Проект «Геоэкологическое краеведение в школьном курсе географии и во внеурочное время»

Разделы: География, Экология, Краеведение

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: экология, краеведение, география, экологическая культура, Геоэкологическое краеведение


Современное образование рассматривается как важнейший фактор модернизации общества. Основной целью модернизации современного общества является выход на качественно новый, устойчивый уровень развития, обеспечивающий высокое качество жизни народа в благоприятной среде обитания и национальную безопасность. Достижение этой цели зависит от того, сможем ли мы сделать модернизацию действительно «новой экологической», «ориентированной на производства, не нарушающие равновесия биосферы». Такая «экологическая» модернизация требует, прежде всего, совершенствования системы экологического образования. Закономерно, что в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», принятой в 2000 году, среди важнейших целей отмечена задача по «экологическому воспитанию, формирующему бережное отношение населения к природе».

Современное экологическое образование является «особой образовательной областью, призванной реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений». Такая интерпретация сущности экологического образования свидетельствует о том, что оно ориентировано на «увеличение адаптивной способности данного общества» и нацелено на создание механизма устойчивого развития.

Сегодня, «знаниевая» функция экологического образования должна дополняться деятельностной компетентностной функцией. Ведущими учеными, исследующими область экологического образования (А.Ш.Воробьев, С.Н.Глаазачев, Н.Н.Родзевич, И.Т.Суравегина и др.), признается, что на современном этапе развития человеческой цивилизации, оно понимается уже не как часть образования в целом, а как приоритетное направление развития всей системы обучения и воспитания.

Всеобщие аспекты экологического образования в настоящее время дополняются следующими характеристиками: усиливаются региональный и компетентностный аспекты экологического образования, в связи, с чем оно становится практико-ориентированным, направленным на изучение и поиск оптимизации состояния окружающей среды в своем регионе, своей местности.

Усиление регионального аспекта экологического образования обосновано материалами «Повестки на 21 век», принятой в Рио-де-Жанейро, в которой одним из важнейших средств осуществления программы по достижению устойчивого развития служит просвещение населения. В этом документе, констатирующем, что многие не понимают тесной связи деятельности человека и окружающей среды вследствие недостаточной информированности, предлагается «обеспечить вовлечение школьников в местные и региональные исследования состояния окружающей среды, включая вопросы безопасности питьевой воды, санитарии, пищевых продуктов и экологических последствий использования природных ресурсов».

Выявленные характеристики экологического образования указывают, во-первых, на необходимость его регионализации и, во-вторых, на тот факт, что школьное экологическое образование перестает быть синонимом биоэкологического и должно осуществляться всеми предметами учебного цикла. В то же время в связи с высокой степенью интегрированности, комплексности географического знания, его роль в экологическом образовании должна быть более значительной. Регионализация экологического образования отвечает процессу стандартизации содержания образования в Российской Федерации расширяющемуся и углубляющемуся в последнее десятилетие.

Хочется отметить, что исследованиям процессов регионализации экологического образования в последние годы посвящено много работ, в том числе таким теоретическим и методическим проблемам, как опора при формировании экологической культуры школьников на региональный компонент, национальные экологические традиции (Ч.М.Алирзаев, Е.Д.Макаров, Л.В.Моисеева), на возможности экологического краеведения (Т.А.Бабакова, Н.Н.Родзевич); переориентация с репродуктивного на исследовательский уровень познания, выполнение учебно-исследовательских творческих проектов, практические действия учащихся по изучению состояния окружающей среды, в том числе изучение реальных экологических ситуаций в своей местности, изучение природно-антропогенных комплексов (Ю.В.Железнякова, В.В.Ульянова, А.В.Зайцев). Отмечая вклад данных исследований в решение многих общих и частных вопросов регионализации экологического образования, следует отметить, что проблеме теоретического осмысления регионального компонента геоэкологического образования и путей введения его в школьную практику до сих пор не уделено должного внимания. Поэтому и существуют противоречия между:

- необходимостью разработки научно-методических основ регионального геоэкологического образования и отсутствием теории и научно обоснованной методики решения этой проблемы;

- сохраняющейся до настоящего времени ориентацией средней школы на трансляцию знаний, умений и навыков, и необходимостью готовить учащихся к активной творческой и социально-значимой экологической деятельности в своем регионе;

- необходимостью системы в учебно-методическом комплексе и разрозненностью изучения регионального компонента в школьных предметах;

- высоким социальным и педагогическим потенциалом систематического изучения экологического состояния своей местности, имеющего в качестве значимого результата ее геоэкологическую характеристику и невключенностью этой формы организации обучения в практику;

- достижениями многолетнего опыта жителей Ставрополья по рациональному природопользованию, охране природы и народной экологической педагогики и недостаточным их использованием для формирования экологической культуры учащихся.

Необходимость определения способов разрешения совокупности изложенных выше противоречий и составляет проблему настоящего исследования, связанную с социальным заказом страны, края, нуждающегося в личности, готовой к активной творческой, экологически обусловленной деятельности в своем регионе. В связи с указанной проблемой определены цель, объект, предмет и гипотеза данного исследования.

Цели данного проекта: разработка научно-методических основ регионального компонента геоэкологического образования и реализации его в системе школьного образования (на примере Ставропольского края и Арзгирского района); формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Объектом исследования является геоэкологическое краеведение в школьном курсе географии.

Предмет исследования – учебная деятельность школьников на основе введения геоэкологического краеведения.

Гипотеза – знания учащимися географической характеристики и экологических проблем края, района, села, будет способствовать повышению уровня экологического образования и воспитания экологической культуры школьников.

 Для проверки гипотезы и достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- обосновать и разработать концептуальные основы регионального компонента геоэкологического образования, определить его структуру и содержание;
- выявить особенности реализации геоэкологического краеведения в условиях Арзгирского района;

- разработать систему геоэкологического краеведения и определить научно-методические условия ее эффективной реализации;

- реализовать систему комплексного социально значимого изучения окружающей среды своей местности, как через элективный курс, так и в пришкольном лагере дневного пребывания «Солнышко», используя учебную экологическую тропу и программы.

Методологические основы исследования. Настоящее исследование основывалось на работах в области:

- теории содержания образования: Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский, К.Д.Ушинский и др.;

- психологических основ обучения и воспитания: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович и др.;

- стандартизации общего среднего, географического и экологического: И.И.Баринова, В.П.Дронов, Н.Н.Родзевич, В.Я.Ром;

- теоретических положений геоэкологии: В.В.Докучаев, В.Н.Сукачев, В.В.Сочава, Б.Л.Годзевич;

- проблем экологического образования: В.В.Пасечник, В.В.Николина, И.Т.Суравегина, Н.Н.Родзевич. Г.П.Сикорская.

Выбор содержания геоэкологического краеведения осуществлялся на основе принципов, обеспечивающих становление экологически культурной личности. Каждому из принципов соответствует определенная содержательная деятельность:

  • Комплексности (нахождение причинных связей и зависимостей между населением и хозяйственной деятельностью с одной стороны, и природной средой – с другой);
  • Территориальности (выбор территории: своя местность, муниципальный округ, эколого-географический район)
  • Проблемности (определение уровня влияния изменений природной среды на состояние здоровья и хозяйственной деятельности населения);
  • Междисциплинарности;
  • Гуманизации (помочь ученику осознать свою связь с землей и воспитать у него внутренний мотив к осознанной деятельности оп сохранению природы Земли для настоящих и будущих поколений – соучастие, сопереживание, сотрудничество);
  • Субъективности;
  • Признание ребенка как индивидуальной личности.

