Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель урока: обобщить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, формировать умение правильно обозначать на письме безударные гласные звуки.
Оборудование урока: учебник, тетрадь; дидактические материалы к учебному занятию.
УУД:
Личностные:
- с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом выражать положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные:
- слушать и вести диалог;
- создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка.
Познавательные:
- выделять и с помощью учителя формулировать познавательную цель;
- устанавливать причинно-следственные связи с помощью учителя;
- находить необходимую информацию с помощью учителя;
- контролировать и оценивать процесс своей деятельности и его результаты.
Регулятивные:
- самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе;
- самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
1. Мотивация учебной деятельности |
Приветствует детей. С, а, без, грамотой, грамоты, вскачь, плачь, хоть. – составьте пословицу. Записать в тетрадь. |
Дети хором говорят: «Сегодня 4 декабря, вторник, русский язык». |
Личностные: Коммуникативные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи |
– Как правильно записать это слово? с мячом – мяч – Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Миши? (Ставить ударение и подбирать проверочные слова.) – Что мы посоветуем Мише? |
Отвечают на вопросы (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «с мячом»). (Ставить ударение и подбирать проверочные слова.) (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова) |
||
Сообщение темы, цели, задач урока
|
– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока. На доске открывается тема урока. Ребята, а вы знаете правило о правописании безударных гласных букв в корне слова? Умеете его применять? Закрасьте середину солнышка: зеленый – я знаю правило и пишу без ошибок желтый – я знаю правило, но не всегда верно пишу слова с без. гл. красный – не знаю правила и пишу с ошибками |
Обобщение по теме Безударные гласные в корне слова. | Личностные: Познавательные: Регулятивные:
|
– Какие цели поставим перед собой? |
(Закреплять наши знания о правописании слов с безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной, подбирать однокоренные слова и менять форму слова) |
||
Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: |
|||
Воспроизведение и коррекция опорных знаний | Читает слова: Воды, травы, реки, листья, мячик, вишня, тянет, море, страны, тяжесть. |
Записывают в тетрадь только ударные гласные: О, а, е, и, я, и, я, о, а, я. Самопроверка по образцу. Если правильно определили ударные гласные, закрасить лучик зеленым цветом, |
|
На доске слова с пропущенными буквами С_рока Пч_ла – Гр_чата - За_ц Зв_зда З_леный Р_сунок М_лина Л_гушка |
читают по 1 слову, показывают карточку с нужной буквой | ||
На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Слова, в которых безуд. гл. можно проверить и нельзя проверить). Назовите слова, в которых гласную нельзя проверить. Как мы называем такие слова. Где узнать, как правильно их написать? Запишите слова с непроверяемыми гласными в тетради в строчку через запятые, пропущенные буквы вставляйте карандашом На доске вывешивает карточку «Непроверяемые». |
Отвечают на вопросы, Записывают слова в тетради, пропущенные буквы пишут карандашом Самопроверка: если все слова написали верно, закрасьте лучик зеленым цветом, 1-2 ошибки – желтым цветом, 3 и больше – красным |
||
Как называются оставшиеся слова? Что надо сделать, чтобы правильно написать в них гласные буквы? Как проверяли безударные гласные в словах? (с помощью проверочного слова) Какие способы проверки мы использовали? (изменяли форму слова, подбирали однокоренные слова – на доске вывешивает карточки). |
По 1 выходят к доске, записывают пропущенную букву и рядом проверочное слово | ||
Подведем итог: что мы знаем о безударных гласных? Как называется буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова? (на доске появляется карточка «Орфограмма»). |
по схеме составляют рассказ | ||
Повторим то, что рассказали, по учебнику. Учебник стр. 109 правило. С какой орфограммой работаем на уроке? А что такое орфограмма? Из какого языка пришло слово? Как переводится на русский язык? Что же такое орфограмма? |
Учебник стр. 109 читают правило Стр. 110 – читают о происхождении слова. |
||
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений | Выполним упр. 174. по вариантам самостоятельно |
Выполняют упр. 174 о, и, а, а |
Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: |
Итак, что же надо уметь, чтобы правильно писать слова с орфограммой безударная гласная? На доске слова с пропущенными буквами, запишите к каждому слову проверочное слово. |
Самопроверка: если все буквы вставили верно, закрасьте лучик зеленым цветом, 1-2 ошибки – желтым цветом, 3 и больше – красным |
||
З_мля Св_стеть К_льцо Ст_рик В_шнёвый |
записывают к каждому слову проверочное слово: земли, свист, кольца, старый, вишня. Самопроверка: |
||
Я приготовила еще 1 задание, чтобы вы смогли узнать, научились ли вы правильно определять буквы безударных гласных в корне. Я читаю слово, а вы записываете в тетради только безударную гласную. Пишем в строчку: Гроза, река, грибник, малыш, тяжёлый. |
Записывают в тетради только безударную гласную. О, е, и, а, я. Самопроверка: если все буквы написали верно, закрасьте лучик зеленым цветом, 1-2 ошибки –желтым цветом, 3 и больше – красным. |
||
Самооценка: посмотрите на своё солнышко. Если все лучики зелёные, вы знаете правило и умеете правильно писать слова с орфограммой безуд. гл., ваша оценка по теме 5, … (оценку поставить ручкой в середине солнышка). Сравните полученную оценку с той, которую вы поставили себе в начале урока. У кого оценки совпали? Вы умницы, научились правильно оценивать свои знания и умения. У кого оценки не совпали, ничего страшного, у вас есть время научиться самооценке | Выставляют себе оценку в баллах: оценка 5 - все лучики зелёные оценка 4 - 1-2 лучика жёлтые, а остальные зелёные оценка 3 – 3 и больше лучики желтые или 1-2 лучика красные, а остальные зелёные или жёлтые оценка 2 - красных лучиков 3 и больше |
||
Рефлексия | Какие цели мы ставили в начале урока? Спасибо за урок и помните: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Вручает памятку «Орфограмма. Безударная гласная в корне». |
Закреплять наши знания о правописании слов с безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной, подбирать однокоренные слова и менять форму слова | Коммуникативные: слушать и вести диалог; создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания |