Тип занятия: урок изучения нового материала.
Вид: комбинированный.
Цели занятия
Познавательные: Создать условия для формирования учащимися представлений о об информации и ее свойствах
Воспитательные: Создать условия для формирования представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества
Развивающие:
- Создать условия для развития критического мышления учащимся
- Создать условия для формирования навыков оценивания информации с позиции ее свойств и формирования навыков определения информативности некоторого сообщения
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- информация;
- сигнал (непрерывный, дискретный),
- виды информации;
- свойства информации.
Оборудование и материалы: проектор, принтер, карточки с заданиями, листы самостоятельной работы, компьютеры с выходом в Интернет.
План занятия
Организационный момент. Приветствие |
5 мин |
Психологическая разминка. Настрой на работу |
10 мин |
Фронтальная работа. Формулирование проблемного вопроса |
5 мин |
Работа в группах |
10 мин |
Индивидуальная самостоятельная работа по теме урока |
5 мин |
Подведение итогов |
7 мин |
Домашнее задание |
3 мин |
Описание хода занятия
Дорогие ребята! Рада приветствовать вас на уроке информатики. Перед основной деятельностью на уроке проведем психологический настрой на концентрацию внимания и распределимся по рабочим группам (Приложение 1).
Фронтальная работа. Формулирование проблемного вопроса
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с вами с одним из фундаментальных понятий науки информатики – понятием информации, с этим понятием мы сталкиваемся ежедневно.
Вопросы учителя:
- Как вы понимаете, что такое информация? (учащиеся приводят свои синонимы: сведения, сообщения, знания, и т.д.)
- В чем назначение информации? (получение новых знаний и умений)
- Как вы понимаете поговорку: «Кто владеет информацией, тот владеет миром?»
- Как можно получить информацию?
На этом этапе учитель сообщает, что человек и животные получают информацию с помощью различных сигналов.
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными. Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает нет разрывов.
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
В качестве примера можно включить музыкальный фрагмент из классической музыки и звуки метронома.
Какие органы чувств были использованы для получения сообщения? (органы слуха)
Какими органами чувств мы пользуемся для получения сообщений?
По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая и тактильная.
Попробуйте сформулировать определение информации.
Информация для человека – это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
Постановка проблемного вопроса: Всякое ли сообщение является информацией?
Работа в группах
Групповая работа по определению свойств фрагментов текста (полнота, достоверность, доступность, своевременность, полезность) (Приложение 2)
Каждая группа получает набор карточек с фрагментами текста и определяет, согласно определению, несет ли сообщение информацию. Если не соответствует, то необходимо указать, в чем причина и занести результат в общую таблицу (Приложение 3)
Выполняя это задание, учащиеся приходят к выводу, что эти сообщения не обладают необходимыми свойствами для получения новых и актуальных знаний. Не всякое сообщение мы можем назвать информацией.
Группы составляют свои примеры сообщений, которые не могут быть информацией. Передают группам соперников свои примеры для определения недостающих свойств.
Индивидуальная самостоятельная работа (приложение 4).
На данном этапе учащимся предлагается самостоятельная работа в интернет, созданная с помощью Google Forms по ссылке https://forms.gle/tctRM13BxsCKopzG7
По итогам работы выставляется оценка.
Подведение итогов
Сегодня мы обсудили понятие информации, каналы передачи информации и определили какими свойствами информация должна обладать. Для закрепления материала составим ментальную карту обсуждаемых понятий. В чем возникли основные сложности? Что можно было бы добавить в ментальную карту? Как вы оцениваете работу на уроке?
Домашнее задание. Найти информацию как животные передают сообщения и составить список интересных ссылок, знать определение и свойства информации.
Используемая литература
- Информатика: учебник для 7 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.