Считаю, что в реализации геоэкологического подхода при изучении географии своего края есть ряд благоприятных условий, которые нельзя не учитывать в целях экологического образования:

  • свой край в значительной мере можно изучать на уровне непосредственного наблюдения окружающей местности в границах своего населенного пункта или вблизи него, т.е. на локальном уровне;
  • возможность практически действовать в наблюдаемых природных и социально-экономических условиях. Правила поведения в природе на практическом уровне, да и экологические убеждения легче выработать в реальных, а не виртуальных условиях, видя и оценивая последствия неразумного отношения к природной среде;
  • более убедителен показ практического значения географических знаний, поскольку появляется возможность выявлять и анализировать комплекс природных, социальных и экономических элементов в их взаимосвязи. В усилении показа практического значения географической науки состоит одно из принципиальных положений концепции обновления современного школьного географического образования;
  •  большое разнообразие местных и потому доступных источников эколого-географической информации, что обеспечивает практику их частого использования. Помимо наблюдений на местности особенно важно и необходимо использовать экологические карты региональных атласов;
  • личная заинтересованность учащихся в изучении экологической обстановки и поэтому повышенная эмоциональность изучаемого материала, возрастание внутренних мотивов учебной деятельности.

Логика и этапы исследования. Первый этаппоисково-эмпирический (2014–2015). Изучались общие тенденции развития и состояние школьного географического и экологического образования в России, выяснялись проблемы и противоречия субъективного и объективного характера; выявлялись особенности отечественного и зарубежного педагогического опыта в области экологического образования и геоэкологического краеведения; проводилось анкетирование по выявлению уровня знаний учащихся по региональной геоэкологии и оценке значимости ценностей природы.

В 9–11 классах была предложена анкета, в которой предлагалось оценить значимость перечисленных ценностей природы. Результаты анкетирования показали, что у школьников они имеют разный «вес» (Табл. 1).

Табл. 1
Представления учащихся о ценностях природы


п/п

Ценности природы

Занимаемое место

1.

Природа обеспечивает продуктами питания

3

2.

Пребывание в природе создает хорошее настроение

4

3.

В природе много лекарственных растений

1

4.

Природа имеет разностороннее значение

6–7

5.

Природа дает строительный материал

8

6.

Природа может существовать и без человека, и неважно как я ее оцениваю

4

7.

Природа – хорошее место для отдыха

2

8.

Природа укрепляет здоровье

6–7

9.

Я высоко ценю красоту природы

5

10.

Природа помогает в хозяйственной деятельности

9

Анкетирование позволило выявить положительные изменения и тенденции в экологической образованности учащихся: чем ранее оценивается средообразующее значение природы, отчетливее становится современное понимание ее самоценности. В то же время очевидны некоторые «болевые» точки: по-прежнему в обучении преобладает покомпонентная оценка природы, и поэтому многосторонность ее значения отметили менее половины учащихся. Очевидны проблемы эстетического восприятия природы: ее красота значима для небольшой части школьников. Первое место заняло признание природы как источника лекарственных растений, но ее роль в укреплении здоровья отметили немногие.

Как видно, проблема формирования экологических убеждений связана с рейтингом ценностей, которые образуют очевидную систему. Несмотря на некоторые положительные сдвиги в экологическом образовании, очевидна необходимость опоры на реальные мнения и оценки учащихся.

Основные результаты этапа состояли в уточнении проблемы, цели и задач исследования, формулировке рабочей гипотезы, основных концептуальных положений.

Второй этап, практический (2015–2017) заключался в построении учебного процесса на основе предлагаемого проекта через реализацию целей и задач проекта, разработку общих дидактических основ регионального географического образования, апробацию системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии 5 – 11 классов и элективного курса для 9 класса «География и экология Арзгирского района».

Третий этап, обобщающе-аналитический (2017–2018) подтверждена выдвинутая гипотеза. Обработаны полученные результаты, оформлены выводы.

Новизна проекта заключается в попытке определения эффективных путей реализации геоэкологического краеведения через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школы.

В ходе работы над проектом, я пришла к выводу, что систему геоэкологического краеведения целесообразно формировать на основе трех подходов к исследованию территории: географического, экологического и краеведческого и включать следующие элементы: цели, содержание (структурное и детальное), формы и методы обучения, критерии эффективности. В течение всех лет обучения географии в школе (5 – 11 класс) необходимо проводить систему практических работ различного уровня самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на изучение программных вопросов взаимоотношений между обществом и окружающей средой. В систему практических работ входят как урочные, так и внеурочные занятия.

