел. Ваша задача вылечить его, предложив отвары из трав, растущих в нашем районе.

Дети отвечают

Подведение итогов

Тренер:

Спасибо, ребята, я здоров!
Вместе, дружно, по порядку
Мы выходим на зарядку.
В две шеренги становись,
Да по ширине растянись!

Коршун вышел на охоту, набирает высоту (махи руками)
Он высматривает: кто там.
Видит сверху за версту (повороты в сторону, приставив руки ко лбу).

Задирает ноги аист (махи ногами),
За лягушками следя,
Из-под ветки выползает
Серебристая змея (легкие приседания с поднятием рук и изгибами спины).

Вот в воде полощет лапки (наклоны с движением рук).
Полосатый хвост – енот,
Гусь в вразвалочку, качаясь,-
Вдоль по берегу идет («гусиный шаг»).

К лесу скачет заяц быстрый (прыжки)
Чтобы в тень попасть скорей,
Коршун, высмотрев добычу,
Устремляется за ней (руки вдоль туловища, наклон)

Камнем падает он сверху,
Крылья быстрые сложив
И схватив когтями жертву,
К малышам своим спешит (наклон с хватательным движением)
(Можно поинтересоваться, кто и какую добычу поймал).

Айболит: Как вы находите физическую подготовку моих юных коллег?

Тренер: Подготовка хорошая, зарядку я оцениваю в 5 баллов.

Станция «ГОРОДСКИЕ КРЫШИ»

Ведущий:

Дождь со снегом тихо гладит
Крыши наших городов.
А на крыше карлсон плачет:
То погромче, то потише.

Карлсон:

Нет у бедного домишки…
Где бедняге притулиться,
Чтоб тепло и сухо было,
Чтоб опять парить как птица?..

В ваших городах закашлял,
Зачихал и отравился,
Заржавел мотор от грязи,
Зря, видать, сюда явился…

Ведущий: Ведь на крыше чище воздух.

Карлсон: Помогите мне, ребята!

Ведущий:

Мы сейчас построим домик,
Чтобы Карлсон наш не плакал!

Карлсон: Только, чур, на крыше. Там воздух чище.

Ведущий: Ребята! Мы должны подобрать материалы, только не любые, а экологически чистые, т.е. не вредные для здоровья нашего друга.

Вопросы к «проекту» экологически чистого «жилища»:

  1. Какой дом лучше: кирпичный, бетонный или деревянный?
  2. Какие рамы лучше: пластиковые или деревянные?
  3. Выберите лучший материал для пола: деревянные доски, линолеум, кафель?
  4. Подойдут ли виниловые обои?
  5. Хорошо, или плохо, когда батареи центрального отопления встраивают в стенные панели?

Ведущий: Карлсон, сколько помещений ты хотел бы иметь в своем доме?

Карлсон: Кухня, спальня, прихожая – прилетная, санузел. И уж, пожалуйста, разработайте мне правила уборки моего жилища.

Ведущий: Пожалуйста. Ребята! Почему нежелательно пользоваться веником? В чем преимущества влажной уборки? Почему в темных и сырых комнатах люди часто болеют?

Карлсон: А где я буду варить варенье? Где в меру упитанному мужчине в полном расцвете лет применить свои кулинарные таланты?

Ведущий: На кухне, конечно!

Карлсон: А какой она будет?

Ведущий: Сейчас выясним у ребят!

  1. Какая плита нам больше подойдет: электрическая или газовая?
  2. Какую возьмем посуду: аллюминевую, нержавеющую, эмалированную?
  3. Каковы особенности водопроводной воды в Ставрополе? Как ее правильно использовать?

Карлсон: А я не задохнусь?

Ведущий: Мы тебе вытяжное устройство приспособим. Ребята, зачем нужна вытяжка?

Карлсон: А санузел вы предусмотрели?

Ведущий: Ну, конечно! А вот дезинфицировать ванну и туалет тебе подскажут ребята!

Карлсон: А соседи у меня будут?

Ведущий: Кого ты имеешь ввиду?

Карлсон: Ну, к примеру, знаете… такие хищные, кажется, домашние животные с 6 ногами, рыженькие быстренькие, на букву Т название начинается.

Ведущий: Тараканы, что ли?

Карлсон: А еще голуби, крысы, мыши, воробьи…

Ведущий: Ребята расскажите почему люди не любят тараканов и мышей? Чем они вредны им? Возбудителей каких опасных болезней они переносят?

Карлсон: Говорят от них трудно избавиться. А почему, интересно?

Ведущий: Ребята готовы тебе объяснить, как бороться с такими «соседями».

Подсчет итогов

По заданию ведущей команда рисует проект дома для Карлсона: каждый участник по очереди проводит линию мелом на доске.

Подведение итогов

ФИНАЛ

Общая линейка, подведение итогов, награждение.

Ведущий: Пусть будут добрые приметы, чтоб мирно годы шли.

Ведущий: Не слезы по лицу планеты, а реки чистые текли.

Ведущий: Пусть будут добрыми, чистыми, светлыми наши города и села.

Ведущий: Пускай повеет свежим ветром.

Ведущий: Пускай на землю лягут росы, а не кислотный дождь и сбросы.

Ведущий: Пусть больше не дымят заводы.

Ведущий: Отходы пусть дают доходы.

Ведущий: Машин же выхлопные газы пусть фильтры очищают сразу.

Ведущий: Чтоб стали не нужны больницы.

Ведущий: Чтоб посветлели наши лица.

Ведущий: Чтоб воздух наших всех квартир здоровье жителям дарил.

Ведущий: Чтоб Ставрополье славилось трудом.

Ведущий: Чтоб нам дарили наши почвы – простор полей и дух земли родной.