Цели и задачи:
- Познакомить с новым произведением известного автора.
- Закрепить навык осознанного восприятия материала через выполнение заданий учителя.
- Развитие речи учащихся через обогащение активного словаря.
- Активизировать речь через употребление слов из тематического словаря при построении ответов на вопросы.
- Повышение учебной мотивации через создание благоприятного эмоционального климата на уроке.
- Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.
Оборудование:
- Учебники
- Карточки словарных слов
- Иллюстрации
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня у нас гости. Но нам это нравится.
- Проверьте, все ли у вас готово к работе?
- Я очень надеюсь на то, что вы будете активны, старательны, дисциплинированны и сумеете показать все, что знаете и умеете.
2. Сообщение темы и целей урока
Познакомимся с новым рассказом хорошо известного вам автора Георгия Алексеевича Скребицкого. (портрет) Мы читали его рассказы в сентябре, потом зимой.
Если вы правильно отгадаете загадку, то сможете понять, чему будет посвящен сегодняшний урок.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...
Выберите иллюстрацию, которая может быть отгадкой к загадке (см. приложение). Почему не подходят две другие?
Наш сегодняшний рассказ посвящен первому месяцу весны и называется «Март»
3. Речевая зарядка (чтение с доски)
Давайте сначала подготовимся для четкого и выразительного чтения.
мы –мы – мы – долго ждали мы весны (сначала про себя, вполголоса, индивидуально)
на - на - на - наступила уж весна.
но - но - но - мы распахнем окно.
не - не - не - рады все весне.
4. Работа с текстом
- словарная работа
- ПРИГОРОК
- СОЛНЦЕПЕК
- ПРОТАЛИНЫ
- ЗАДОРНО
- Чтение рассказа учителем.
Нацеливающий вопрос: С чем сравнивает автор весенние облака?
- Эмоциональный отклик.
- Ответ на нацеливающий вопрос.
- Деление рассказа на логические части
(1 – описание теплого дня, 2 - описание ненастного дня)
- Самостоятельное чтение учащимися 1 части рассказа.
5. Физминутка
Я буду называть различные слова и словосочетания.
Если они о весне, вы хлопаете, если не относятся – топаете.
Ручей, проталина, вьюга, набухшие почки, иней, подснежник, подорожник, сосулька, капель, февраль, март, радостные голоса птиц.
6. Чтение с разбором по содержанию (чтение по цепочке)
(2 группа короткие предложения)
- о каком весеннем месяце говорит автор?
- о каких облаках рассказывается в этом отрывке?
- как выглядят воробьи в теплый весенний день?
- как изменилась ворона?
- куда приглашает нас Григорий Скребицкий в погожий весенний денёк?
7. Работа с иллюстрациями (на доске пронумерованы)
(Подбор картинки по авторскому описанию. Зачитывает учитель)
(Картинки с кучевыми облаками, почерневшей дорогой, проталинами)
8. Итог урока
Я предлагаю вам поиграть в игру. (на доске запись)
Догадайтесь, про что можно сказать:
- Теплое, яркое, ласковое, лучистое - солнце.
- Голубое, чистое, высокое, ясное – небо
- Грязный, рыхлый, темный – снег
- Веселый, звонкий, быстрый - ручей
- Ранняя, теплая, солнечная, долгожданная - весна
9. Выставление оценок
10. Домашнее задание
- Стр. 141-142, читать, пересказ.
- Работа с раскраской (раскрасить рисунок, подобрать описание из текста).