Способы изображения земной поверхности

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: рельеф, относительная высота, абсолютная высота, нивелир, геодезия


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (33 МБ)


Цель и задачи урока:

  • Обучающая: сформировать понятия: «относительная высота», «абсолютная высота», «геодезия», «нивелир».
  • Развивающая: продолжить формировать навыки работы со схемами и рисунками.
  • Воспитывающая: способствовать формированию интереса у учащихся к изучению литосферы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, компьютер, физическая карта России.

Этап урока, слайды

Действия учителя. Формы организации работы учителя

Действия учеников. Формы организации работы детей

1. Организационно-мотивационный этап урока

I. Cтадия вызова
прием «Кластер»
(Определение темы урока)
Учитель предлагает ответить на вопросы:
Слайд 2
1.Что такое рельеф?
2. Какие формы рельефа вы знаете?
3. Как изображаются неровности земной поверхности на плане и карте?
4. Как измерить высоту холма?
5. Как в древности люди измеряли высоту холма?
Слайд 3
Просмотр видеофрагмента «Фалес Милетский»
Ссылка на видео в уроке МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/596060
(скопировать и вставить в поисковую строку)
Высказывают свои суждения.

Вопрос по видеофрагменту:

1.Как древнегреческий философ Фалес
предложил определять относительную?
высоту?

Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке

Формулирование
задач урока

Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?
Тема: «Способ изображения земной поверхности».

Определяют задачи с помощью учителя.
Формулируют 1 задачу:
Что называется, относительной высотой? Что называется, абсолютной высотой?
Формулируют 2 задачу: Как измеряют относительную высоту?
Формулируют 3 задачу: Как устроен самодельный нивелир?
Формулируют 4 задачу: Как изображают неровности земной поверхности?

Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание - постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – составление плана и последовательности действий.

2. Процессуально-содержательный этап урока

II. Стадия осмысления

Учитель вводит понятия.

Слайд 4-5
Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности.

Слайд 6-7

Строение холма. (учащиеся самостоятельно в тетради рисуют холм и подписывают его части)

Слайд 8-10  
Учитель рассказывает легенду о холмах

Слайд 11-13 
Определение относительной высоты.

Нивелир-прибор для определения высоты холма.

Относительная высота-превышение одной точки земной поверхности над другой.

Слайд 14-15
Горизонтали – линии, соединяющие точки с одинаковой высотой.

Слайд 16-19
Абсолютной высотой - превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.

Геодезия - наука о земле, занимающаяся измерениями на местности.

Учащиеся формулируют суждение.
Познавательные УУД:
воспринимать информацию на слух.
для собеседника высказывания.

Легенды холмов
Согласно первой, сошлись на Бохоле два великана, поссорились, выясняя, кто из них сильнее, а в драке стали камнями кидаться. Через три дня устали великаны, сели отдыхать, за обедом помирились и ушли, а камни за собой убирать поленились. Так и остались разбросанные холмы в память о той битве.

По второй легенде полюбил атлант девушку, но они не могли быть вместе, и вскоре его возлюбленная умерла, ведь не обладала даром бессмертия. И тогда заплакал он от бессилия, и горе его было так велико, что слезы, падая на землю, обращались в камень.

3. Этап закрепления

4. Рефлексия

Слайд 20-21

Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме.

5. Домашнее задание

П.10

Смоделировать нивелир из картона.