Цель: профилактика межличностных конфликтов.
Задачи:
- развитие коммуникативных компетенций;
- развитие навыков сотрудничества;
- создание дружеской атмосферы в классе.
Участники: учащиеся 3-4-х классов начальной школы (9-10 лет).
Форма работы: групповая.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материалы к занятию: клейкие листочки (стикеры), ватман, бумажные заготовки варежек, карандаши, фломастеры, ручки, бумага, карточки для жеребьевки, распечатанные на листах А4 правила дружного класса («внимание», «умение слушать», «умение договариваться», «доброжелательность»), магниты, песочные часы.
Ход занятия
Ведущий. Ребята, вы много времени проводите вместе в школе. И, согласитесь, приятно учиться в дружном классе, где никто никого не обижает, где нет ссор и конфликтов, где к каждому ученику относятся по-доброму. Сегодня мы с вами обсудим некоторые правила, выполняя которые, можно с уверенностью сказать: «Мы – дружный класс».
Упражнение № 1 «Внимание к другим»
Материалы: бумага, ручка для каждого ученика.
Дети разбиваются на пары и в течение полминуты внимательно и дружелюбно рассматривают друг друга. Затем поворачиваются в разные стороны и письменно отвечают на вопросы ведущего:
1. Какого цвета глаза у вашего соседа?
- Какого цвета волосы?
- Есть ли на лице родинки?
- Есть ли на руке часы?
- Есть ли на одежде пуговицы?
- Какого цвета обувь?
Закончив задание, участники поворачиваются друг к другу и проверяют правильность своих ответов.
Ведущий. Вы выполнили это задание для того, чтобы оценить свою внимательность, так как быть внимательным к своим товарищам – это одно из правил дружного класса. Однако важно внимательно относится не только к тому, как человек выглядит, но и к тому, что он думает, чувствует.
Ведущий прикрепляет на доску первое правило - лист с напечатанным словом «ВНИМАНИЕ».
Упражнение № 2 «Умение слушать»
Материалы: песочные часы на 1 минуту, карточки для жеребьевки.
Ведущий разбивает детей на пары с помощью жребия. В течение одной минуты один ученик из пары рассказывает соседу о своем хобби. Задача другого – внимательно слушать. Затем дети меняются ролями.
Ведущий. Умение слушать позволяет нам лучше понять другого человека, больше узнать о нем. А вы узнали сейчас что-то новое о своих одноклассниках? Поднимите руки те, кому это удалось? Поднимите руки те, кому было приятно что-то рассказывать о себе, когда тебя внимательно слушают?
На доску прикрепляется второе правило: «УМЕНИЕ СЛУШАТЬ».
Упражнение № 3 «Умение договариваться»
Материалы: вырезанные из бумаги силуэты варежек, цветные карандаши, фломастеры, карточки для жеребьевки.
Ведущий разделяет детей на пары с помощью жребия. Каждая пара получает по два вырезанных силуэта варежек. Задача участников – украсить варежки узорами или рисунками так, чтобы они стали одинаковыми, не отличались друг от друга.
Ведущий. Поднимите руки те пары, кому удалось справиться с заданием? Молодцы! Значит вы сумели договориться. А это – еще одно правило дружного класса.
Ведущий вешает на доску третье правило: «УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ».
Упражнение № 4 «Доброжелательность»
Материалы: ватман, клейкие листочки (стикеры), ручки для каждого участника.
Ведущий разделяет детей на пары с помощью жребия. Прикрепляет на доску четвертое правило «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ».
Ведущий. Еще одно правило, которое мы рассмотрим – это быть доброжелательным. Слово «доброжелательный» состоит из двух слов «добро» и «желать», то есть доброжелательный человек желает добро другим. Напишите на листочке доброе пожелание своему однокласснику, с которым вы оказались в паре, начав пожелание с обращения к нему (например, Вася Иванов, желаю тебе хорошего настроения!).
После выполнения задания дети по очереди подходят к прикрепленному на доску ватману и приклеивают на него свои листочки с пожеланиями.
Подведение итогов
Ведущий. Посмотрите на доску. Внимание, умение слушать, умение договариваться, доброжелательность. Эти нехитрые правила, если их соблюдать, помогут вам стать дружным классом!