Мир вокруг нас (А.А.Плешаков). 3 класс
Цель урока: Знакомство с разнообразием животных и их классификацией по групповым признакам.
Задачи:
- Познакомить с разнообразием и классификацией животных по их групповым признакам.
- Создать условия для развития умений выделять группы животных по их признакам.
- Воспитывать любознательность и интерес к миру животных.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий.
Основные термины и понятия: зоология, группы животных: черви, моллюски, иглокожие, паукообразные, ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, атласы-определители, наглядность: банка с живыми пиявками, множество цветных фотографий с животными на доске, презентация, на столах учащихся: листы ватманов, конверты с изображениями животных, карточки с опорными словами, алгоритмы работы, дополнительная информация (листы с печатными научными текстами), карточки с самостоятельной работой, оценочные листы, клей, цветные карандаши.
1. Оргмомент
- Порядок на столе,
Порядок в голове,
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
- Поприветствуем гостей, мысленно пожелаем друг другу успеха, у нас все получится (берутся за руки)
2. Проверка дом. задания
(Краткий фронтальный опрос)
Игра «Вопросики»
- Давайте вернемся в царство растений.
1. Какую роль играют растения в жизни людей? (кислород, пища, лекарства, сырье, ткани, позитивное настроение)
2. Почему растения становятся редкими, исчезают? (вырубка, вытаптывание, рвут букеты, лекарственный сбор в больших количествах).
Игра «Шкатулочка знаний»
- Откроем наши «Шкатулочки знаний» и вспомним на какие группы ученые-биологи делят все растения? (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения)
- На какие царства ученые-биологи делят всё живое? (царства бактерий, грибов, растений, животных)
- Какая наука изучает животных? (зоология)
3. Актуализация знаний, введение в тему
- Проведем Конкурс загадок.
1.
Пестрая крякушка, ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, спотыкалочкой (утка)
2.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток (рыбы)
- Сейчас познакомимся с игрой «Узнай по описанию».
Прочитайте самостоятельно информацию на слайде презентации и назовите животное.
Текст №1:
- Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнёздами, распугивает мелких птичек, самка тем временем спокойно подкладывает яйца. При этом она часто выбрасывает яйца хозяев, чтобы те не заметили подмены. (кукушка)
Текст №2:
- Кто-то темный с гудением пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Весь коричневый, будто шоколадный. Это враг нашего леса! Только листья на деревьях и кустах распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют. Кто это? (майский жук)
- Ребята, сможете ли вы сформулировать тему урока? О чём будем говорить? Ваши предположения?
- А вы можете перечислить всех представителей этого царства? Почему нет?
- А если животных очень много и все они разные, то тема нашего урока более точно звучать будет как? (Разнообразие животных)
4. Постановка учебных задач
1. Фронтальная работа (опрос).
- Дети, какие задачи мы ставим на уроке? (2-3 ответа выслушать)
- Да, сегодня перед нами стоят следующие задачи, прочитаем их вслух. (Учащиеся читают с доски по слайду презентации)
Задачи:
- Рассмотреть многообразие животного мира.
- Распределить животных на группы.
- Выделить отличительные признаки каждой группы.
2. Проблема (проблемный диалог).
- На какие группы мы делили животных в 1 классе? (Дикие и домашние)
- Сегодня мы говорим о многообразии животных, поэтому во 2 классе вы уже делили всех животных на …? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся)
- Как вы полагаете это все группы Царства животных? Игра плюсики-минусы. (Дети на пальчиках показывают свои предположения)
- Почему уверены, что назвали не все группы? (нехватка знаний)
- Что же надо делать? (Получать новые знания)
- Я предлагаю вам провести исследование и определить на какие группы делятся животные.
Физминутка.
- Проведем физминутку «Глазки» (Дети выполняют 2 вида упражнений для глаз)
5. Открытие новых знаний (решение учебных задач, обсуждение проекта, выступление с проектом)
Исследовательский институт окружающей среды прислал сообщение с просьбой изучить отдельные объекты животных и передал всем конверты.
- Дети, вы сейчас будете работать в группах. У каждой группы есть конверт с изображением животных. Номер группы совпадает с номером конверта и с номером выступления.
- Рассмотрим и изучим алгоритм работы (по слайду). (Дети самостоятельно знакомятся)
- Прочитаем алгоритм вслух.
1. Рассмотри иллюстрации в конверте, раздели их на группы.
2. Определи какой общий признак у животных каждой группы.
3. При помощи учебника на с.88-91 узнай, как называется эта группа животных. Прочитай информацию про данную группу.
4. Ознакомься еще с дополнительной информацией. Материал записан на карточках, которые у вас на столах.
5. Подготовь выступление в своих группах.
