Тип урока: развитие речи (1 час). На уроке обучающиеся готовятся к написанию сочинения в жанре интервью. Домашнее задание: написать сочинение.
Цели урока:
- повторить материал о публицистическом стиле речи, знаках препинания при оформлении диалога;
- познакомить обучающихся с новым жанром публицистического стиля – интервью, его особенностями;
- научить собирать материал для интервью, научить пользоваться диалогической речью;
- формировать у обучающихся умение видеть, наблюдать, слышать живую речь;
- развивать умение аналитически мыслить;
- воспитывать культуру поведения и культуру речевого общения;
- научить писать сочинение в жанре интервью и правильно его оформлять.
Источники информации, оборудование и оформление класса:
- Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж// Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г. с. 23-25.
- Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров. 8-9 классы». Москва, «Просвещение», 1990 г., с. 45-49.
- Газеты и журналы с интервью.
- Сочинения-интервью учащихся.
- Раздаточный материал:
- Памятка «Как работать над сочинением в жанре интервью».
- Памятка «Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью».
- Стенд, оформленный в соответствии с темой.
- Мультимедийный экран для показа презентаций, ноутбук, проектор.
- Школьная доска, оформленная в соответствии с темой.
- Словари: энциклопедический, толковый, словообразовательный, словарь иностранных слов.
- Интернет-ресурсы.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Приветствие, отсутствующие в классе.
2. Психологическая подготовка к восприятию
- Ребята, сегодня у нас необычный урок развития речи. В чём его необычность, вы попробуете определить сами.
А начать его я бы хотела с небольшой беседы с вами.
С одной стороны, вы обычные ученики 8 класса. Но, с другой стороны, у каждого из вас есть свои индивидуальные интересы, увлечения. Об этом я хочу с вами побеседовать.
Вопросы для беседы:
- _______, чем ты занимаешься в свободное от учёбы время? (____________).
- _______, а у тебя есть хобби? (_________).
- _______, тебе нравится спорт? Какую роль он играет в твоей жизни?
- Не удивляйтесь началу урока. Я просто побывала в роли журналиста и взяла у вас небольшое интервью. А моя беседа имеет прямое отношение к теме нашего сегодняшнего урока.
- Как вы думаете, в каком жанре мы будем учиться писать сочинение? (Конечно же, в жанре интервью).
3. Работа по теме
- Давайте запишем в тетрадях сегодняшнее число и тему урока: «Подготовка к написанию сочинения в жанре интервью».
- А теперь я хочу предложить вашему вниманию несколько эпиграфов, которые помогут вам настроиться на позитивную творческую работу.
СЛАЙД 1
Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.
Френсис Бэкон
(Анализ высказывания).
СЛАЙД 2
- Что здесь происходит?
- Да ничего. Просто … сидят вместе и разговаривают. Сейчас это редкость, всё равно как ходить пешком.
Рэй Брэдбери («451 градус по Фаренгейту», 1966 год)
(Анализ высказывания).
СЛАЙД 3
Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса: что писать, как писать и для чего писать.
Максим Горький
Анализ высказывания и запись этого эпиграфа в тетрадь.
- Понятие жанра интервью с научной точки зрения вам ещё не знакомо, но в роли журналистов вы уже успели побывать.
- Кто скажет, у кого вы брали интервью? (________________)
4. Проверка домашнего задания
- Ребята, прежде, чем познакомить вас со структурой интервью, его особенностями, я бы хотела вспомнить с вами особенности публицистического стиля, так как интервью принадлежит именно к этому стилю.
Вопросы:
1. От какого латинского слова произошло название этого стиля? (Ответ: публика – «народ», «люди»).
- Верно. Поэтому публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
2. Каковы цели текста публицистического стиля?
(Ответ: сообщение информации, воздействие на читателей или слушателей).
3. Каковы его стилевые черты?
(Ответ: Эмоциональность, актуальность, призывность, доходчивость).
