Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с признаками местоимения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Задачи урока:
- Дать определение местоимения как части речи в соответствии с морфологическими признаками; определить роль в предложении и речи данной категории слов
- Способствовать развитию познавательных процессов
- Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
- Развитие коммуникативных компетенций
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представлений о местоимении, как части речи;
- знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
- овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу и информацию, полученную на уроке;
- уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.
Регулятивные:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и учеников в роли контролёров.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
- развитие самостоятельности;
- развитие интереса к изучению русского языка.
Средства обучения:
- учебник «Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. -175с
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь.
Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думают, что учителя к ним излишне стрОгИ.
Я думаю, что к концу нашего урока первых из вас будет значительно больше.
Сегодня к нам пришли гости. А гостей встречают с улыбкой. Повернитесь и улыбнитесь им.
II. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня я предлагаю провести урок-исследование, Первое открытие, которое вы должны сделать – определить тему урока, а что будет объектом исследования, вам предстоит угадать. Отгадку можно будет произнести хором.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это без сомнения
Всё…. (местоимения.)
- Верно. Это небезызвестное вам местоимение. Запишите в ваших исследовательских журналах дату и тему сегодняшнего урока: «Местоимение как часть речи».
Работа с термином. Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название? Сегодня теоретиком, который провёл самостоятельное исследование, будет Женя, она подготовила этимологическую справку о происхождении слова «местоимение».
Ученица: «Слово МЕСТОИМЕНИЕ на латыни звучало так – “pronomen”. Оно состояло из двух слов: предлога про-, что в переводе означало «вместо» и существительного нОмен, что означало «имя», то есть местоимение буквально означает «вместо имени».
Учитель. Спасибо. Ребята, как вы думаете, вместо каких имён использовалось местоимение? (ответы) Да, вы СОВЕРШЕННО правы, вместо имен существительных, имен прилагательных и имен числительных.
Вот вы и сделали второе открытие. Какое? Кто догадался? Местоимения употребляются вместо имен существительных, прилагательных числительных.
Правильно. Молодцы. В хоккее, например, когда устают основные игроки, тренер меняет их на запасных. Местоимения так же, как и запасные игроки, заменяют в предложениях имена существительные, имена прилагательные, числительные.
Ребята, любое исследование проводится на базе уже изученного материала, поэтому прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним, что мы уже знаем о местоимении. А поможет нам в этом проверка домашнего задания. Дома вы должны подготовить вопросы по изучаемой теме. И сейчас я предлагаю вам задать их друг другу. Напоминаю, что ответы должны быть полными. (первый вопрос задаю сама)
Хорошо, Молодцы. В 6 классе местоимение тоже изучается, но подробнее, глубже. В тетради для опорных схем у мы с вами начертили таблицу, в которой дома следовало заполнить первую колонку: «Что мы знаем о местоимении». Прочитайте, что вы вспомнили и записали.
(Учащиеся читают содержание 1-й колонки)
С темой урока мы определились, попробуем поставить цели.
Попробуйте сформулировать по каждому пункту вашей таблицы вопросы о том, что бы вам ещё хотелось узнать о местоимении и запишите их в графу «хотим узнать». Обсудите эти вопросы друг с другом.
Давайте вспомним основное правило работы в парах и группах.
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
- Итак, каковы цели нашего урока? (Учащиеся ставят цели урока.)
Что мы хотим узнать |
Что мы узнали |
|
1. Местоимение – самостоятельная часть речи, указывает на предметы, но не называет их. | 1. Что обозначают местоимения? Только ли на предметы указывают местоимения? |
1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Заменяют имена сущ-ые, имена прил-ые и числит-ые. |
2. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. |
2. Только личными бывают местоимения? Имеют ли местоимения ещё какие-нибудь постоянные признаки? |
2. Местоимения бывают не только личными. Имеют 9 разрядов. |
3. Местоимения изменяются по числам и падежам. | 3. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам. Как ещё могут изменяться местоимения? | 3. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, изменяются по родам и числам. |
4. В предложении местоимения могут быть подлежащими и дополнениями. |
4. Могут ли местоимения быть и другими членами предложения? |
4. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. |
Ну что ж, цели нашего урока определены, а вот третий столбик вы заполните дома, это и будет вашим домашним заданием. Продолжим наше исследование.
Откройте учебники на 64-й странице. Прочитаем материал для самостоятельных наблюдений.
Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся настоящая весна.
- Какое из выделенных местоимений указывает на предмет? Какие – на признак? а какое – на количество? На какие вопросы они отвечают?
