Тип занятия:обобщение и систематизация знаний; пленэрное занятие.
Возрастная группа: подростки 13-14 лет.
Цель: обучить выполнению акварельных набросков и зарисовок образа мусульманской архитектуры в условиях городской среды.
Задачи:
Обучающие:
— обучить выполнению краткосрочного рисунка с натуры, передавая типические характеристики мусульманской архитектуры;
— научить законам передачи воздушной перспективы в условиях естественного освещения;
— актуализировать теоретические знания о пейзаже;
— пополнить теоретические знания новыми терминами;
Развивающие:
— обогатить сферу образных представлений;
— развить метафорическое видение окружающих явлений действительности, способность понимать их символический язык;
Воспитывающие:
— воспитать толерантное отношение к эстетическим идеалам красоты мусульманского мира (образу Другого);
— привычку бережно относиться к альбомным наброскам и зарисовкам как к поисковому материалу;
— осознанное отношение к наброскам и зарисовкам как к источнику зрительных представлений.
Оборудование:
– для педагога: деревянный планшет, графитные карандаши или уголь, лист ватмана А3 для демонстрации конструктивных подсказок в рисунке в процессе объяснения материала, ноутбук.
Иллюстративный ряд: композиционные схемы-опоры, демонстрирующие этапы и последовательность работы над набросками мечети и зарисовками исламского орнамента, презентация на ноутбуке или открытки с репродукциями картин художников-ориенталистов (В.Верещагин, Г.Бауэрфаинд, Ж.-Л.Жером, А.Самохвалов, С.Юдин и др.).
Методы обучения: словесно-наглядный, метод проблемной ситуации, педагогического рисунка, анализ и наблюдение.
Художественные материалы и инструменты для обучающихся: альбом для набросков и зарисовок (либо несколько листов А3 или А4 для акварели), деревянный планшет, карандаши, акварель, кисти, тряпочка.
План занятия:
1.Организационный момент.
2.Слово педагога.
3. Объяснение задания
4.Актуализация знаний и постановка учебной задачи
5.Практическая работа.
6.Самостоятельная работа.
7.Подведение итогов.
8.Рефлексия.
Глоссарий: «минарет», «михраб», орнамент «ислими», «гирих», «арабеска», архитектурный (городской) пейзаж.
Ход занятия
1. Организационный момент
Подготовка материалов и оборудования. Выбор места для ведения зарисовок и набросков.
2. Вступительное слово педагога
Ребята, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность почувствовать атмосферу гармонии, рисуя на открытом воздухе мечеть — архитектурное сооружение, где исповедующие ислам мусульмане совершают пятикратную молитву. Важно уяснить то, что мечеть — это символ арабо-мусульманской культуры и искусства. Арабское (исламское) искусство имеет свою специфику, образы, отличные от других. В исламском искусстве, вершиной которого выступает мечеть, нельзя графически и живописно воплощать образы живых существ. Этот запрет обусловил тот факт, что основную роль в изобразительном творчестве мусульманских народов играет орнамент, каллиграфия (сплетение арабских букв). Образ мечети как олицетворение духовного мира мусульман, эталон красоты у ближневосточных и среднеазиатских народов, привлекал и вдохновлял на создание удивительных по своему колориту полотен западных и отечественных художников. В особенности, художников-ориенталистов, посвятивших свое творчество созданию восточных образов и сюжетов.
Давайте посмотрим на их картины и попробуем определить, какое настроение они передают? Какие чувства вызывают? Можем ли мы охарактеризовать образ мечети на этих картинах как романтичный, идиллический или монументально-величественный? Почему?
Ответы обучающихся. Действительно, настроение и атмосфера переданы художниками с помощью изобразительно-выразительных средств и приемов: низкая точка зрения задает восприятие мечети как величественной, атмосфера покоя и материальности создается характером мазков, нежностью колорита — малоактивными цветовыми контрастами.
3. Постановка учебной задачи
Сегодня перед вами стоит задача выполнить несколько пейзажных набросков и зарисовок экстерьера мечети, уделяя внимание передаче общей конструкции мечети, воздушной перспективы в акварели и характера украшающего мечеть орнамента. Скажите, что такое пейзаж? Ответы детей.
Пейзаж — это жанр, ориентированный на изображение окружающей среды. Различают виды пейзажа: городской, сельский, морской, космический в зависимости от того, что становится доминантой изображения. В нашем случае речь идет об архитектурном пейзаже, где акцент делается на архитектурные сооружения или их фрагменты.
Вам предстоит выполнить набросок акварелью, уделяя внимание форме, силуэту мечети. А также можно постараться передать орнамент фасада в зарисовке.