4. Перечислите основные языковые средства, присущие публицистике.
(Ответ: Лексические: …, синтаксические…).
5. Где употребляются публицистические тексты (сфера употребления)?
(Ответ: в устной речи…, в письменной…).
5. Объяснение нового материала
- А сейчас, ребята, я познакомлю вас с разными жанрами, относящимися к публицистическому стилю. А подробно мы остановимся, конечно же, на жанре интервью.
СЛАЙД 4
Жанры публицистического стиля:
- заметка
- статья
- очерк
- репортаж
- отзыв
- рецензия
- фельетон
- интервью
- Что же такое интервью? Дословно в переводе с английского это слово обозначает «обмен взглядами», общепринятое толкование этого слова – «беседа». Слово интервью не склоняется и относится к среднему роду.
- Давайте запишем ряд однокоренных слов, образованных от слова интервью, а также выясним их значения:
Интервью, интервьюер, интервьюировать, интервьюируемый.
- Выделим у всех этих слов корень, поставим ударение. Каково же их лексическое значение?
- Давайте запишем в тетради определение термина «интервью»:
СЛАЙД 5
Интервью – это предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо человеком по актуальным вопросам.
- А теперь, ребята, давайте послушаем два сообщения, которые помогут нам подробнее узнать, что же и представляет из себя этот жанр.
«Общие сведения о жанре» (__________)
Интервью - жанр публицистического стиля.
Интервью (англ.) - беседа (или её изложение), представляющая общественный интерес, предназначенная для печати, радио или телевидения.
Интервью - это совместное творчество журналиста (группы журналистов) и человека (или группы лиц), дающего информацию. Им может быть политический, общественный деятель, учёный, руководитель, писатель, артист, спортсмен или какой-нибудь другой интересный человек.
Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах, берутся у прохожих или пишутся в стенгазетах с разной целью: сообщить об очередных политических, производственных или иных задачах;
- рассказать о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта, творческих достижениях;
- информировать о предстоящем событии или сообщить подробности уже состоявшегося;
- разъяснить( прокомментировать) тот или иной факт;
- выяснить мнение компетентного лица по какому-либо вопросу(группе вопросов).
Интервью - один из живых и впечатляющих газетных жанров. Это информационный жанр, а, значит, оно должно быть и оперативным, и в меру кратким, и содержательным, т. е. сообщать новость, либо комментировать её, либо раскрывать внутренний мир человека, его планы, надежды, пожелания, указывать, с кем ведётся беседа, её цель.
«Разновидности интервью» (__________________)
«Разновидности интервью» -
- Первый вид интервью - это монолог (рассказ). Задаётся один широкий вопрос, на который отвечают рассказом, монологом. Изложение чаще всего ведётся от первого лица.
- Второй вид интервью - это диалог (беседа). Содержание беседы передаётся в виде вопросов корреспондента и ответов интервьюируемого лица. (Возможно изложение от первого или третьего лица). Это наиболее простой и самый распространенный вид интервью.
- Третий вид интервью - это самая различная форма беседы. Корреспондент обрисовывает и место встречи, и время, и своего собеседника, излагает свои впечатления, суждения вплоть до лирических отступлений, связанных с темой, комментирует, высказывает своё мнение.
- Четвёртый вид интервью – это коллективное интервью-совещание за круглым столом.
Даёт коллективный ответ на вопрос, информацию – мнение нескольких людей по одному вопросу или теме. - Пятый вид интервью – анкета. Краткий ответ на вопросы, социологические исследования, рейтинг.
- И последний, шестой, вид интервью – это самоинтервью (риторический вопрос и собственный ответ).
Интервью с самим собой.
Интервью может иметь и юмористический характер.
- Вот вы и познакомились с этим интереснейшим жанром. Оказывается, он не так уж и прост. Теперь, ребята, вы можете со знанием дела ответить на некоторые мои вопросы:
1) Кто обязательно должен участвовать в интервью?
