Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» (социальное направление) для учащихся 8-го класса

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8

Ключевые слова: 8 класс, Программа внеурочной деятельности, КТП, календарно-тематическое планирование


Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
  • Образовательной программой основного общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения МОУ «СОШ №9» на 2018-2019 учебный год;
  • Программой внеурочной деятельности авторы Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина. Просвещение, 2014.

Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Цель: создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего мира и нравственному саморазвитию личности школьника.

Задачи:

  • создание условий для развития ценностно-смысловой сферы личности, осознания и принятия ребенком общечеловеческих понятий и базовых национальных ценностей;
  • обеспечение готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни;
  • развитие позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
  • получение ребенком позитивного опыта взаимоотношений с одноклассниками в совместной деятельности, с родителями и другими членами семьи;
  • формирование коммуникативных навыков, умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;
  • создание условий для пробуждения интереса к самовыражению в доступных видах и формах художественного творчества.

Планируемые результаты освоения:

Личностные результаты включают

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию нового;
  • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы; 
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • предвосхищать результат;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные УУД

  • ставить вопросы; обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

  • поиск, запись, фиксация информации об изучаемых понятиях и явлениях;
  • установление причинно-следственных связей.

Предметные результаты: 

Регулятивные УУД:

  • извлекать необходимую информацию из текста;
  • определять и формулировать цель в совместной работе;
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
  • осознавать свою ответственность;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
  • учиться наблюдать и осознавать происходящее.

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учиться контролировать свою речь и поступки;
  • учиться толерантному отношению к другому мнению;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
  • формулировать своё собственное мнение и позицию;
  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Ученик научится:

  • правилам поведения, общения, правилам ведения диалога и дискуссии;
  • толерантному отношению к другим людям;
  • уважительно относиться к своей семье, сверстникам, старшим, людям разных национальностей и конфессий.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать правильность поведения людей в обществе;
  • наблюдать и оценивать явления общественной жизни;
  • моделировать правильное поведение в различных ситуациях;
  • оценивать себя, свои возможности и способности;
  • продумывать пути самосовершенствования, самореализации в различных сферах.

Основное содержание программы

Нормы и правила межличностного общения. (5 ч)

Человек среди людей.  Может ли человек прожить один? Правила культуры общения.

Речевая культура. Общение с людьми как искусство.

Правила публичного выступления.

Правила этикета. Правила поведения в общественных местах.

 Правила общения со сверстниками, родителями. Уважение к старшим, пожилым людям. Волонтерская акция «Почта добра».

Мы живем среди людей. (6 ч)

Мы и наши соседи. Соседи по дому. Правила взаимоотношений с соседями, одноклассниками.

Страны-соседи. Государства – соседи  России.

Россия – многонациональная страна. Традиции разных народов.

Россия – многоконфессиональная страна. Религия. Толерантность.

Акция «Мы разные, но мы дружим».

Коллективный творческий проект «Россия – многонациональная страна».

Права ребенка. (5 ч)

Права ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации — документы, в которых раскрыты мои права. Викторина «Что я знаю о Конституции».

Конкурс рисунков и плакатов «Мои права. Мои обязанности».

Устав школы. Устав класса. Права и обязанности школьника

Общество, различные значения этого слова. Человек и общество. Общественные организации, их назначение.

.Нравственные ценности и мораль. (5 ч)

Нравственные ценности. Нравственные нормы.

Главные понятия морали. Совесть. Справедливость. Ответственность. Гуманизм.

Жизненные цели. Смысл жизни. Дискуссия «Что значит быть счастливым человеком?».

Семейный очаг. История моей семьи. Традиции в моей семье.

Фотовыставка «Я и моя семья».

Личность. Саморазвитие и самовоспитание. (5 ч)

Личностью не рождаются – личностью становятся. Что значит быть личностью?

Исследование особенностей личности. Предпосылки развития личности. Формирование личности.

Воспитание в себе положительных черт и борьба с нежелательными чертами личности. Влияние семьи и общества на формирование  личности.

Понятие «культура». Материальная и духовная культура.

Культурные ценности народа.

Выбор позиции. (8ч)

Проблемы личности и коллектива.

Кто я? Проблема осознания себя среди других людей и своего места, назначения  в обществе.

Что значит уметь дружить?

Дискуссия «Что значит быть интересным человеком?»

Мир моих увлечений. Конкурс презентаций «Мои увлечения, хобби, таланты».

Мир профессий. Рынок труда. Понятие о востребованных профессиях. Современные профессии и их специфика.

Как выбрать профессию. Знакомство с понятиями «резюме», «собеседование».

Подведение итогов. Круглый стол «Самая интересная тема».

Приложение. Календарно-тематический план занятий внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»