Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
- Образовательной программой основного общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения МОУ «СОШ №9» на 2018-2019 учебный год;
- Программой внеурочной деятельности авторы Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина. Просвещение, 2014.
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Цель: создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего мира и нравственному саморазвитию личности школьника.
Задачи:
- создание условий для развития ценностно-смысловой сферы личности, осознания и принятия ребенком общечеловеческих понятий и базовых национальных ценностей;
- обеспечение готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни;
- развитие позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
- получение ребенком позитивного опыта взаимоотношений с одноклассниками в совместной деятельности, с родителями и другими членами семьи;
- формирование коммуникативных навыков, умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;
- создание условий для пробуждения интереса к самовыражению в доступных видах и формах художественного творчества.
Планируемые результаты освоения:
Личностные результаты включают
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию нового;
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные УУД
- ставить вопросы; обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- поиск, запись, фиксация информации об изучаемых понятиях и явлениях;
- установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты:
Регулятивные УУД:
- извлекать необходимую информацию из текста;
- определять и формулировать цель в совместной работе;
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- осознавать свою ответственность;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
- учиться наблюдать и осознавать происходящее.
Коммуникативные УУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учиться контролировать свою речь и поступки;
- учиться толерантному отношению к другому мнению;
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
- формулировать своё собственное мнение и позицию;
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Ученик научится:
- правилам поведения, общения, правилам ведения диалога и дискуссии;
- толерантному отношению к другим людям;
- уважительно относиться к своей семье, сверстникам, старшим, людям разных национальностей и конфессий.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать правильность поведения людей в обществе;
- наблюдать и оценивать явления общественной жизни;
- моделировать правильное поведение в различных ситуациях;
- оценивать себя, свои возможности и способности;
- продумывать пути самосовершенствования, самореализации в различных сферах.
Основное содержание программы
Нормы и правила межличностного общения. (5 ч) |
Человек среди людей. Может ли человек прожить один? Правила культуры общения. |
Речевая культура. Общение с людьми как искусство. |
Правила публичного выступления. |
Правила этикета. Правила поведения в общественных местах. |
Правила общения со сверстниками, родителями. Уважение к старшим, пожилым людям. Волонтерская акция «Почта добра». |
Мы живем среди людей. (6 ч) |
Мы и наши соседи. Соседи по дому. Правила взаимоотношений с соседями, одноклассниками. |
Страны-соседи. Государства – соседи России. |
Россия – многонациональная страна. Традиции разных народов. |
Россия – многоконфессиональная страна. Религия. Толерантность. |
Акция «Мы разные, но мы дружим». |
Коллективный творческий проект «Россия – многонациональная страна». |
Права ребенка. (5 ч) |
Права ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. |
Конституция Российской Федерации — документы, в которых раскрыты мои права. Викторина «Что я знаю о Конституции». |
Конкурс рисунков и плакатов «Мои права. Мои обязанности». |
Устав школы. Устав класса. Права и обязанности школьника |
Общество, различные значения этого слова. Человек и общество. Общественные организации, их назначение. |
.Нравственные ценности и мораль. (5 ч) |
Нравственные ценности. Нравственные нормы. |
Главные понятия морали. Совесть. Справедливость. Ответственность. Гуманизм. |
Жизненные цели. Смысл жизни. Дискуссия «Что значит быть счастливым человеком?». |
Семейный очаг. История моей семьи. Традиции в моей семье. |
Фотовыставка «Я и моя семья». |
Личность. Саморазвитие и самовоспитание. (5 ч) |
Личностью не рождаются – личностью становятся. Что значит быть личностью? |
Исследование особенностей личности. Предпосылки развития личности. Формирование личности. |
Воспитание в себе положительных черт и борьба с нежелательными чертами личности. Влияние семьи и общества на формирование личности. |
Понятие «культура». Материальная и духовная культура. |
Культурные ценности народа. |
Выбор позиции. (8ч) |
Проблемы личности и коллектива. |
Кто я? Проблема осознания себя среди других людей и своего места, назначения в обществе. |
Что значит уметь дружить? |
Дискуссия «Что значит быть интересным человеком?» |
Мир моих увлечений. Конкурс презентаций «Мои увлечения, хобби, таланты». |
Мир профессий. Рынок труда. Понятие о востребованных профессиях. Современные профессии и их специфика. |
Как выбрать профессию. Знакомство с понятиями «резюме», «собеседование». |
Подведение итогов. Круглый стол «Самая интересная тема». |
Приложение. Календарно-тематический план занятий внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»