Урок биологии по теме "Виды корней. Типы корневых систем". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6

Ключевые слова: биология, корень, корневая система


Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать знания о корне как вегетативном органе растения, о видах корней и типах корневых систем;
  • изучить особенности корневых систем Однодольных и Двудольных растений;
  • расширить знания о функциях корней;
  • выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем - стержневую и мочковатую;

Развивающие:

  • продолжить формирование умения логически мыслить, обобщать полученные знания и делать выводы;
  • выделять главное в изучаемом материале;
  • давать сравнительную характеристику корневых систем разных растений;

Воспитательные:

  • осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в ходе выполнения практической работы;
  • привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы;
  • убедить школьников в необходимости бережного отношения к растениям;
  • использовать на уроке художественные произведения, способствующие эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы:

  • словесные (беседа, рассказ, работы с учебником),
  • наглядные (плакаты, слайды),
  • практическая работа (гербарные экземпляры),
  • организационные (самостоятельная работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом),

Оборудование:

  • таблицы «Строение корня», «Строение корневых систем», «Строение семян»
  • гербарий - растения с разными типами корневых систем
  • компьютер, экран, проектор
  • проростки фасоли, гороха, пшеницы

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Проверка знаний

А. Фронтальный опрос.

На прошлом уроке мы изучали строение семян Двудольных и Однодольных растений.

Повторим изученный материал.

Вопросы:

1) Какие особенности лежат в основе деления растений на классы Двудольные и Однодольные? (по количеству семядолей в зародыше семени)

2) Каково строение семени фасоли? (кожура + зародыш = корешок, стебелек и почечка, 2 семядоли)

3) Где в семени фасоли находится запас питательных веществ?

4) Что такое эндосперм? (особая запасающая ткань; обеспечивает питательными веществами);

5) Какое строение имеет зерновка пшеницы? (околоплодник срастается с кожурой, зародыш - корешок, стебелек, 1 семядоля, почечка)

III. Изучение нового материала

Тему урока я вам не назову. Когда вы выполните работу, сами тему определите.

Посмотрите на синквейн.

1. ?

2. Боковые, придаточные;

3. Растет, дышит, ветвится;

4. «Царства темного жильцы»

5. Орган.

 На 1 строчке должно быть название синквейна. У меня в «черном ящике» объект (предмет) о котором говорится в синквейне.

Ребята, что это может быть? Слушаем высказывания ребят. Достаю из ящика корешки растения.

Сегодня наш урок будет посвящен КОРНЯМ.

Записываем на доске и в тетрадях тему урока: «Корень. Корневые системы».

«Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок.»
В.Жак

Беседа.

Учитель: когда вы, ребята, дома проращивали семена фасоли, гороха, я просила обратить внимание на то, какой орган растения появится первым при прорастании семени.

Ученик: первым появился корень.

1. Функции корня.

Проблемный вопрос: Почему именно корешок появляется первым? (исключительная роль корня в жизни растения). Давайте вспомним, какие функции выполняет корень?

Читаю сказку Л.Жарикова «Дуб и ветер».

«Стоял дуб на высокой горе и никому не поклонялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает:

- Боишься меня?

- Нет!

- Ну, тогда держись!

И стал ветер дуть изо всех сил. Налетел с одной стороны, с другой стороны, старался нагнуть к земле.

А дуб стоит и смеется каждым своим листком… так и устоял.

Злится ветер.

- Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чем твоя сила?

- Могу сказать, - отвечает дуб.

- Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю - матушку держусь.

А родная земля раны залечивает, каждому из нас силу дает!»

Вопрос: о какой функции корня идет речь?

Функция 1.

Корень закрепляет растение в почве и прочно удерживает его в течение всей жизни (записываем в тетрадь).

Басня И.А.Крылова «Листья и корни» (отрывок)

В басне корни спорят с листьями. Они говорят:

«Мы те…
Которые здесь роясь в темноте,
Питаем вас.
Ужель не знаете!? ...»

Функция 2.

Активно поглощают из почвы воду минеральными солями, то есть обеспечивает минеральное (почвенное) питание.

Функция 3.

Запасающая - часто корень служит хранилищем питательных веществ.

Функция 4.

1. Вегетативное размножение.

Схема.

 Вывод:

  • с участием корней протекают основные процессы жизнедеятельности;
  • без корней растение жить не может.

2. Виды корней.