Табл. 2
Состав и структура регионального компонента геоэкологического образования

Блоки ГОС

6–7 классы

8–9 классы

10–11 классы

Объекты изучения

Природные сообщества своей местности.
Основные отрасли хозяйства в своей местности.

Природные комплексы, компоненты природы в крае и своей местности. Население и хозяйство в своей местности

Природно-технические системы и их основные типы

Особенности объектов, изучаемых геоэкологией

Взаимосвязи между компонентами природы и видами хозяйственной деятельности. Нарушения в природе, связанные с деятельностью человека

Геоэкологическое положение Ставрополья и своей местности. Традиционное природопользование в крае и своей местности. Взаимосвязи в ПК. Антропогенное влияние на ПК в целом и на его компоненты, влияние природы на человека

Особые условия при родопользования в крае. Виды природопользования и проблемы, связанные с ними. Связь глобальных региональных геоэкологических проблем

Познание и практика

Краеведческие исследования в своей местности. Выявление зависимости между живыми организмами и средой. Инвентаризация положительных и отрицательных воздей
ствий на природу в своей местности. Правила поведения в природе. Благоустройство территории

Краеведческое изучение Ставрополья и исследования в своей местности. Экологическая паспортизация хозяйственных объектов. Геоэкологический мониторинг. Составление простейших геоэкологических карт. Благоустройство территории

Экологическая экспертиза хозяйственных проектов. Моделирование и проектирование элементарных схем природопользования в Ставропольском крае и своей местности.
Благоустройство территории

Более детально структуру регионального компонента геоэкологического образования предлагаю в следующем варианте.

Табл. 3

Тип школы

Общеобразовательные курсы

Основные вопросы содержания региональной географии

Основная общеобразовательная школа, сельская

Начальный курс физической географии
(6 класс)

План и карта Ставропольского края; рельеф, воды и климат региона
(14 часов)

География материков и океанов
(7 класс)

Природные комплексы Ставропольского края, природоохранные территории
(4 часа)

География России
(8 класс)

Комплексная физико-географическая характеристика Ставропольского края. Природопользование
(13 часов)

Экономика России
(9 класс)

Экономико-географическая характеристика Ставропольского края, природоохранные территории и мониторинг
окружающей среды, полевой практикум
(13 часов)

Экономическая и социальная география мира
(10 – 11 класс)

Внешнеэкономические связи и экологическая обстановка
(8 часов)

В 9 классе введен элективный курс «География и экология Арзгирского района», отличительной чертой которого является – расширение знаний о родном селе и районе с природной, экологической, исторической и социально-экономической точек зрения. Другими словами, ядром этого курса становится геоэкологическая характеристика территории Арзгирского района. Краеведческий курс «География Ставропольского края» (10 класс), также обогащен геоэкологическим содержанием. Оба этих курса входят в региональный компонент базисного учебного плана.

Методы и приемы изучения вопросов геоэкологического содержания. По мере расширения и углубления знаний, уровня понимания проблем и идей учащиеся овладевают теоретическими и практическими умениями, которые связаны с исследовательской природоохранной деятельностью.

Поэтому необходимо использовать методы учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся:

1. Эмпирические методы:

- наблюдение прямое, косвенное с целью описания биотических и абиотических компонентов природных систем и влияния на них деятельности человека;

- экспериментирование: формирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов, интерпретация данных;

- владение методами количественного учета живых существ в единицах пространства и времени;

- инвентаризация природных объектов: разработка цели, формы документа, метода учета, способов обобщения результатов;

- мониторинг (слежение) за состоянием окружающей среды: взятие проб воды, воздуха, почвы, учет биологического разнообразия, использование рядов данных, формулирование выводов;

- владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков.

