История искусств: Леонардо Да-Винчи

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Ключевые слова: Леонардо Да-Винчи


Леонардо да-Винчи

Леонардо да-Винчи является для нас каким-то титаном, существом почти сверхъестественным, обладавшими столь многосторонним творчеством, таким широким кругом познаний. Прекрасный лицом, хорошо сложенный, обладавший чрезвычайно физической силой, специалист во всех рыцарских искусствах: фехтовании, танцах и музыке, он, еще задолго до Бэкона, высказал великую истину, что основание науки - опыт и наблюдение. Специалист по математике и механике, он первый изложил теорию сил, действующих на рычаге в косвенном направлении.

Он в то же время открыл назначение радужной оболочки глаза и действие впечатления на нее. Он изобрёл камеру Обскура, раннее Кастелли делал различные гидравлические опыты, вывел законы падения и движения по наклонной плоскости, имел ясное представление о дыхании, и предупредил величайшую гипотезу геологии о поднятии материков.

И при всех обширных и разнообразных научных художественных занятиях, у Да-Винчи хватало времени на разные игрушки и шуточные приспособления: летающие птички, надувающиеся пузыри и фейерверки.

Мона-Лиза

Когда французы заняли Милан (в 1499 г.), да-Винчи вернулся во Флоренцию и здесь он довольно усердно отдался живописи. Здесь им была написана превосходная картина «Св. Семейство» и другая, написанная в 1503–1504 годах, представляющая проект фресок для залы суда во Флоренции. Правительственный заказ был дан двум великим мастерам: да-Винчи и Микель-Анджело. Надо было изобразить битву 1440 года между флорентинцами и миланцами. К сожалению, картоны до нас не дошли, и о чудесном произведении Леонардо мы можем судить только по копии Рубенса, гравированной на меди. К числу картин этого периода жизни Леонардо следует отнести и «Поклонение волхвов», находящееся в галерее Уффици.

Богоматерь с Христом

Тогда же он написал ряд портретов, из которых особенно славится прелестная Мона-Лиза, находящаяся в Лувре. 

Произведениями Да-Винчи чрезвычайно дорожат все европейские музеи. В его женских портретах чувствуется какое-то совершенно своеобразное таинственное выражение лица, иногда смахивающее на мистическую экспрессию египетских сфинксов, прорез глаз, оригинальные брови, полуулыбка, блуждающая на согнутых губах, взгляд, или загадочный, или скрытый опущенными веками, - все это позволяет сразу угадывать и отличать да-Винчи от других мастеров.

Петербургский Эрмитаж гордится двумя бесспорными его произведениями: «Богоматерью с Христом» и «Св. Семейством». Первая картина известна под именем «Мадонны Литты». Богоматерь сидит между двух небольших полукруглых окон, в красном хитоне и голубом плаще. Глаза ее полуопущены и смотрят на младенца, которого она кормит.