В течение жизни у растения формируется много корней. Различают 3 вида корней (учебник рис. 59 стр. 89)

Схема.

Работа с плакатами, запись в тетрадях.

3. Корневые системы.

Cовокупность всех корней растения образует корневую систему.

В состав корневых систем входят главный, боковые и придаточные корни.

Они идут вглубь и вширь.

Например, корни яблони разрастаются в стороны на 10-12 метров, а у верблюжьей колючки - на 20 м в глубину.

Типы корневых систем.

Показываю 2 растения - одуванчик и пшеница. У одного растения стержневая система, а у другого - мочковатая.

Схема.

  • Стержневая корневая система - хорошо развит главный корень (похож на стержень). Такая система у двудольных растений (фасоль, морковь, одуванчик, береза).
  • Мочковатая корневая система - образована придаточными и боковыми корнями. Главный корень - плохо развит или отсутствует (отмирает рано).
    Такая система у Однодольных растений (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).

Чтобы научиться различать типы корневых систем, выполняя лабораторную работу.

4. Работа в группах.

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы».

На столах гербарные экземпляры растений.

Инструктивная карточка в учебнике на стр. 90-91.

Цель: исследовать строение корневых систем у растений.

По ходу работы заполняют таблицу.

Растение

Тип корневой системы

Особенности строения

 

 

 

 

 

 

IV. Рефлексия

А. Беседа (вопросы).
1) Какие функции выполняет корень?
2) Какой корень называется главным?
3) Какие корни называются боковыми?
4) Какие корни называются придаточными?
5) Что такое корневая система?
6) Какая корневая система называется стержневой, мочковатой?
7) Какая система у двудольных, у однодольных растений?

Б. Творческое задание: «Рассказ с ошибками»

Задание - прочитайте внимательно текст, содержащий биологические ошибки. Их найти и исправить.

Корень - важный репродуктивный орган растения. Он закрепляет его в почве. Через корни растение получает воду с растворенными в ней органическими веществами. При прорастании первыми появляются боковые корни. Все корни одного растения образуют корневую систему.

Различают мочковую и стержневую корневые системы. У пшеницы стержневая система, в которой хорошо заметен главный корень.

Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений.
Растения могут жить без корней.

В. Криптограмма.

Зашифрована пословица о корнях: «Каков корень - таков лист»

(21 буква)

К -2, А -10, О - 4, В -7, Р - 1, Е -5, Н -9, Ь - 3, Т -8, Л - 11, И - 6, С - 12 (12 букв)

2

10

2

4

7

2

4

1

5

9

3

8

10

2

4

7

11

6

12

8

Ключ.

1) В А Л Е Р И А Н А
7 10 11 5 1 6 10 9 10

«На берегах тенистых горных рек
Среди кустов в лесах и по болотам,
Не часто можно встретить твой побег
Цветок с чуть розоватой поволокой.
Загадочно пьяняще для котов,
И человеку ты всегда желанна…» (валериана лекарственная)

Лат. - «валере» - значит, быть здоровым.

Это старинное лекарственное растение, используется с древних времен.

2) Ж Е Н Ь Ш Е Н Ь

- 5 9 3 - 5 9 3

Царь лесных зверей - тигр,
Царь морских зверей - дракон,
Царь лесных растений - …. ЖЕНЬШЕНЬ

По-китайски - корень жизни, человек - корень (похож на фигурку человека)

3) Л О Т О С

11 4 8 4 12

Индийская легенда гласит, что после рождения Будда самостоятельно сделал 7 шагов. Там, где ступала ножка младенца, распускался этот цветок. Крупные ярко розовые цветки распускаются на рассвете, а к вечеру бледнеют.

4) Л У К

11 - 2

В средние века то растение, по мнению воинов, предохраняло их от стрел и ударов мечей. Поговорка гласит: «…от семи недуг». В нем много фитонцидов.

5) К А П У С Т А

2 10 - - 12 8 10

Известный математик Древней Греции Пифагор писал, что оно «представляет из себя овощ, который поддерживает бодрость духа и веселое спокойное настроение».

V. Подводим итог

Напоминаю проблемный вопрос, заданный в начале урока.

Ребята, мы решили проблему?

(слушаем высказывания ребят)

Стихотворение.

«Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут!?
Без корней расти, и жить не станут!
Как ни тонок, не приметен
Под землею корешок.
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В.Жак