Организация динамической паузы и других режимных моментов в процессе обучения первоклассников

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 1

Ключевые слова: первоклассники, динамическая пауза, физкультурные минутки


Одной из проблем современного школьного образования является то, что дети мало двигаются. Именно потому уже в начальной школе у детей катастрофически ухудшается осанка.

Проблема сохранения и развития здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Красной нитью идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит в национальном проекте «Образование», в президентской инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10  для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка.
Динамические паузы  выполняют следующие функции:

  1. Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением;
  2. Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;
  3. Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;
  4. Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки;
  5. Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы  обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников; согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков.

Игра — это не просто развлечение, которое помогает детям приятно провести свободное время. В учебно-методической литературе по физической культуре она определяется как сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает больше возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических упражнений и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты. Сегодня можно встретить в сети Интернет форумы, на которых высказываются мнения «за» и «против » динамической паузы в первом классе, особенно, если эта пауза проводится на улице. Родители недовольны тем, что дети приходят домой грязные, порой одежда разорвана, недовольны тем, что нет организованности данного мероприятия, нет инвентаря. Другие родители, наоборот, очень довольны, т.к. их ребенок очень  мало бывает на свежем воздухе, а здесь появляется возможность и подышать свежим воздухом, и подвигаться, и получить положительные эмоции.

Динамическая пауза задумывалась как мероприятие, способствующее сохранению здоровья школьников. Никому не надо объяснять пользу активного отдыха на свежем воздухе. Активный отдых на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие. Дети начинают больше двигаться, получать больше кислорода в легкие и кровь, что прекрасно отражается на настроении и общем самочувствии. Любые игры на свежем воздухе способствуют улучшению кровообращения во все органы и системы человеческого организма, в том числе в мозг. А это помогает ученику встряхнуться и с новыми силами и настроением браться за учебу. Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, все равно, какого бы рода они не были, является движение, играющее чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего еще и находящегося в период роста. И, наверное, мы, работая в школе, можем проводить эту паузу именно с пользой для здоровья детей.

Значение и роль физминуток на уроке.

Восприятие информации на протяжении длительного периода требует интенсивной мыслительной деятельности, статического напряжения, высокой концентрации внимания. Для усвоения нового материала ребенок прилагает невероятные усилия, что отрицательно влияет на его психологическое и физическое состояние. А ведь состояние ребенка – ресурс его успеха в учебе.

Первые признаки усталости на занятии проявляются в том, что у школьника начинает «проседать» осанка, он часто отвечает не по существу, не может выделить главное, погружен в собственные переживания, а при неожиданном вопросе учителя часто теряется, хотя, если дать время подумать, может ответить хорошо. Если подобные симптомы наблюдаются часто и, кроме того, школьник с трудом настраивается на занятия и требует к себе постоянного внимания со стороны педагога, то это говорит о переутомлении.

Замечаниями, призывами добиться повышения работоспособности практически нельзя. Для этого существуют другие способы.

Для снятия статической нагрузки, поддержания и восстановления работоспособности традиционно рекомендуются физкультминутки, которых на уроке должно быть не менее двух. Физкультурные минутки для снятия локального утомления и физкультурные минутки общего воздействия - кратковременные перерывы на занятиях занимают 1–3 минуты.

Кроме того, физминутки помогают:

  • переключить внимание ребят с одного вида работы на другой (например, с чтения на пересказ);
  • настроить на работу (не секрет, что дети с трудом включаются в работу после перемены, а физминутка как раз-таки и сделает переход от активного физического времяпрепровождения к познавательному более гармоничным);
  • дать отдых пальчикам (на уроке письма или рисования), глазам (на занятиях чтению), а также левому полушарию мозга, отвечающему за установление последовательности, логику (на уроках арифметики);
  •  расслабиться (психоэмоциональное здоровье школьников зависит от их физического состояния, поэтому учителю начальных классов необходимо планировать урок так, чтобы физминутки были обязательно включены в план урока, тогда и уровень усвоения материала будет выше);
  •  поддерживать интерес к уроку (для малышей крайне важно постоянно поддерживать заинтересованность в познавательной деятельности, чтобы сохранялась «интрига» до конца урока).

Более того, физминутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке), в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физминутки.

На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-й минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-й, 15-й, 20-й минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседания, наклоны и повороты туловища), каждое из которых повторяется 4-5 раз. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность учеников повышается в несколько раз.

Учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и разыгрывание таких стихотворений способствует развитию памяти, эмоций, несёт воспитательное значение.

В качестве второй минутки отдыха можно использовать «спокойную минутку»: закроем глаза, представим море… Волны катятся и с шумом разбиваются о берег, а затем медленно отходят назад… Можно использовать спокойную красивую музыку.

Физминутки можно сочетать с другими этапами урока. Например, с закреплением. На уроке необходима минутка отдыха для глаз, в которую входят простые упражнения:

  • зажмуриться, открыть глаза;
  • посмотреть за окно;
  • посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;

Правильный режим дня для школьника — требование не случайное. Если ребёнок соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей, что помогает ему легко переключаться из одного состояния в другое. Кроме этого, чёткий режим помогает правильно сбалансировать работу и отдых, что очень важно для растущего ребёнка и его здоровья.

Ну, и конечно же, на письменных уроках необходима физминутка для пальчиков. Истоки способностей детей на кончиках их пальцев. Очень важно сделать руку ребёнка тренированной, умелой. Для этого используются штриховки, работа с пластилином, пуговицами. Физминутка для пальчиков также способствует развитию умения выполнять мелкие движения, тренирует мышцы кисти рук, а, кроме того, снимает статическое напряжение, усталость, которые появляются при письме у неопытного школьника очень быстро. Рука 6–8-летнего школьника очень слаба, хрящ внутри фаланг ещё не превратился в косточки, поэтому учителя начальных классов просто обязаны выполнять физминутки для пальчиков.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Физминутка поможет сделать нам наших учеников жизнерадостными, активными, любознательными. Процесс усвоения знаний будет более лёгким и радостным.

Другие режимные моменты в 1 классе.

  • учебная неделя - 5 дней;
  • сентябрь-октябрь - адаптационный период (по три основных урока:
  • обучение грамоте, письмо, математика);
  • уроки по 35 минут;
  • дополнительные каникулы в феврале;
  • окончание учебного года - 25 мая;
  • безотметочное обучение;
  • один день в неделю (понедельник или пятница) разгрузочный - отсутствуют сложные предметы;
  • ведущий вид деятельности на уроках - дидактическая игра;
  • частая смена деятельности и динамических поз на уроке;
  • организация горячих завтраков после второго урока.

Систематическая и грамотная организация динамических пауз не только способствует сохранению их здоровья и формированию у них культуры ЗОЖ, но и учит детей правильной организации труда.