Урок русского языка "Обобщение изученного по теме «Имя числительное»". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: русский язык, 6 класс, имя числительное


Цель: Обобщить изученное по теме «Имя числительное».

Задачи:

Образовательные:

  • Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме
  • Систематизировать и обобщить знания о числительном как части речи.
  • Закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность.
  • Развивать внимание, логическое мышление, учить обобщать и систематизировать.

Воспитывающие:

  • Воспитывать уважение и любовь к родному языку, истории родного города.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация внимания

Монолог учителя: Я родилась 14 апреля 1987 года. Работаю в 9 школе с 2012 года. Мой кабинет №42 находится на 3 этаже. Я считаю, что один в поле не воин, что только вместе можно добиться результатов. Верю в то, что за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Нужно ставить перед собой четкие цели и постепенно решать задачи. Я на седьмом небе от счастья, когда все 20 человек в классе хорошо работают на уроке. Но для этого приходится работать до седьмого пота.

Проблемный вопрос: Вы догадались, какую тему нам сегодня предстоит повторить?

Открыть доску, тетради, число, классная работа, тема. Запишите.

Презентация

3. Реализация домашнего задания

Дома вы должны были составить опорную схему, кластер «Числительное как часть речи». Давайте запишем на доске. (По очереди к доске, заполняем по одной стрелке)

4. Постановка целей урока

Давайте сегодня не только повторим сведения о числительных, но и заочно посетим краеведческий музей города Воскресенск.

Как вы считаете, что же сегодня мы должны повторить? Какие цели перед собой поставим?

- повторить разряды имен числительных.

- повторить орфограмму «Правописание буквы ь в середине и на конце числительных».

- повторить особенности склонения числительных.

- повторить особенности употребления числительных в речи.

Учитель: и узнать интересные факты о родном городе.

Молодцы. У вас все получится!

5. Выполнение заданий на повторение и закрепление

А) Повторение орфограммы «Правописание буквы ь в середине и на конце числительных».

Для того, чтобы попасть в краеведческий музей, нужно, конечно же, приобрести билет.

Вот цены на билеты (выводятся постепенно):

  • Для отличников: 674 рубля 19 копеек
  • Для хорошистов: 789 рублей 11 копеек

Для тех, «кто скоро будет хорошистом»: 958 рублей 16 копеек

Не переживайте, посещение музея виртуальное, поэтому платить не будем. Будем записывать числительное словами. Запишите стоимость своего билета.

Проверка – вызвать сразу три человека («5», «4», «3»), объяснить правописание числительных, выделить корни.

Вывод: в каких числительных пишется в середине ь? Не пишется?

Опорная схема на экране.

Молодцы. Мы можем зайти в музей.

Б) Повторение темы простые и составные числительные.

Предлагаю вам ответить на вопросы. Перед вами карта Воскресенского района с подсказками. Ответ должен быть полным.

1) В каком году был основан город Воскресенск? (1938 году)

2) Сколько сейчас лет нашему городу? (76)

3) Со сколькими районами граничит Воскресенский район? (с 5)

4) Как далеко он расположен от Москвы? (88 км)

Правильные ответы выводятся на экране. Какие числительные называются простыми? Составными? Назовите простые? Составные?

В) Повторение темы «Разряды имен числительных», синтаксическая роль числительных.

А где же в нашем городе находится краеведческий музей? (Усадьба Кривякино, парк, на берегу Москвы-реки)

Познакомьтесь с такой информацией (текст читает ученик, четко проговаривая числительные):

Краеведческий музей в усадьбе Кривякино появился двадцать семь лет назад, в 1988 году. В девятнадцатом веке здесь жил известный писатель Иван Лажечников. А в другой усадьбе, Спасское, летом 1851 года гостил Николай Васильевич Гоголь. Современники вспоминают, что этим летом Гоголь написал семь глав второго тома знаменитой поэмы «Мертвые души».

  • Устно: Назовите числительные, определите их разряд. Числительные каких разрядов не встретились? Назовите. Приведите примеры.
  • Письменно: Спишите последнее предложение, добавив в него название усадьбы. Подчеркните члены предложения в последнем предложении.
  • Правильный разбор – на экране. Проверьте работу, исправьте ошибки. Кто выполнил работу без ошибок?
  • Почему в данном предложении стоит запятая?
  • Устно, повторение: Какую синтаксическую роль могут выполнять числительные?
  • Приведите примеры, когда числительное является сказуемым, подлежащим?

Молодцы. Продолжим.

Г) Повторение темы «Склонение числительных. Падежные окончания числительных».

Большое значение для развития нашего города всегда имела железная дорога. В краеведческом музее можно найти документы с такими фактами (проецируется текст, читаем про себя):

20 июня 1862 года было окончено стр…ительство желез…ой дороги и станц…и Воскресенск. Первое время п…езда ходили ре…ко: 2 раза в день. Состав из 6-8 вагонч…ков перев…зил около 250 па…ажиров. Вагоны были маленькие, осв…щены свечами. По переписи 1926 года в пр…станцио…ом  поселке прож…вало более 600 человек.

Работа с текстом:

  • Устно: Найдите прилагательное, образованное суффиксальным способом. (Железный)
  • Устно: Найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом. (пристанционный). Объясните правописание суффикса.
  • Устно: Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (вагончики, маленький)
  • Устно: Найдите слово, правописание приставки которого зависит от лексического значения. (пристанционном)
  • Устно: Найдите слово, для объяснения правописания которого необходимо поставить слово в форму Р.п. (вагончик)
  • Устно: Объясните правописание слов пассажиров, станции, редко.
  • Письменно: Найдите слова с проверяемой гласной в корне. Запишите их, подберите проверочное.

