Цель: Уточнить конкретно-пространственные значения предлогов НА, С.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания учащегося о предлогах;
- отработать понимание пространственного значения предлогов НА, С;
- работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
- упражнять в составлении предложений по картинке, опираясь на схемы предлогов;
- упражнять в согласовании числительных с существительными.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать зрительную память;
- совершенствовать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
- формировать самостоятельность, активность.
Образовательные ресурсы: схемы предлогов НА, С; сюжетные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Сегодня мы с вами вспомним маленькие слова НА, С.
II. Введение в тему
Логопед:
- Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут картинки, которые висят на доске:
- Где стоит клетка?
Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.
- Где лежат карандаши?
- Где сидит мышка?
- Где сидит бабочка?
- Откуда пришли дети?
- Откуда взяли пирожок?
III. Работа над стихотворением С.Когана
Сколько солнышка
везде –
на траве
и на воде,
на берёзке,
на осинке
на извилистой тропинке.
На болоте
у лягушек,
на заборе,
на крыльце.
Чуть поменьше,
чем веснушек
у Галинки
на лице.
- Какое маленькое слово мы сейчас с вами чаще всего слышали?
- (НА)
Перед ребенком картинки предметов из стихотворения.
- Где находится солнышко? (Ребенок отвечает на вопрос и прикрепляет солнышко на картинку)
IV. Физ. минутка
Руки вверх - в кулачок
Разжимай - на бочок
Ножкой топ - на носок
Ножкой топ - каблучок.
Ножки вместе: сели, встали.
Все попрыгали, устали.
Потихоньку поклонились
И на стульчик приземлились.
V. Игра «Внимательные ушки»
Услышите в стихотворении предлог НА, хлопните в ладоши: Сейчас въедет на бугор Старый дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена- на коровке. Дети на телятках. Внуки на козлятках.
VI. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед предлагает тем, кто поймает мяч, сказать наоборот (например: НА стол – СО стола) и называет сочетание предлога с существительным:
НА тумбочку, НА полку, НА стол, НА ступеньки, НА стены, НА подоконник, НА шкаф и т.д.
VII. Дид. упр. «Составь предложение»
Логопед ставит на доску картинки, по которым составить предложение с предлогом С можно, только добавив ситуацию.
Например:
На столе стоит самовар
На полке лежит фен.
Лампа стоит на столе.
Логопед напоминает детям, что С - предлог движения, нужно «заставить» предмет или объект двигаться. Глядя на схему, с помощью логопеда дети составляют предложения с заданным предлогом:
Маша убрала самовар со стола.
Катя взяла фен с полки.
Папа переставил лампу со стола на тумбочку …
VIII. Итог занятия
- С какими маленькими словами мыс вами сегодня работали?
- Какие задания вам показались наиболее трудными?