В настоящее время большим спросом на рынке труда пользуются не просто квалифицированные работники, а прежде всего специалисты, которые способны решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности. Данные качества у будущих профессионалов позволяет сформировать систематизированное занятие исследовательской деятельностью. Поэтому не случайно, научно-исследовательские компетенции, лежащие в основе изучения объектов, явлений и процессов окружающего мира входят, в соответствии с ФГОС, в число общих компетенций.
Проектная деятельность включает в себя мотивационную сферу обучающегося, методы и формы научного познания для исследовательского процесса. Образовательный веб-квест - это как раз то самое средство, которое как нельзя лучше позволяет организовать, спланировать, сопровождать исследовательскую деятельность обучающихся. Современный доступный инструментарий позволяет легко разработать данный образовательный продукт даже начинающему пользователю ПК. Образовательный веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу, выстраивая собственную стратегию действий на основании предложенного плана. Такие веб-квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Результаты работы обучающиеся публикуют в виде веб-страниц или веб-сайтов (локально или в Интернет). Данные характеристики веб-квеста позволят реализовать главную задачу проектной работы - содействовать всестороннему развитию личности обучающегося, формированию его объективной самооценки, приобретению навыков работы в творческих коллективах, приобщению к организаторской и инновационной деятельности [1].
Структура веб-квеста
- Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
- Список информационных ресурсов необходимых для выполнения задания.
- Учащиеся делятся на группы. Для каждой группы необходимо прописать план работы и задания.
- Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику проекта при самостоятельном выполнении задания.
- Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
- Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом [2].
Веб-квест по теме «Головоломка кубик Рубика»
Класс: 7.
Предмет: математика.
Ссылка на веб-квест: http://olga999.tilda.ws/page30288919.html
Цель: изучить историю появления кубика Рубика, найти и опробовать алгоритмы сборки головоломки.
Задачи:
- Узнать, что такое головоломка и какие бывают виды.
- Математика кубика Рубика: краткая биография Эрнё Рубика, схемы сборки.
- Научиться собирать кубик Рубика, используя схему сборки.
Описание работы над проектом
1. Учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует цель, задачи, проблему проекта, обзор всего веб-квеста (вводная презентация), делит класс на 3 группы: теоретики, практики, исследователи. Обучающиеся заполняют индивидуальную карту З-И-У (см. рис. 1).
Рис. 1
2. Для каждой группы прописан план работы (на примере группы «Теоретики»). Учащиеся заходят на сайт веб-квеста и, используя информационные (см. рис. 2) кнопки и QR - коды (см. рис. 3), выполняют работу (см. рис. 4, 5).
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
3. Список информационных ресурсов необходимых для выполнения задания (см. рис. 6).
Рис. 6
4. Обучающиеся заполняют индивидуальную карту З-У-М (см. рис. 1) и лист самооценки (см. рис. 7).
Рис. 7
5. Защита проекта проходит на внеклассном мероприятии (см. рис. 8).
Рис. 8
6. Пример критериев оценивания веб-проекта.
Критерий |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Понимание задания |
Работа демонстрирует точное понимание задания. |
Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. |
Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Выполнение задания |
Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. |
Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. |
Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. |
Результат работы |
Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. |
Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие работы по данной теме. |
Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход |
Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения группы. |
Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. |
Информация просто скопирована из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-проекта. |
Данный образовательный ресурс позволяет работать над проблемой, как командой, так и индивидуально, учитывая личностные потребности каждого участника. Руководителю же проекта использование веб-квеста дает возможность координировать, корректировать работу обучающегося на любом этапе научного исследования, расширять круг вопросов, оперативно изменять индивидуальную траекторию исследования обучающегося.
Веб-квест стимулирует познавательную активность обучающихся, так как является новой формой организации проектной работы, позволяет проявить себя не только обучающемуся, но и преподавателю, как творческой личности, а, следовательно, необходим в современном образовательном процессе [3].
Список литературы
[1] Маркевич Г.В. Образовательный веб - квест как форма организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. URL: https://infourok.ru/obrazovatelniy-vebkvest-kak-forma-organizacii-nauchnoissledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-3497781.html. - (дата обращения: 20.11.2022)
[2] Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/vu/fakultet-inostrannykh-yazykov/obrazovatelnaya-tehnologiya-veb-kvest/chto-takoe-obrazovatelnyy-veb. - (дата обращения: 28.11.2022)
[3] Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС.- СПб.: КАРО, 2015. -128 с.