(Ответ: журналист, который задаёт вопросы, и человек, который на них отвечает).
2) Кто может быть собеседником журналиста?
(Ответ: представители любой профессии, известные личности…).
3) Как вы думаете, что будет входить в содержание интервью?
(Ответ: Ответы собеседника на вопросы корреспондента составляют содержание интервью)
4) Но роль журналиста не сводится к простому записыванию ответов на вопросы. Успех интервью зависит от подготовки корреспондента к беседе. Как к ней подготовиться?
(Ответ: Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и , если это необходимо, с событием, о котором пойдёт речь, обязательно продумать вопросы и чётко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью.).
- По своей композиции интервью похоже на обычное сочинение. Какие 3 части мы всегда выделяем в сочинении?
- А теперь давайте запишем в тетради структуру интервью:
- Вступление. Журналист представляет собеседника.
- Основная часть. Беседа.
- Заключение. Благодарность. Пожелания.
- А сейчас я прокомментирую записанное, а вы внимательно послушайте!
1 часть. Вступление.
В начале интервью журналист представляет собеседника или же собеседник по просьбе журналиста представляется сам.
Вступление – это реплики, которые служат для установки речевого контакта с собеседником, для того, чтобы подготовить его к общению, к обсуждению темы предстоящей беседы. Для вступительной части характерны краткость, лаконичность.
2 часть. Основная.
В основной части интервью нужно определить тему (или темы), на которые вы будете беседовать, продумать вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них не было односложных ответов (да или нет).
3 часть. Заключение.
В этой части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.
- А сейчас я хочу предоставить вашему вниманию в качестве образца видео-интервью с __________.
(Видео, 3 минуты).
- Интересно ли вам было смотреть это интервью? Почему? Что нового вы узнали о ___________________?
- Ребята, домашним заданием для вас и станет составление интервью с известной личностью (или написание сочинения в жанре интервью).
- Чтобы облегчить вашу задачу, я подготовила стенд «К уроку», подобрала примеры интервью, напечатанные в газетах, журналах. Всё это вы сможете внимательно изучить на переменах.
- А также я распечатала для каждого из вас памятки «Как работать над сочинением в жанре интервью», а также приготовила образцы сочинений в жанре интервью: со спасателем, с пожарным, с учителем.
- Давайте ознакомимся с памятками, прочитаем внимательно каждый пункт.
Памятки
1. Как работать над сочинением в жанре интервью (памятка для обучающихся).
- Любое сочинение всегда пишут сначала на черновике!!!
I. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.
II.
1. Наметьте тему беседы. В соответствии с ней составьте вопросы, продумайте их последовательность.
2. Проведите беседу, запишите ее основное содержание.
3. Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его.
III. Напишите вступление и заключительную часть.
IV. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите добавления, изменения.
V. Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова благодарю, до свидания, здравствуйте.
VI. Аккуратно перепишите сочинение.
2. Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью.
Здравствуйте, благодарю, до свидания, как вы думаете, каково ваше мнение, какова ваша точка зрения, как вы считаете, спасибо большое.
Повторяем термины.
1. Диалог – разговор между двумя или нескольким лицами.
2. Монолог – речь, в отличии от диалога, обращение к самому себе, слушателям.
3. Беседа – разговор, обмен мнениями.
4. Обращение – слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.
5. Реплика - это ответ, выражение, замечание на слова собеседника, говорящего.
- Особое внимание хочу обратить на 5 пункт, в котором говорится о знаках препинания при обращении и диалоге.
- Что такое ОБРАЩЕНИЕ и как оно выделяется на письме? (Подсказка в памятке)
Ответ: Обращение – это слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью. Обращение на письме выделяется запятыми.
- Запишем примеры предложений с обращениями (3 примера, 3 человека по очереди записывают их на доске):
Здравствуйте, Анна Васильевна!
Дорогой Иван Степанович, я очень тому, что Вы согласились со мной побеседовать!
