Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Спасаем лягушат» во 2-й младшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: вторая младшая группа


Цель:

  • способствовать формированию у детей представлений о разных состояниях воды и свойствах льда;
  • формировать умение выбирать нужный способ для выполнения поставленной задачи.

Задачи:

  • Продолжать вызывать интерес к играм с водой.
  • Развивать речь, мышление, внимание.
  • Воспитывать отзывчивость, побуждать оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
  • Способствовать осознанию собственной значимости.
  • Развивать мелкую моторику, используя технику комкания бумаги.
  • Развивать фонематический слух;

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: замороженные лягушата, оттаяли, кваканье, комкаю, мну.
  • Уточнение словаря: мерзнуть, прозрачный, скользкий, гладкий, болотце, кочка, аккуратный, усаживайте.

Активизация словаря: лед, холодный, твердый, тает, капает.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке, экспериментирование с водой (замораживание на холоде, оттаивание в теплом помещении); рассматривание картинок с изображением болота; разучивание логоритмической игры.

Оборудование и материалы: аудиозапись с кваканьем лягушки; игрушки: мама-лягушка и лягушата, замороженные в лед, по количеству детей; ванна для игр с водой, лейки с теплой и холодной водой по количеству детей, макет болота, зеленая бумага для комканья.

Ход занятия

І. Игровая мотивация

Воспитатель обращает внимание детей на доносящиеся откуда-то звуки – кваканье лягушки.

Воспитатель. Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети. Эго лягушка.

Воспитатель. Что она делает?

Дети. Квакает.

Воспитатель. Действительно, мы слышим кваканье лягушки. Интересно, где спряталась лягушка? Пойдемте поищем.

Дети определяют по звуку и находят лягушку·

Воспитатель. Послушайте, о чем рассказывает лягушка.

Мои веселые ребята -
Озорные лягушата -
В пруду весело играли,
В воду прыгали, ныряли.
Но случилась вдруг Беда -
Превратилась в лед вода!
Что мне делать?
Как мне быть?
Как детей освободить?

II. Эксперименты со льдом

Воспитатель. Про кого рассказала нам лягушка?

Дети. Про лягушат.

Воспитатель. Что с ними произошло?

Дети. Вода замерзла, превратилась в лед. В ней замерзли лягушата.

Воспитатель с детьми находят «замерзших» в льдинках лягушат.

Воспитатель. Вот они, замороженные лягушата. Как же они сюда попали?

Дети. Лягушата играли в воде, а вода замерзла. Вот они превратились в лед.

Дети берут льдинки в руки.

Воспитатель. Что-то мои руки стали мерзнуть. А ваши тоже замерзли? Почему?

Дети. Мы держим лед.

Воспитатель. Лед какой?

Дети. Холодный.

Воспитатель. Он выскальзывает из рук, значит, лед еще какой?

Дети. Скользкий.

Воспитатель. Постучите льдинкой.

Дети выполняют.

Лед твердый. Какой лед, повторите.

Дети. Твердый.

Воспитатель. Ребята, вы видите лягушат? (Да)

Почему? (Предложения детей) Потому что лед прозрачный как стекло. Повторите, какой лед?

Дети. Прозрачный.

Воспитатель. Посмотрите, вода почему-то потекла по рукам... Откуда появилась вода?

Дети. Это тает лед.

Воспитатель. Почему начал таять лед?

Дети. Руки теплые, лед от тепла тает.

Воспитатель. А я знаю, как, быстрее можно растопить лед! Кладите лягушат в ванну, у нас есть лейки с водой. Как вы думаете, какая вода поможет нам быстрее растопить лед и освободить лягушат: холодная или теплая? Правильно, теплая. Берите лейки и полейте на льдинки. Лейте аккуратно, не торопитесь.

Дети выполняют.

Воспитатель. Смотрите, лед пропал! Что с ним случилось?

Дети. Лед растаял. Теплая вода растопила лед.

Воспитатель. Доставайте лягушат посадите рядом с мамой на салфетку, пусть они согреются.

Итог.

Воспитатель. Лягушка очень рада и благодарит вас за то, что вы спасли ее деток!

III. Физкультминутка (логоритмическая игра)

На Болоте лягушата-
Развеселые ребята
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Лапками топали,
Лапками хлопали,
в салочки играли-
По кочкам скакали.
С кочки на кочку,
С кочки на кочку.

Дети приседают, подняв полусгонутые руки вверх.
Имитируют умывание.
Имитируют растирание.
Топают.
Хлопают в ладоши.
Прыгают на обеих ногах друг за другом.

IV. Продуктивная деятельность

Воспитатель. Вы замечательно прыгали по кочкам! Наши лягушата тоже любят прыгать по кочкам. Может быть, отпустим их на улицу?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. На улице холодно, кругом лежит снег, они снова могут замерзнуть.

Воспитатель. Правильно, пусть они погостят с мамой - лягушкой в нашей группе до тёплых дней, а мы сделаем для них кочки.

Воспитатель показывает и объясняет способ изготовления кочек из бумаги зеленого.

Воспитатель. Сначала Я комкаю Бумагу в кулачке. Вот так. Что Я делаю? (Ответы детей.) Получился большой комок. Потом мну пальцами, чтобы комочек получился маленький, аккуратный. Вот так. Что получилось? (Зелёная «кочка».) Теперь вы сами можете делать «кочки» и приклеивать их вот на этот лист-Болотце,

Дети выполняют задание, воспитатель при необходимости оказывает помощь. Дает индивидуальную оценку.

Воспитатель. Посмотрите, сколько кочек мы с вами сделали больших и маленьких! Как вы думаете, лягушатам понравится у нас? Усаживайте лягушат на кочки, а я посажу лягушку.

(ребенок читает загадку про лягушку)

На лугу по кочкам
Прыгают листочки
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?
Кто это?....

V. Итог занятия

Воспитатель. Ребята что мы сегодня с вами делали? Помогли лягушке спасти ее лягушат и сделали для них замечательные «кочки». Им будет тепло и весело у нас в группе.