6. Самостоятельная работа в группах
- Прошу приступить к работе. Желаю всем удачи! (Дети на ватмане создают проект с опорными словами, иллюстрациями, печатным текстом)
7. Первичное закрепление материала
- Вы сейчас были исследователями, провели небольшую исследовательскую работу. Расскажите нам. Выберите представителей для выступления.
Выступает группа №1.
Дети 2 человека рассказывают о червях, о моллюсках. Один из детей более подробно и наглядно сообщает информацию о пиявке. (наглядность: банка с пиявками)
- Давайте подведём итог по данной информации и пополним нашу «Шкатулочку знаний».
Выступление группы №2. (иглокожие, ракообразные)
- Приглашаем для выступления вторую группу (Аналогично класс заслушивает выступление детей и закрепляет материал по презентации)
Физминутка.
- Нам надо немножко отдохнуть. Физминутка «Животные».
Выступление остальных групп по такой же схеме. Группа №3 – паукообразные, насекомые; группа №4 – рыбы, земноводные; группа №5 – пресмыкающиеся, птицы, звери.
8. Закрепление изученного материала
1. «Шкатулочка знаний» игра.
- Мы сегодня столько интересного узнали. Давайте откроем «Шкатулочку знаний» и пополним её. (По слайдам дети систематизируют знания про беспозвоночных, позвоночных, а также разбирают общую схему-таблицу «Животные»)
2. Работа в дополнительных тетрадях.
- Шкатулка знаний пополнена, закрываем крышечку и применяем эти знания при выполнении заданий по рабочей тетради.
Откроем тетрадь с.51 №2. Прочитаем вслух задание. Работаем в парах. Пара не забывает показывать нам знак «Мы готовы».
- Проверяем задание №2.
3. Самостоятельная работа.
- Ребята, на столах у каждого есть карточка с Самостоятельной работой. Прошу ознакомиться с заданиями.
- Задайте вопросы, если они есть.
- Приступили к самостоятельной работе (дети самостоятельно работают).
- Выполненную работу проверили, отодвинули на угол парты.
Образец самостоятельной работы:
I вариант:
1. Как называется наука о животных? Обведи нужную букву.
а) ботаника;
б) зоология;
в) астрономия.
2. Какие группы животных существуют? Обведи нужную букву.
а) птицы, звери, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, ракообразные, моллюски, растения, черви, паукообразные, иглокожие;
б) насекомые, земноводные, звери, моллюски, черви, пресмыкающиеся, птицы, иглокожие, ракообразные, рыбы, паукообразные;
в) моллюски, звери, иглокожие, паукообразные, грибы, микробы, ракообразные, птицы, черви, насекомые, земноводные, рыбы, пресмыкающиеся.
3. По перечисленным признакам определи группу животных. Допиши предложение.
• Животные, которые имеют мягкое тело, защищенное раковиной — это _________________.
• Животные, тело которых покрыто перьями — это ____________________.
4. Зачеркни лишнее название в каждом ряду.
• Улитки, слизни, осьминоги, раки, кальмары;
• Скорпионы, пауки, клещи, пчёлы, клещи.
5. Установи соответствие.
II вариант:
1. Как называется наука о животных? Обведи нужную букву.
а) зоология;
б) ботаника;
в) анатомия.
2. Какие группы животных существуют? Обведи нужную букву.
а) ракообразные, птицы, звери, растения, моллюски, иглокожие, пресмыкающиеся, рыбы, черви, паукообразные, насекомые, земноводные;
б) иглокожие, звери, земноводные, грибы, микробы, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, насекомые, ракообразные, черви, рыбы, паукообразные;
в) птицы, земноводные, черви, рыбы, иглокожие, пресмыкающиеся, паукообразные, моллюски, насекомые, ракообразные, звери.
3. По перечисленным признакам определи группу животных. Допиши предложение.
• Животные, тело которых покрыто чешуёй, это — ____________________.
• Животные, тело которых покрыто шерстью, это — ____________________.
4. Зачеркни лишнее название в каждом ряду.
• Ящерицы, лягушки, жабы, тритоны;
• Раки, крабы, креветки, пиявки.
5. Установи соответствие.
9. Рефлексия деятельности, осознание и оценка результатов учебной деятельности
- Вспомним, ребята, какие задачи были сегодня нами поставлены.
- Как вы считаете, удалось их решить?
Работа с оценочными листами.
- Ознакомьтесь с вопросами оценочного листа, устно ответим на них.
- Я узнал…
- Мне понравилось…
- Надо поработать и закрепить…
- Вызвало затруднение…
- Давайте оценим свою работу (Дети по частям отвечают на вопросы).
- Спасибо за урок. С вами было интересно работать.
10. Домашнее задание
- Запишем домашнее задание. По учебнику с. 89-92 вопросы и задания устно. Рабочая тетрадь с. 50 №1 и №3.