О реализации проекта по подготовке обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО
Дни Здоровья в нашей школе – это всегда праздник для детей. Традиционно такой праздник физкультуры и спорта проходит у нас в Саровских школах в сентябре. В этом учебном году учителя физической культуры МБОУ Школы № 11 не стали ограничиваться только проведением данного мероприятия, а, вовлекая учащихся в процесс подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО, разработали проект «ГТО – путь к успеху!» для обучающихся 4 – 11-х классов.
Цели: укрепление здоровья обучающихся, повышение уровня их физической подготовленности.
Задачи:
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
- Привлечь к занятиям физической культурой и спортом.
- Повысить интерес и мотивацию к сдаче норм комплекса ГТО.
- Выявить лучших спортсменов школы для участия в соревнованиях.
Гипотеза: Привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой будет способствовать укреплению здоровья обучающихся, снижению пропусков уроков по состоянию здоровья, повышению успеваемости и успешному выполнению нормативов ВФСК ГТО.
Сроки реализации проекта: 2017–2018 учебный год.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (август, 2017 г.). Постановка проблемы, определение целей и задач реализации проекта, разработка плана мероприятий, распределение зоны ответственности задействованных учащихся и учителей.
2 этап. Практический (сентябрь 2017 г. – май 2018 г.). Данный этап включает в себя:
- проведение общешкольного мероприятия «День здоровья» (пробная сдача нормативов ВФСК ГТО) – сентябрь, 2017 г.;
- регистрация на официальном сайте гто.ру, консультации Центра тестирования учителей физической культуры, подготовка участников к сдаче норм ГТО, контроль и самооценка результатов – сентябрь – декабрь 2017 г.;
- сдача норм ВФСК ГТО по графику в Центре тестирования, контроль и самооценка результата выступления – январь – май 2018 г.
3 этап. Итоговый (июнь 2018 г.).
- Подведение итогов работы по проекту.
- Оценка результативности.
- Рефлексия.
- Награждение знаками отличия.
На подготовительном этапе были изучены все необходимые нормативные документы по внедрению ВФСК ГТО, установленные на федеральном, региональном и городском уровнях, а также соответствующие методические материалы по вопросам подготовки учащихся к выполнению нормативов комплекса. На основании изученной законодательно-нормативной и методической базы, исходя из поставленных целей проекта, был разработан план мероприятий.
Традиционный «День здоровья» в сентябре стал отправной точкой практического этапа реализации проекта, на котором обучающимся представилась возможность попробовать сдать нормативы ГТО.
2 сентября в назначенное время учащиеся школы были проинформированы о том, что сегодня в рамках Дня здоровья каждый из них станет участником проекта «ГТО – путь к успеху». Организаторы проекта, учителя физической культуры, обозначили цели и задачи мероприятия. Работа шла в три потока. На построении-сборе с разницей в полтора часа одновременно присутствовали команды 4-5 классов, 6-7 классов и 8-10 классов. Учащиеся 11 класса были задействованы в судействе и отслеживали работу команд на этапах маршрута.
Каждому участнику проекта в этот день предстояло заполнить персональную карточку участника соревнований, предварительно изучив нормативы ВФСК ГТО на информационном стенде. Каждой команде-классу для прохождения был предложен маршрут, состоящий из сдачи четырёх нормативов: бег 60м, подтягивание (у мальчиков), сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (у девочек), прыжок в длину с места, тест на гибкость (для ребят 9-12 лет) и упражнение на силу мышц брюшного пресса (для детей 13-17 лет).
Учащиеся подготовительной группы здоровья и освобождённые от сдачи норм ГТО, работая индивидуально или в группах, занимались фото и видео съёмкой. Они по итогам проекта должны были представить на выбор фотоотчёт со статьёй, видеофильм или отчёт-презентацию о сдаче норм ГТО учащимися своего класса на тему "Как мы сдавали нормы ГТО".
Следуя по маршруту и выполняя нормативы, дети сравнивали свои результаты с представленными на баннере нормами ГТО и делали вывод о своих достижениях. Оценивание осуществлялось по четырём выполненным нормативам и комбинации полученных знаков. В случае успешного выступления необходимо было вписать свою фамилию в лист самооценивания своего выступления в проекте и записать в рекомендациях карточки участника над чем желательно поработать, как тренироваться для более успешного выполнения заданий в будущем. Учащиеся, не справившиеся в этот день с предложенными нормами, также разрабатывали рекомендации по улучшению результатов, записывали их в карточку участника, как призыв к действию. Таким образом, перед обучающимися вставал вопрос, а что мне нужно сделать для того, чтобы меньше болеть и справиться с нормами?
По итогам мероприятия первое место в неофициальном медальном зачёте заняла команда обучающихся 4 «Б» класса, получившая наибольшее количество золотых значков. Второе место заняла команда обучающихся 7 «Б» класса. Третье место - команда обучающихся 8 «А» класса.
