Значение обучения грамоте дошкольников. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по обучению грамоте (образовательная область: Речевое развитие). Тема: «Путешествие в лесную школу»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, обучение грамоте, гласные звуки, согласные звуки


Цель: закрепление произношения звуков, их дифференциация. Формирование интонационной выразительности речи, воспитание умения пользоваться разной силой голоса, четкой дикцией. Обучение анализу звукового состава слова.

Задачи: освоение детьми действия звукового анализа слова, определение последовательности звуков в слове «роза», построение модели слова, закрепление твердой и мягкой фонемы звуков в игре «Назови братца», закрепление умения делить слова на слоги в игре «Построим пирамиду», закрепление умения детей называть слова на заданные воспитателем звуки определенной тематической направленности, развитие фонематического слуха.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: Картинка - схема слова «роза», фишки красного, синего, зеленого цветов, картинка с изображением Мудрой Совы, телеграмма, крупный строитель (для изображения мостика), домик-пирамида, сундучок с картинками.
  • Раздаточный материал: схемы четырехзвукового слова, фишки красного, синего, зеленого цветов (по три на каждого ребенка)

Этапы деятельности

Содержание

1. Мотивация

– Ребята, я сегодня получила телеграмму от учительницы лесной школы Мудрой Совы. Она нас приглашает в свою школу. Отправимся?
– Школа находится на поляне. Чтобы попасть туда, нужно пройти по мостику, а для этого надо назвать братца звука.
– Я называю большого братца (твердый звук), а вы мне маленького (мягкий звук).
– Вы помните, как звучит большой братец (ответы детей)
– А маленький? (Дети по очереди подходят к мостику, воспитатель называет твердый согласный звук, а дети его пару – б – бь, м – мь, к – кь, с- сь, в- вь).
Когда пройдет половина детей, задание меняется, воспитатель называет мягкий согласный звук, а дети – твердый.

2. Постановка цели

– Отгадайте загадку и скажите, какие звуки живут в слове отгадки.
Красотой наделена,
Ароматна и нежна,
Стебель длинный,
Весь в шипах — королева цветника! (ответы детей)

3. Самостоятельная работа

– Присаживайтесь на свои места и положите перед собой схемы.
– Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему? (ответы детей)
– Правильно, здесь четыре клеточки, значит в слове четыре звука.
– Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет в этом помогать. (показать как вести указкой под клеточками и произносить слово).
– А теперь попробуем прочитать так же.
– Послушайте, как в слове звучит первый звук – «ррроза» (проводим указкой под схемой, задерживая указку под первым звуком).
– Повторите слово, выделяя голосом этот звук.
– Первый звук – «Р», в первом доме живет звук «Р».
– Произнесите звук «Р».
– Что мешает нам произносить его – язычок и зубы. