Психологические особенности школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно – учиться легко, хочется учиться. Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, неумения к умению, т.е. осознание смысла и результатов своих усилий.
От учителя в этом плане зависит многое. После занятий в начальной школе ребенок оказывается в большом, разнородном коллективе. Как тут не растеряться? Как найти свое место? Как заявить о себе?
Учебные занятия не всегда вызывают у учащихся интерес. Как вызвать желание учиться с «увлечением»? Свои усилия на уроках направляю на то, чтобы ученик не терял веры в сои силы, не чувствовал, что у него что-то не получается. Обстановка на уроке такая, что ребенок свободно размышляет вслух, не стесняется, отстаивает свое мнение, не боится своих неправильных ответов.
Особое внимание уделяю слабоуспевающим ученикам, стараюсь сформировать у них такие черты характера, как трудолюбие, организованность, усидчивость, упорство в достижении поставленной цели. Ребята на уроках стали более раскованными, не испытывают страха в ожидании вызова для ответа, работают с удовольствием – ведь мое внимание и учеников сосредоточено не на их ошибках и промахах, а на успехах. На уроках математики дети решают задачи разными способами, анализируют предложенный материал, составляют и решают обратные задачи. Предлагаю математические задачи – диктанты, занимательный устный счет, самостоятельные работы с обязательной последующей проверкой, провожу нестандартные уроки.
Отработка полученных знаний занимает как минимум 50% учебного времени. В своей работе широко использую такие формы ведения урока, как путешествие, викторина, встреча знатоков, уроки-экскурсы, презентации. Применяю на уроках информационные технологии. Никогда не забываю, что все они должны быть вместе с учителем, а не вместо него. Ибо никакие современные образовательные электронные образовательные ресурсы не заменят живого слова учителя.
Психологи утверждают, что человек может успешно работать творчески в том случае, когда его психика обеспечивает баланс между способностями к восприятию как знаково-цифровой, так и образной информации. Именно поэтому наиболее интересно происходят и лучше запоминаются уроки, основанные на межпредметных связях. Выбирая формы ведения урока, учитываю возможности и активизации мыслительной деятельности учащихся, развития логического мышления, памяти, внимания.
На уроках перед собой ставлю правило: не увлекаться однотипными, одинаковыми вопросами, видоизменяю их, заставляю ученика мыслить, быть предельно внимательным и сообразительным. Всегда стараюсь не забыть похвалить тех, кто не уверен в себе, малоактивен, но сегодня работал лучше, чем вчера. Ведь похвала вдохновляет ребенка, позволяет ему поверить в себя. Поощряю и тех, кто работает на уроках творчески, принимает оригинальные решения, находят нестандартные ответы.
Человеческий мозг, тем более мозг ребенка не выдерживает однообразия. Чтобы ученик полюбил математику, надо показать ее красоту и важность. Как драгоценный камень, сверкающий со всех сторон разными красками, который так и хочется рассматривать, изучать, так и интерес к математическим наукам нужно поддерживать. 100% успеха будет только тогда, когда они будут сами делать «маленькие открытия», будут напрягать свой мозг в попытке отыскания нужного решения. Это трудно. Но результат стоит того.