Спишите предложение №3 (1 вариант) и предложение №5 (2 вариант), заменяя числительные словами, кроме даты.

На экране:

1 в: Состав из 6-8 вагонч…ков перев…зил около 250 па(с\сс)ажиров.

2 в: По переписи 1926 года в пр…станцио(н\нн)ом  поселке прож…вало более 600 человек.

Взаимопроверка. Кто не выполнил это задание без ошибок?

Ответ учеников.

Ответ на экране.

6. Физминутка

1) Отдохнуть, зарядка, сели.

2) Немного отдохните. Хочу познакомить вас с необычным видом творчества – цифровыми стихотворениями. (Читают учащиеся с необходимой интонацией)

Гимн России

108 - 11 - 317 
17 - 14 - 142 
15 - 13 -15 - 17 
11 - 200 - 732 

Д) Поиск ошибок. Устно.

Продолжим изучать данные о Воскресенске и выполним следующее задание.

Не все документы составлены правильно. Иногда работникам музей приходится исправлять ошибки в предложениях. Помогите им.

1) Первый дом в нашем городе был заложен в августе тысячи девятьсот тридцатого года в поле, где раньше сажали картофель. Сейчас это улица Октябрьская.

Правильный вариант:

2) К 11 июля тысячидевятисот тридцатьвосьмого года домов было уже около пятьсот пятьдесят, а также три школы, в которых обучалось около две тысячи триста детей. Первая школа – это школа №2.

Правильный вариант:

3) У четверо наших ребят из хоккейной команды «Химик» являются обладателями мирового Кубка Стенли.

Правильный вариант:

4) По последнее переписи население Воскресенского района составляет более сто пятьдесят пяти тысячи человек.

Правильный вариант:

Что вы знаете о склонении числительного 100, 90, 40? А о происхождении числительного 40?

7. Развитие речи. Творческое задание

Работа в 4 группах: Составить текст, используя числительные «Каким я вижу Воскресенск в будущем». Конечно же, числительные должны быть записаны правильно.

Проверка. Чтение текстов.

8. Контроль знаний. Тестирование

А сейчас попробуйте свои силы в самостоятельной работе. Предлагаю вам выполнить тест. Перед вами два варианта. Тест №1 – повышенной сложности. Тест №2 – средней сложности. Выберите и приступайте к выполнению. На выполнение вам отводится 5 минут.

Тест на «4»

1. Найдите неверное утверждение: Числительное обозначает...

1. количество предметов
2. порядок при счёте
3. признак предмета
4. число

2. В каком варианте все числительные простые?

1. пятьдесят, двадцать, сорок два
2. три, пять, восемь
3. шестьсот, девять, сто сорок
4. четыре, восемьсот, девятнадцать

3. В каком числительном в середине нужен Ь?

1. пят(?)надцать
2. сем(?)десят
3. девят(?)надцать
4. восем(?)надцать

4. В названии какого произведения есть собирательное числительное?

1. «Тысяча и одна ночь»
2. «Три мушкетера»
3. «Трое в лодке, не считая собаки»
4. «Двенадцать стульев»

5. Найдите вариант ответа с ошибкой.
1. С пятидесятью рублями
2. У трёхсот детей
3. Более девятисот человек
4. Почти семьсот рублей

Тест на «5»

1. В каком числительном Ь не пишется в середине?
1. Учиться и в 60 лет не поздно.
2. В 17 лет я закончу школу. 
3. Когда беда пройдет и все уймется, тотчас 500 советчиков найдется
4. В доме №70 живет моя бабушка.

2. Вычеркните слова, с которыми собирательным числительным «дружить» запрещено.
1. Двое (певицы, джинсы, котята, ребята).
2. Четверо (сани, коты, семиклассницы, часы).
3. Семеро (козлята, сутки, подруги, дети).
4. Обе (мальчики, девочки, руки, стены).

3. В каком сочетании нет грамматической ошибки?
1. К восемь целых две пятых прибавить шесть
2. У пятьсот человек
3. С двухстами книгами
4. Двухсот дней

4. Найдите 1 верное утверждение:
1. Двадцать два градуса, пятеро друзей, семнадцать рублей - числительные, обозначающие целые числа.
2. Трое суток, четверо малышей, двое очков - собирательные числительные.
3. Одна пятая сада, восемь груш, девять целых пять десятых метра - дробные числительные.
4. Девятка, девятиэтажка, девятая – существительные.

5. Найдите 1 неверное утверждение:
1. Числительное ОДИН изменяется по падежам и родам.
2. При склонении числительные 40, 90, 100 имеют две формы.
3. В сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.
4. Слова ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА относятся к существительным.

При необходимости – ответы к тесту, обсуждение.

9. Подведение итогов. Рефлексия

Как вы считаете, все у нас получилось? Все цели достигнуты?

Как вы оцените свою работу на уроке - Заполните лист настроения, все как обычно.
Сегодня на уроке мне

Удалось

Не удалось,
поработаю дома

Настроение

Повторить разряды имен числительных.

 

 

Повторить орфограмму «Правописание буквы ь в середине и на конце числительных»

 

 

Повторить особенности склонения числительных

 

 

Повторить синтаксическую роль числительных

 

 

Узнать интересные факты о родном городе

 

 

10. Домашнее задание

Найти интересные факты о Воскресенске, которые не прозвучали на уроке, обязательно с числительными. Числительные должны быть записаны словами в нужной форме.

11. Выставление оценок за урок

Спасибо за урок!