Урок по учебнику Т.Г.Рамзаевой.
Цели: познакомить с глаголами-исключениями; развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.
Задачи:
Образовательные:
- развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
- совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
- закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.
Развивающие:
- создавать условия для развития познавательных и творческих способностей, умений работать в группах и индивидуально;
- повышать культуру речи;
Воспитательные:
- формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
- воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.
Ход урока
1. Организационный момент
Начинаем наш урок,
Чтоб пошёл ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
2. Минутка чистописания
- Запишите буквосочетания: ешь, ишь, ет, ит, ем, им, ете, ите
- Что за буквосочетания?
Не ошиба-тся тот, кто ничего не дела-т.
- Как вы понимаете? Я желаю вам сегодня на уроке хорошо поработать, не бояться ошибиться. Ведь только выполняя задания, вы можете чему-то научиться.
Запишите пословицу. Какие буквы вы вставили и почему? Как определить спряжение глагола с безударным окончанием?
- Что значит, неопределенная форма?
3. Мотивация к деятельности
- Вы довольно хорошо овладели алгоритмом определения безударного окончания глагола по его спряжению. Но сегодня мы отправимся с вами в путешествие на пиратский остров, чтобы узнать страшную тайну русского языка. Корабль, на котором мы с вами отправимся в путь, тоже необычный. Это старинный парусный корабль. Его капитан - старый пират. А вот управляется он с помощью правил русского языка. Видите на его парусе слова? К какой части речи они относятся? Верно, глаголы. Корабль отправится в путь как только вы верно определите их спряжение.
ставить, плыть, находить,
путешествовать, ловить, рыбачить,
кормить, отбивать, бросать, пенить
- Молодцы, успешно справились с заданием! Мы уже в пути.
4. Учебно-познавательная деятельность
- Ребята, в пути нас настиг шторм. Что это такое? Верно, молодцы. Шторм принёс нам новое задание. Нужно правильно вписать окончания в глаголы данные в тексте на доске:
Ветер гон.т огромные волны. Вот волна накатыва.т на палубу. Мачта стон.т. Солнце не свет.т. Тьма окутыва.т океан. В небе сверка.т яркая молния, грохоч.т гром. Туча пробега.т и снова наступа.т хорошая погода.
Дети по очереди выходят к доске и, объясняя, вставляют пропущенные окончания глаголов.
- Молодцы, отлично справились с заданием. Благодаря вашей хорошей работе и шторм утих. И вот мы с вами приближаемся к заветному острову пиратов. Ура! Мы у цели. Скоро мы узнаем страшную тайну. А пока…
Физкультминутка пиратов
На пиратском острове
Жить довольно просто нам.
Пошагаем, покружим,
Никуда не побежим
Горизонт осмотрим
С помощью бинокля
Никого там не видать
Нужно клад наш откопать.
- Выполните следующее задание: образуйте от данных существительных глаголы настоящего времени, 1-го лица, множественного числа
Шаг, поиск, находка, копка, вытаскивание
- Ура! Мы достали сундук старого пирата. Откроем его и узнаем страшную тайну. В нашем сундуке не золотые дублоны и слитки, смотрите, что это? Верно, но глаголы непростые. Это глаголы-исключения. Обратите внимание на их окончания. К какому спряжению вы бы их отнесли? Вот это и есть наша страшная тайна! И в русском языке у правил бывают исключения. Данные глаголы имеют окончания -еть и -ать, а относятся ко II спряжению. Следовательно, при спряжении их окончания будут писаться с какой буквой? Верно – с буквой и!
5. Применение полученных знаний
- А вот теперь давайте вернёмся к нашему тексту на доске и найдём в нём глагол-исключение. Молодцы, какие вы зоркие, сразу отыскали слово гонит. Вы его определили как глагол I спряжения по окончанию – ать, а он, оказывается, относится к глаголам-исключениям II спряжения. Значит, его окончание будет писаться с буквой?.. и – всё верно. Вот теперь запишите исправленный текст в ваши тетради.
- Эти глаголы нужно просто запомнить и знать, что они относятся ко IIспряжению, а значит, при спряжении, будут иметь окончания с буквой И.
Послушайте песенку старого пирата, возможно, она вам поможет запомнить глаголы-исключения.
Песенка пирата
Можешь ты смотреть и видеть.
Я могу тебя обидеть.
Меня ты будешь ненавидеть.
Я могу тобой вертеть,
И ты будешь всё терпеть,
От меня будешь зависеть.
Буду я держать и гнать,
Не сможешь слышать и дышать.
- Песенка его довольно страшная, понятно, ведь он же пират, но мы с вами можем разучить песенку более безобидную, слушайте:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -Е спрягать нельзя!
6. Итоговая рефлексия
- Чем пополнили свою копилочку знаний?
- Какую тайну открыли?
- Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.
- Что должны запомнить?
- Поднимите руки кто сегодня на нашем уроке работал в полную силу?
7. Домашнее задание
C. 99, №479, выучить глаголы-исключения (песенка роздана на листочках).