Открытие 3. Местоимение указывает не только на предметы, но и на признаки, и на количества, но не называет их. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который мы могли бы задать к той части речи, которую оно заменяет.
Итак, первая цель нашего урока достигнута. Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка под песню «Я, ты, он, она – вместе целая страна…»
Следующая цель – определение морфологических признаков.
Нас интересует вопрос: «Как могут изменяться местоимения?»
Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся настоящая весна.
Давайте на примере выделенных местоимений попробуем разобраться в этом вопросе.
Выпишите выделенные местоимения вместе с теми словами, к которым они относятся. Определите морфологические признаки местоимений.
Работаем в парах (!!!)
Она( ж.р., ед.ч.,им.п.) вступит
Свои( вин.п., мн.ч.) права
Такая (ед.ч., им.п., ж.р.) погода
Несколько (вин.п.) дней
Вот мы совершили уже 4-е открытие. Какое? (Местоимения изменяются по падежам. Некоторые местоимения изменяются также по родам и числам.)
Учитель. Хорошо. Следующей целью будет определение синтаксической роли местоимений.
Выполним упражнение №434. Кто хочет самостоятельно поработать у доски над синтаксическим разбором предложения? Над морфологическим разбором? Над морфемным? А мы работаем над определением синтаксической роли выделенных местоимений, но прежде назовём виды орфограмм на месте пропусков.
(Ребята называют виды орфограмм на месте пропусков, затем приступают к определению синтаксической роли выделенных местоимений). Затем один из учеников проверяет написанное у доски.
!!! Вот мы и совершили 5-е открытие. Какое? Местоимения обычно бываю подлежащими, дополнениями и определениями.
Учитель. Замечательно. Вы славно потрудились. Сейчас обобщим нашу теоретическую часть и составим кластер. Каждая группа представляет свою графическую схему. Работаем в группах.
Имеет ли местоимение постоянные признаки?
Вспомните, какие постоянные признаки есть у имени существительного (ответы), прилагательного и имена числительного?
- Имеют постоянные признаки и местоимения. Это лицо и разряд. Местоимения бывают 1 лица, 2-го и 3-го.
Как вы думаете, какие местоимения, к какому лицу относятся? (Группа 4)
(Один из учеников работал по карточке, распределяя местоимения и теперь отвечает на вопрос или группа слабых уч-ся)
Местоимения 1 лица указывают на говорящего или группу людей, в которую входит говорящий. Это местоимения – я, мы.
Местоимения 2 лица ты или вы. указывают на собеседника или на собеседников.
Местоимение «вы» может указывать как на группу собеседников, так и на одного собеседника.
– В каком случае оно указывает на одного?
Местоимения 3 лица – он, она, оно, они - указывают на того, о ком говорят.
Такие местоимения называются личными. Это хорошо нам знакомые местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Такие местоимения заменяют существительные и указывают на людей или предметы.
Второй постоянный признак местоимения – это разряд. Их у местоимений 9. Мы часто представляем себе местоимения ошибочно, Ну, например, считаем, что их не так уж и много, и их легко узнать, полагаем, что местоимения – это я, ты, он, мы, ваш, свой и ещё несколько слов… Но на самом деле реальность выглядит примерно вот так.
Итак, какими же могут быть местоимения?
Итак, заполним графу «постоянные признаки местоимений».
III. Подведение итогов
Учитель: Итак, ребята, давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке о местоимении? (Местоимения не называют предметы, признаки, количество, а только указывает на них. Существует девять разрядов местоимений. Местоимения изменяются по падежам, а некоторые и по родам и числам. В предложении местоимение выполняет роль подлежащего, дополнения или определения)
А для чего же они нам нужны? (Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений. Они являются средством грамматической святи предложений в тексте. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной.
Учитель. Ну что ж, наш урок подходит к завершению, и мы должны подвести итог.
(на экране)
Интерес – что интересно было на уроке?
Творчество – какие элемент творчества были на уроке?
Обучение – чему вы научились?
Главное – что сегодняшний урок дал мне?
Молодцы! Я вижу, что вы настоящие увлеченные исследователи, любящие открывать новое.
Может, вы тогда и задачу решить сможете?
Я+Я+Я+Я = ? (МЫ)
Сегодня у нас все получилось, потому что мы были единой командой, работали все вместе.
«Я, ты, он, она – вместе – дружная семья»! Не забывайте об этом!
Домашнее задание
Чтобы закрепить ваши знания, даю домашнее задание: заполнить третью колонку таблицы №1.