Обратите внимание, что типическим для мечети, выделяющим и отличающим ее по силуэту от других сооружений, выступает наличие минаретов (от арабского «маяк») – высоких башен, с которых служитель мечети произносит «азан» — молитву, призывая к ней. Также типичным для архитектуры мечети является наличие стрельчатых арок и «михраба» — ниши в стене, указывающей направление для молящихся.
4. Практическая работа
При исполнении набросков вам нужно зафиксировать самые общие зрительные впечатления и передать свои эмоции, чувства в цвете акварелью – лессировкой «по-сухому». Нужно учесть, что работаете вы при естественном освещение, которое изменчиво и задается общей атмосферой. Следует помнить, что воздушная среда влияет на передачу контрастов. Нельзя изображать дальний план максимально ярким и подчеркивать контрасты — это грубая ошибка.
Кроме того, при компоновке учитесь передать общую массу конструкции.
Этапы работы над набросками мечети акварелью.
— определение линии горизонта и композиционное решение в виде массы;
— разбиение конструкции мечети на составные части;
— цветовое решение — передача состояния.
Слово педагога: ребята, предлагаю сделать также зарисовки фасада мечети. Посмотрите, как она изысканно украшена орнаментальной сквозной резьбой. Ваша задача передать ритмический характер узора. В дальнейшем эти зарисовки будут помощниками при создании иллюстраций, в процессе рисования по представлению. Поэтому серьезно и сознательно отнеситесь к выполнению этих упражнений. Идет раздача иллюстративного материала — опорных схем с орнаментальными образами. Далее демонстрируется на листе ватмана, закрепленного на планшете, последовательности ведения восточного орнамента.
Ребята, исламский орнамент чаще всего представлен 2 основными разновидностями — это «гирих» — геометрический и «ислими» — цветочный.
Также существует комбинированный вид восточного орнамента, так называемая «арабеска» (тут педагог показывает на примере архитектурного декора этот вид орнамента) — когда флористические, геометрические мотивы будто сплетаются в единую гармоничную симфонию узора вместе с арабскими буквами. Конечно, вам будет трудно сейчас воспроизвести этот орнамент, ведь даже не всем художникам-профессионалом он под силу. Но вы постарайтесь запечатлеть лишь характерные черты, фрагменты (звезды, ромбы или орнаментальный мотив в виде медальона).
Выполнение зарисовок орнамента фасада мечети:
— разметка геометрической сетки;
— фиксация основных мотивов орнамента в упрощенном виде;
— тоновая проработка акварелью.
Планируемые умения и навыки:
— дети получат новые впечатления и теоретические знания;
— смогут передать свое состояние посредством живописного наброска в акварели;
— научатся создавать силуэт мечети в ее типических чертах;
— будет активизирован познавательный потенциал в момент практической работы с восточным осязаемым архитектурным образом;
— подростки научатся элементарно передавать орнаментальные образы мечети;
— применят на практике законы воздушной перспективы.
5. Подведение итогов
Совместный анализ серии набросков и зарисовок. Систематизация альбомных набросков и зарисовок по темам.
6. Рефлексия
— что нового вы сегодня узнали?
— что отличает мечеть от других архитектурных сооружений?
— какие законы воздушной перспективы были задействованы при работе над акварельным набросками и зарисовками мечети?
— с чего начинается работа над орнаментом?
— что называют «арабеской»?
7. Домашнее задание
Постараться воспроизвести по памяти образ мечети в другом ракурсе с помощью графических материалов (цветные карандаши, сангина, соус).
Список литературы
- Бердников, А.Ф.; Сердюк, Е.А. Современное искусство арабского народа Палестины. – М.: Искусство, 1986–224с.
- Бренд, Б. Искусство ислама / Барбара Бренд. -Пер. с англ. А. Гарьковского. — М.: «Издательство ФАИР», 2008. — 336 с.: ил
- Кайдырова, Л. Х. Пленэр. Практикум по изобразительному искусству (+CD-ROM) / Кайдырова. – М.: Владос, 2012. – 104 с.
- Кузин, В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / В.С. Кузин. –2-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 232 с.
- Ревякин, П.П. Техника акварельной живописи. –М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. – 247 с.
- Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисунком. — М.: Просвещение, 1987. — 176с.: ил
- Тютюнова, Ю.М. Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды / Ю.М. Тютюнова. – М.: Академический проект, 2012. –176с.
- Шаров, В.С. Академическое обучение изобразительному искусству / Шаров В.С. – М.: Издательство «Э», 2015-648с.