В данном мероприятии приняли участие 178 обучающихся 4-10 классов. Из них на золотой значок справились – 25 человек (14%), серебряный – 20 человек (11%) и бронзовый – 17 человек (10%). Всего 62 обучающихся (33%).
Сентябрьский День здоровья вызвал интерес у наших школьников. Об этом они написали в своих отзывах. Ученица 9 «А» класса Баринова Юля пишет: «2 сентября в нашей школе прошло мероприятие, посвященное сдаче норм ГТО. Все ученики были очень увлечены процессом. Каждому хотелось показать себя как можно лучше. «На какой значок сдал»? - звучал такой вопрос со всех сторон. Я считаю, что это хорошее мероприятие для ребят, которое стимулирует занятия спортом. Может кто-то из учеников нашей школы проявит интерес к сдаче норм ГТО и выступит в команде за школу».
Группа учениц 6 «Б» класса (Шитикова Марина, Козлова Ксения) так рассказывают в своём фотоотчёте: «На каждом этапе нас встречали приветливые судьи – ученики 11 класса. Они объясняли, что и как надо сделать, чтобы справиться с заданием. В конце маршрута ребята смотрели информационный стенд и сравнивали свои результаты с нормативами ГТО. Золотого значка не заработал никто. А вот серебряных и бронзовых получили по три».
Наши воспитанники лишь пробовали свои силы и сдавали нормы исходя из возможностей школы. Для получения золотого знака отличия необходимо сдать 8 нормативов (4 обязательных и 4 по выбору), серебряного - 7 нормативов (4 обязательных и 3 по выбору), бронзового - 6 нормативов (4 обязательных и 2 по выбору) и ребята это знают.
Следующий этап практической части реализации проекта заключался в регистрации участников на официальном сайте ГТО и проведении занятий по подготовке обучающихся к сдаче нормативов комплекса. Некоторые зарегистрированные участники уже с сентября начали процедуру сдачи норм через Центр тестирования в г. Саров. Фотоотчёт о первом дне контрольных испытаний разместили в свободном доступе на спортивном сайте школы по адресу http://zam-sport11.ucoz.ru/news/sdajom_normy_gto_2017_18/2017-09-12-290.
Сейчас идёт активная фаза проекта, основной этап его практической части - сдача норм ГТО обучающимися через Центр тестирования в городе Саров http://sarov-sport.ru/gto/.
В сентябре 2018 года, в школе планируется итоговое мероприятие, на котором участники проекта расскажут о своих успехах и достижениях. Своим примером продемонстрируют, что сдавать нормы можно, нужно и не сложно. Главное, захотеть и пересмотреть своё отношение к делу, а также поменять свой образ жизни. Ребята, сдавшие нормы ГТО поделятся информацией о том, какую работу по физической подготовке выполнили, как расставляли приоритеты в году и покажут товарищам значки ГТО. Мы, учителя физической культуры, считаем такое завершение проекта удачным способом мотивации к сдаче норм всеми участниками образовательного процесса, включая учителей и родителей. Участие в проекте «ГТО – путь к успеху» – это показатель активной жизненной позиции гражданина России, его стремления к здоровому образу жизни.
По итогам проведённой работы можно сделать вывод, что среди ребят сдавших пробные тесты на знаки отличия в основном те, кто занимается в спортивных секциях. На своём опыте многие из учащихся убедились, что невозможно сдать нормы без подготовки и подтвердили гипотезу о том, что если молодёжь занимается физической культурой, то она меньше болеет и реже пропускает уроки в школе, а значит, она лучше учится и выполняет нормативы по ФК.
Возрождение комплекса ГТО в учебных заведениях принципиально важно для формирования у молодого поколения целеустремленности и уверенности в своих силах. Мы уверены, что в ходе проекта решатся поставленные нами задачи по привлечению обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, повышению их интереса и мотивации к сдаче норм комплекса ГТО, пропаганде здорового образа жизни и выявлению лучших спортсменов школы для участия в спортивных соревнованиях.
Литература
- Гурский А. В. Возвращение ГТО [Текст] / А.В.Гурский // Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». - 2014. - №4.-С.78-79.
- Жуйков В.П. Педагогическое и методическое сопровождение регионального физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» / В.П.Жуйков. - Белгород: БелГУ, 2006>. – 151 с.
- Коган О.С. Некоторые медико-биологические аспекты перехода к сдаче норм ГТО в общеобразовательных школах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / О.С.Коган. – 2015. - № 1. – С. 11 – 12.
- Кочетков В.Н. Нужно подготовиться // Журнал «Физкультура и спорт» / В.Кочетков. - 2015. № 2. С. 10 – 12.
- Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. – М.: Просвящение, 2016. – 128 с.
- Погадаев Г.И. Подготовка учащихся 1—11 классов к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): методическое пособие / Г.И.Погадаев. — М.: Дрофа, 2016. — 74 с.