2. Теоретические методы:

- анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотезы;

- моделирование проектов решения экологических проблем;

- составление компьютерных программ оптимизации экологических отношений разного уровня;

3. Социологические методы: анкетирование, опросы, беседы, дискуссии.

Разное содержание требует разных методов и приемов изучения экологических вопросов. Я пользуюсь наиболее распространенными приемами, обеспечивающими полноту базовой экологической подготовки учащихся. Ими являются:

Отработка понятий и терминов:
- разъяснение существенных признаков понятия;
- подтверждение действия признаков примерами;
- запись новых определений;
- работа с карточками, дидактическими материалами, раскрывающими суть понятия;
- экологическая разминка. Например, что называется природным комплексом; приведите примеры взаимосвязи компонентов природы; в чем выражается равновесие в природе; какие виды хозяйственной деятельности изменяют природную среду в нашей местности; какие природные комплексы наиболее изменены человеком; что такое природное богатство и др..

2. Работа с фактами (перечислите водохранилища Ставропольского края, источники загрязнения своей местности, группы производств края, наиболее загрязняющих окружающую среду и т.п.).

3. Изучение природных процессов с использованием цитат, афоризмов, описаний, стихов из литературных источников.

4. Знакомство с нормами экологической морали:
- каждый человек имеет право на благоприятную среду жизни;
- в больной природе нельзя оставаться здоровым;
- не делай того, последствия чего для природы ты не знаешь;
- взял из природы, компенсируй втрое.

5. Составление экологического паспорта природного объекта территории (при изучении природных зон, регионов России, своей местности). Например, информацию экологического паспорта можно свернуть в таблицу:

Таблица 4

Общие особенности зоны (территории)

Изменения в природе, зоны под влиянием деятельности человека

6. Сравнение природно-территориальных комплексов:
- как изменяются природные условия края при продвижении с севера на юг, и с запада на восток;
- чем отличается природная среда восточной зоны края и юго-западной, учитываются ли они в хозяйственной деятельности человека?

7. Моделирование процессов влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду, в том числе местной природы. Например:

А. Интенсивный выпас скота → уменьшение растительного покрова → нарушение почвы → образование овражной системы на склонах → опустынивание;

Б. Вырубка лесов → усиление стока рек → разрушение почвы → смыв почвы → обмеление рек → изменение экосистемы.

8. Опережающее задание проблемного характера, решение экологических проблем. Например, предлагается следующая ситуация. В группе оптимистов и пессимистов разгорелся спор по поводу урожайности наших земель. Пессимисты утверждают, что повысить урожайность уже невозможно, и приводят для этого свои доказательства. Оптимисты, например, напротив, видят пути значительного повышения урожаев в крае. Распределите роли представителей обеих групп и включитесь в дискуссию.

9. Написание сочинений, рефератов по экологической проблематике.

10. Тестирование.

11. Использование стихов, загадок, видеосюжетов, интересного занимательного материала из дополнительной научно-популярной и художественной литературы. Это вносит элемент яркости, новизны, занимательности, что способствует развитию познавательного интереса.

12. Исследовательские задания. Считаю, что значение самостоятельных исследований для школьников трудно переоценить. Потому что при таком подходе ученики сами находят и формируют проблему, ставят задачу и выбирают методы их решения. В результате привычные для них явления окружающей среды рассматриваются с позиции человека, заинтересованного в сохранении ее качества. Отсюда один шаг к пониманию сложного комплексного характера экологических проблем. В процессе обработки и осмысления информации по состоянию окружающей среды школьники получают и элементарные знания по экологической безопасности. Система творческих исследовательских заданий и задач заставляют школьников по-новому оценить свой интеллектуальный потенциал. Они может быть впервые в жизни приходят к мысли о том, что могут сделать для сохранения и воссоздания своей среды обитания.

Предложенный ряд приемов изучения вопросов геоэкологии можно еще продолжить, главным для учителя является их варьирование с учетом индивидуальных учебных возможностей школьников, развития их интересов и склонностей.

Важное значение имеет заинтересованность не только педагогов, но и обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим рекомендую использовать методы создания положительной мотивацииобучаемых.

