Предлоги НА, С

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: предлоги


Цель: Уточнить конкретно-пространственные значения предлогов НА, С.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять знания учащегося о предлогах;
  • отработать понимание пространственного значения предлогов НА, С;
  • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
  • упражнять в составлении предложений по картинке, опираясь на схемы предлогов;
  • упражнять в согласовании числительных с существительными.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное восприятие;
  • развивать зрительную память;
  • совершенствовать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
  • формировать самостоятельность, активность.

Образовательные ресурсы: схемы предлогов НА, С; сюжетные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Сегодня мы с вами вспомним маленькие слова НА, С.

II. Введение в тему

Логопед:

- Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут картинки, которые висят на доске:

- Где стоит клетка?

Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.

- Где лежат карандаши?

- Где сидит мышка?

- Где сидит бабочка?

- Откуда пришли дети?

- Откуда взяли пирожок?

III. Работа над стихотворением С.Когана

Сколько солнышка
везде –
на траве
и на воде,
на берёзке,
на осинке
на извилистой тропинке.
На болоте
у лягушек,
на заборе,
на крыльце.
Чуть поменьше,
чем веснушек
у Галинки
на лице.

- Какое маленькое слово мы сейчас с вами чаще всего слышали?

- (НА)

Перед ребенком картинки предметов из стихотворения.

- Где находится солнышко? (Ребенок отвечает на вопрос и прикрепляет солнышко на картинку)

IV. Физ. минутка

Руки вверх - в кулачок
Разжимай - на бочок
Ножкой топ - на носок
Ножкой топ - каблучок.
Ножки вместе: сели, встали.
Все попрыгали, устали.
Потихоньку поклонились
И на стульчик приземлились.

V. Игра «Внимательные ушки»

Услышите в стихотворении предлог НА, хлопните в ладоши: Сейчас въедет на бугор Старый дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена- на коровке. Дети на телятках. Внуки на козлятках.

VI. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Логопед предлагает тем, кто поймает мяч, сказать наоборот (например: НА стол – СО стола) и называет сочетание предлога с существительным:

НА тумбочку, НА полку, НА стол, НА ступеньки, НА стены, НА подоконник, НА шкаф и т.д.

VII. Дид. упр. «Составь предложение»

Логопед ставит на доску картинки, по которым составить предложение с предлогом С можно, только добавив ситуацию.

Например:

На столе стоит самовар
На полке лежит фен.
Лампа стоит на столе.

Логопед напоминает детям, что С - предлог движения, нужно «заставить» предмет или объект двигаться. Глядя на схему, с помощью логопеда дети составляют предложения с заданным предлогом:

Маша убрала самовар со стола.

Катя взяла фен с полки.

Папа переставил лампу со стола на тумбочку …

VIII. Итог занятия

- С какими маленькими словами мыс вами сегодня работали?

- Какие задания вам показались наиболее трудными?