Вид урока: внеклассное занятие.
Тип: систематизация и обобщение знаний.
Технология: проблемно-развивающее обучение.
Структура занятия.
- Актуализация знаний.
- Постановка проблемы.
- Сообщение темы.
- Проведение викторины.
- Местные поэты о городе.
- Коллективное творчество. (Сочинение «Мой город» по типу «снежный ком»)
- Город в рисунках. Прошлое, настоящее и будущее.
- Рефликсия. (Выводы о городе)
Цели:
- Образовательные: организовать и целенаправить познавательную деятельность на обобщение и систематизацию знаний.
- Развивающие: продвижение в развитии способов умственной деятельности каждого ученика, развитие и активизация словарного запаса, памяти, мышления, воображения.
- Воспитывающие: развитие коммуникативных способностей, творческого мышления. Воспитания любви к родному городу, уважения к людям труда.
Оборудование и наглядность:
- Интерактивная доска. Проектор.
- Видеофильм о городе Нерюнгри.
- Песня «Мой город»
- Инструментальная музыка
- Конверты с заданиями
- Фишки, флажки
- Сигнальные знаки.
- Таблица для подведения итогов.
- Сочинения учащихся о городе Нерюнгри
- Рисунки детей о городе.
- Выставка книг о городе.
Нерюнгри так называется город.
Имя ему подарила река.
Город, растущий стремительно молод.
Строится нами всерьёз, на века
Ход занятия
I. Организационный момент
Под звуки песни «Мой город» дети заходят в класс, берут у ведущего на столе фишку любого цвета по выбору и садятся за стол с вымпелом такого же цвета. Таким образом формируются команды.
II/ Актуализация знаний
Ребята, сегодня наше внеклассное мероприятие мы начнём с просмотра фильма. Будьте внимательны. Постарайтесь уловить полезную для вас информацию и запомнить её. Может, вы увидите что-то знакомое и интересное.
(Просмотр видеофильма «Нерюнгри. Как это было.»)
III. Постановка проблемы
- О чём был этот фильм?
- Почему вы так решили?
Сделаем вывод. О чём мы будем говорить на занятии? Попробуйте обозначить тему занятия. Как мы можем назвать сегодняшнее занятие? (Мой любимый город- Нерюнгри)
III. Сообщение темы
Сегодня мы с вами подведём итог той большой работы, которую проводили в течение длительного времени. Это была исследовательская работа по изучению истории возникновения нашего города, его культуры, природных условий, в которых он расположен, знаменательных и памятных датах и местах. Это будет своеобразное путешествие во времени и пространстве. Для этого вам пригодятся знания, которые вы получили, изучая наш город.
Мы проведём своеобразную викторину. Вы распределились на 3 команды. Вы внимательно слушаете вопрос, обсуждаете коллективно ответ. Выбрав правильный ответ и отвечающего, поднимаете сигнальный знак.
Вопросы будут распределены по следующим темам:
- История.
- Природа и экология.
- Образование
- Культура
- Улицы нашего города.
История.
- Когда и какой юбилей отмечал наш город? (06.11.2015г.,45 лет)
- В каком году был подписан указ Президиума Верховного Совета об образовании г.Нерюнгри? (06.110975г)
- Кто и когда разрезал ленту на площадке строительства будущего города. (Христина Хастаева- штукатур-маляр комбината Якутуглестрой, ударник коммунистического труда,15.07.75г.)
- Что изображено на гербе нашего города и что это обозначает? (на голубом цвете три выходящих золотых коновязи (сергэ) в виде резных столбов, выше вверху и по сторонам 5 золотых рыб хариусов, уложенных в кольцо по ходу солнца. Коновязь- символ надёжности и постоянства. Золото- символ богатства, справедливости, великодушия, уважения. Рыбы- символ воды и всеобщего обновления природы)
- С какого языка переводится слово Нерюнгри, и что это означает? (с эвенкийского- хариусный, река тысячи хариусов)
- Сколько этапов можно выделить в истории гНерюнгри, как населённого пункта и с чем они связаны? (Три этапа: 1этап-1952-1962 Нерюнгринская ГРП проводит разведку запасов угля. Палаточный городок. 2этап- 1962-1972- Образование Нерюнгринского поссовета в пос.Нерюнгри. 3 этап- строительство города и формирование Южно-Якутского производственного комплекса. Угольный разрез, обогатительная фабрика, ГРЭС
Природа и экология.
- В каком климатическом поясе расположен город? (умеренном)
- Какая среднегодовая температура? (-10°)
- Каков перепад температур и из чего он состоит? ( 96°, летом +40, зимой- -56°)
- Какие полезные ископаемые находятся на территории Нерюнгринского района? (уголь, железная руда, золото)
- Сколько баллов составляет сейсмичность? (до 9 баллов)
Образование
- Какая школа в городе и в каком году была построена первой? (сош №3 в 1978 году)
- Сколько школ в городе, назвать их номера? (1,2,3,6,13,15,17,18,19,- 9 школ)
- Сколько гимназий? (2- №1,№2) лицеев (1 –ИТЛ №24)
- В каком учебном заведении вы учитесь и какой юбилей он отметит в 2020 году (ИТЛ № 24, в 2020 году- 30летие)
- Сколько этажей в нашей школе?
- Кто директор нашей школы?
Культура.
- Когда был открыт театр кукол, чьё имя он носит? (1985 г.им. Ойунского созданы две группы- русская и якутская)
- Как называлась первая городская газета? («Углестроитель»)
- Какие газеты сейчас выходят в нашем городе? («Индустрия Севера», «Час досуга», «просто Нюрка», «Рекламный гид»)
- Когда зажглись голубые экраны Центрального телевидения в домах нерюнгринцев? (31 марта 1977г)
- Сколько театров и домов культуры в нашем городе? К-тр «Октябрь», театр Актёра и куклы, ЦКиД им.Пушкина)
- Назовите памятники в Нерюнгри. (Ленина, Первостроителям, 40 лет Победы, Ника)
Улицы нашего города.
- Как называется главная площадь города? (Ленина)
- На пересечении каких улиц стоит пл. Ленина? (Ленина и Дружбы народов)
- Какая улица в городе ближе всех расположена к югу? (Мира)
- Назовите адрес нашего лицея. (Ленина 12/1)
- На сколько кварталов поделён наш город? (15)
- На какой улице расположена центральная городская библиотека? (Карла Маркса)
V.
C путешествием по городу вы справились отлично. Прекрасно знаете памятные места и даты. А теперь я хотела бы узнать, сможете ли вы быть следопытами. Вам предлагается план города и задание для каждой группы.
1. На плане города найди школу, в которой ты учишься.
2. Найдите площадь Ленина и здание городской администрации.
3. Найдите детский парк отдыха культуры и отдыха, в котором находится памятник 60-летию Победы. (работа под фонограмму инструментальной музыки)
Обсуждение выполненных заданий.
Эту знаменательную дату отмечал город Нерюнгри и вся Республика Саха. Городу- юбиляру дарили подарки, посвящали стихи, песни, поэмы.
Давайте послушаем стихи, которые написали в разное время местные поэты о своём городе. Вот стихотворение, посвящённое посёлку первостроителей и окружающей его природы.
Мой любимый посёлок, где тайга вековая,
Мне по осени дарит цветы янтаря.
В тёплых солнца лучах млеешь ты, утопая,
И ласкает тебя золотая заря.
Здесь на сопках высоких, под сугробами снега
От суровых морозов прижавшись к земле
Нежный стланик уснул в сладкой дрёме и неге,
Чтобы вновь встрепенуться по ранней весне.
И нахлынет весна, и в разливах Олонгро
Вдруг появятся стайки озорных косачей!
Там на кочках краснеет брусничное сорго
И журчит , пробиваясь сквозь льдинки, ручей.
Мой любимый посёлок и тайга вековая,
Каждый раз, как надолго от вас ухожу
В своём сердце любовь и тепло сохраняя
Уношу вас частичку, с собой уношу.
А в этом стихотворении вы услышите объяснение в любви городу.
Мой город любимый,
Якутии остров,
Российской земли уголок!
Тебя я люблю безоглядно и просто.,
Ты пристань моя, лучше всех городов!
Люблю за зелёный наряд твой весенний
За белые искры снегов,
За сказочный бор, за лесные угодья,
За церковь- оплот старины,
За детство, за юность, за разные годы,
За прелесть родной стороны.
Людмила Белова передаёт своё восхищение городом.
Гори, счастливая звезда,
Над городом моим гори,
Пусть пишут золотом всегда
Твоё названье- Нерюнгри.
Расти, мой город, процветай
Среди снегов таёжный край.
Я низко кланяюсь. Ты знай,
Что ты мой дом.
Земной мой рай.
Вы, ребята, тоже писали сочинения о своём городе. Все ваши сочинения интересны, содержательны, красивы. Вы провели огромную исследовательскую работу, прежде чем написать их. В каждом сочинении есть особенно красивые строки. Их я и просила вас запомнить наизусть.
Сейчас вы их произнесёте по очереди, и у нас, как снежный ком, вырастет общее сочинение о любимом городе. (Чтение строк)
Жюри записало эти строки и послушайте результат нашего коллективного творчества. (Чтение сочинения жюри).
VI.
Вы также проявили и свои художественные способности. На своих рисунках изобразили город, свои любимые и памятные места.
Показали город таким, каким он был когда-то, город сегодняшний и город будущего. Я прошу, чтобы некоторые из вас пояснили свои работы. (визитная карточка, карточка - город в прошлом, геологов и первостроителей, современный - красивый, чистый и зелёный, центральная площадь, главный дом, герб, город будущего, его связь с другими планетами и цивилизациями- знак того, что город будет жить вечно.
На своих рисунках вы показали какой красивый наш город, молодой, зелёный. Что у него есть будущее, жители нашего города, нашего поколения будут общаться с другими планетами и цивилизациями.
VII. Итог
Мы с вами посмотрели фрагмент фильма о городе, провели викторину, написали сочинение, отобразили город на своих рисунках. Так давайте сделаем вывод- какой же он, наш город. Вам предлагаются слова, а вы выберите те, которыми можно обозначить наш город Нерюнгри
Комфортный. Любимый. Прекрасный. Уютный. Северный. Родной.
Молодой. Светлый. Красивый. Маленький. Скучный. Мрачный.
Грязный. Ужасный.
(дети выбирают слова, прикрепляют их на доску)
Вот мы с вами и сделали вывод. Так какой же наш город, прочитайте слова с доски.
Слово предоставляется жюри.
Подведение итогов.
Награждение.