Эмоциональные:

  • ситуация успеха;
  • поощрение и порицание;
  • познавательная игра;
  • свободный выбор задания;
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

Волевые:

  • предъявление образовательных требований;
  • формирование ответственного отношения к получению знаний;
  • информирование о прогнозируемых результатах образования.

Социальные:

  • развитие желания быть полезным обществу;
  • создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.

Познавательные:

  • опора на субъективный опыт ребенка;
  • решение творческих задач;
  • создание проблемных ситуаций.

Формы уроков: заочное путешествие, семинары, экскурсии, ролевые и
деловые игры, коллективные и индивидуальные работы.

Основные функции педагогических подходов и технологий в эколого-географическом образовании.

Школьный экологический проект. Это форма организации работы школьников в рамках экологического образования, при которой дети самостоятельно проводят собственные экологические исследования для последующего составления плана действий по решению местных экологических проблем. Часто итогом школьных экологических проектов становится реализация конкретных природоохранных действий.

Интерактивное обучение. Это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей учащихся, их саморазвития.

Используя технологию интерактивного обучения на практике, я убедилась в том, что урок, организованный на основе оптимального педагогического взаимодействия, имеет ряд преимуществ:

1. Урок проходит в оптимальном темпе, части урока логически связаны, сочетаются различные виды учебной работы.

2. Ход урока настраивает учащихся на продуктивную работу, разнообразные виды и формы заданий обеспечивают занятость всего класса, позволяют учащимся проявить себя.

3. Материал урока усваивается всеми учащимися в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями, приобретаются новые умения и навыки в познании и общении.

4. На уроках преобладает атмосфера сотрудничества и сотворчества. Отсутствуют конфликты.

Личностно ориентированные технологии. Главной отличительной чертой личностно ориентированного подхода в экологическом образовании является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования экологической культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций. Личностно ориентированный подход является ведущим в процессе обновления образования и применяется исходя из необходимости охвата действительности и формирования целостной картины мира, что соответствует требованиям экогуманитарной парадигмы (О.С.Анисимов, Е.В.Бондаревская, П.Я.Гальперина и др.).

Метод творческого самовыражения, который заключается в том, чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Использую вариант – творческое общение с природой. Идея этого метода – открыть свой путь к природе. Цель – понять, как по-своему люди разного склада воспринимают, чувствуют природу. Задача подобных уроков – выявить личностное отношение к природе; уточнить свое собственное отношение к природе.

Проблемно-поисковые технологии (один из вариантов личностно ориентированных технологий). Это создание разноплановых проблемных ситуаций и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них. Они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость, профессионализм и другие ценные личные качества.
Как видно, перечисленные методики и технологии направлены либо на развитие экологического мышления, либо на организацию поисковой деятельности, чаще коллективной, хотя они связаны между собой. Если развитие мышления – это цель педагогического процесса, то поисковая деятельность – средство ее достижения.

Ожидаемые результаты. Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана система геоэкологического краеведения в школьном курсе географии, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.

Практическая значимость. Результаты настоящего проекта можно использовать в процессе обучения географии в 6 – 11 классах во всех общеобразовательных школах Арзгирского района. Программа элективного курса для 9 класса «География и экология Арзгирского района», программа эколого-оздоровительного направления пришкольного лагеря дневного пребывания «Солнышко», социальный проект «Учебная экологическая тропа», также могут быть внедрены в педагогическую практику учителей района.

Учащиеся получат возможность выработать следующие навыки и умения:

Интеллектуальные (умение работать с информацией, выделять главную мысль, анализировать гипотезу и е разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами, умение правильно оценить действия людей в природных условиях, выработать свое отношение к негативным воздействиям на природу);

Творческие (умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них);

Практические (навыки и умения). Приобретенные знания позволят школьникам вести визуальные наблюдения, инструментальные измерения и обрабатывать полученные результаты; пользоваться источниками географического и краеведческого содержания; давать характеристику природным условиям и ресурсам края, района, формулировать основные принципы здорового образа жизни.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается их опорой на основные теоретические положения и выводы педагогической, психологической и методической науки; положениях нормативных документов по вопросам школьного образования; на использование методов теоретического и эмпирического исследования; применении разработанных методических материалов в школьной практике.