Всего Вам доброго, Елена Сергеевна!
- А теперь вспомним, что такое диалог и как правильно он оформляется на письме.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
- Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. И называются они репликами.
- Давайте прочитаем определение термина «реплика» в ваших памятках (Саша А.).
Реплика – это …
- Какой знак ставится перед каждой репликой?
Тире.
- Верно. Я хочу напомнить вам, что если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.
СЛАЙД 6
- Гей, добрый человек!- закричал ему ямщик.- Скажи, не знаешь ли, где дорога?
- Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе, - отвечал дорожный,- да что толку?
- Послушай, мужичок,- сказал я ему, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега?
- А теперь давайте прочитаем по ролям образец интервью ученицы 8 класса с её бабушкой. (______________)
Интервью с бабушкой, которая всю жизнь проработала учителем.
Интервью взяла Астахова Анна, ученица 8 класса
В мире существует множество различных профессий.
В моей семье профессии у всех разные, и работа у каждого интересная. Но больше всего мне нравится профессия моей бабушки, она трудится в школе преподавателем математики.
Я очень люблю, когда бабушка рассказывает о своей работе. И поэтому, выполняя школьное задание, я решила задать несколько вопросов именно ей:
- Бабушка, сколько лет ты работаешь в школе?
- В этом году будет уже сорок!
- Нравится ли тебе твоя работа?
- Трудновато, но все равно нравится. Я уже семь лет на пенсии, но не могу покинуть школу, потому что она мой второй дом.
- Расскажи, почему тебе нравится работать в школе.
- Во-первых, с молодым поколением всегда молод душой, всегда весело.
- Во-вторых, чувствую себя ответственной за их будущее. Главное в нашей работе – привить с молодых лет в детях стремление к знаниям, интерес ко всему новому, неизвестному, сформировать уже с детства личность человека.
- Трудно тебе расставаться с выпускниками?
- Конечно, ведь я их учу с пятого класса. На выпускном вечере я не могу сказать и слова, слёзы катятся из глаз. Ученики становятся для меня родными.
- Что трудного в твоей работе?
- Трудно учить, готовить учеников к экзаменам, потому что очень переживаешь за них.
В школе я с восьми утра до восьми вечера. А потом ещё бегу в вечернюю школу.
Домой прихожу часов в десять. Все нормальные люди после работы дома отдыхают, а я проверяю тетради, составляю планы работы на завтрашний день. Конечно, мне трудно!
- Почему же ты выбрала профессию учителя?
- Потому, что школа – это моё призвание.
Я очень горжусь своей бабушкой и благодарна ей за её Великий Труд!
- Проанализируем коротко данный образец сочинения-интервью. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
- Есть ли у него название?
- Указывается ли, кто и у кого берёт интервью?
- Есть ли в сочинении вступление? О чём в нём говорится?
- Есть ли заключение, о чём в нём говорится?
- Ребята, при написании домашнего сочинения некоторые из вас могут взять это интервью за основу.
6. Рефлексия
- Ребята, многие из вас читали интервью с интересными людьми в газетах. Журналах или смотрели по телевидению. Чем интересен этот жанр?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
7. Домашнее задание
- Выберите из трёх заданий одно (третье задание для слабых учеников), то, которое вам больше нравится, и напишите сочинение в жанре интервью, соблюдая все правила, с которыми мы сегодня познакомились и которые повторили.
Задание 1: Представьте себе, что вам нужно взять интервью у какой-либо известной личности, продумайте вопросы и ответы и напишите сочинение.
Задание 2: Попробуйте взять интервью у человека, которого хорошо знаете. (Это могут быть учителя и ученики нашей школы).
Задание 3 (для слабых учеников): Используя образец сочинения из раздаточного материала, возьмите интервью у родителей или бабушек с дедушками и напишите сочинение.
Урок закончен. Спасибо за работу. К следующему уроку приносите готовые сочинения интервью.