Социальная направленность проекта выражается в:

- Повышении социальной активности учащихся.
- Готовности органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения оп улучшению социальной ситуации.
- Положительных изменениях в сознании школьников, повышении уровня общей культуры личности.
- Изменении общественного мнения, увеличении числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
Социальная направленность проявляется через взаимодействие с:
- администрацией муниципального образования с.Петропавловского;
- отделом образования администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края;
- комитетом оп благоустройству и озеленению села Петропавловского;
- сельской библиотекой;
- Центром детско-юношеского туризма и экскурсий с.Арзгир.

Психологическая целесообразность эффективности проекта.

Система работы по геоэкологическому краеведению выстроена с учетом возрастных особенностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курсов «Окружающая среда» (начальная школа), начального курса Физической географии (5 – 6 класс), Географии материков (7 класс), Географии России (8-9 класс), Экономической и социальной географии мира (10 – 11 классов), биологии (5 -7 классов).

Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации геоэкологического краеведения являются педагоги, дети родителей, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.

Ресурсное обеспечение. Владение технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся.

Наличие кабинета географии-биологии, компьютерный класс, учебная экологическая тропа.

Заключение

Введение в практику школьного географического образования геоэкологической характеристики территории обусловлено современным состоянием окружающей среды: практически любой участок Ставрополья являет собой не природно-территориальный комплекс, а природно-техническую геосистему, компоненты которой в большей или меньшей степени преображены человеческой деятельностью.

В то же время развитие геоэкологического краеведения в России, да и любом регионе, кроме других причин, тормозится в связи с отсутствием конкретного краеведческого учебного материала, раскрывающего особенности геоэкологической ситуации в регионе и своей местности. Отдельные положительные примеры не меняют общей благополучной картины.

Геоэкологическая характеристика территории в системе геоэкологического краеведения играет важнейшую роль, становится инвариативным ядром, являясь и содержанием и комплексным критерием эффективности обучения. Учащиеся для реализации геоэкологического образования на краеведческой основе,
во-первых, должны использовать региональный и школьный учебные материалы: геоэколгические характеристики своего края и своей местности.
Во-вторых, учащиеся должны уметь составлять геоэкологическую характеристику территории своей местности на основе собственных исследований.
В-третьих, умение составлять геоэкологическую характеристику своей местности можно считать одним из критериев эффективности геоэкологического образования

Литература

  • Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. и др. Природопользование: Проб. Учебник для 10–11 классов. М.: Просвещение, 1995.
  • Глобальные экологические перспективы-2000 (Доклад ЮНЕП о состоянии окружающей среды в конце тысячелетия). – М., 1999.Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. – Смоленск, 1998.
  • Иванов А.Г. Экологическое образование и воспитание учащихся сельской школы Республики Саха (Якутия) // География в школе, 2003. - № 3.
  • Исаченко А.Г. Экологическая география в связи с проблемой интеграции географических наук. РГО: новые идеи и пути. СПб., 1995
  • Методика обучения географии в школе/Под ред. Л.М.Панчешниковой. М., 1997.
  • Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.
  • Родзевич Н.Н. Смена стереотипов экологического мышления: Проблемы подготовки учителей: Тез. докл. М., 1995.
  • Литвинова Т.И. Формирование экологической культуры на уроках географии // География в школе, 2003. - № 3
  • Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты. М., 1996.
  • Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХ в. – М., 2001.
  • Максаковский В.П. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе, 1998. № 2.
  • Махов С.И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России» // География в школе, 1998. № 3.
  • Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. – М.: Просвещение, 1995.
  • Реймерс Н.Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
  • Финаров Д.П. Основные направления совершенствования эколого-краеведческой работы // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. – СПб.: Образование, 1994.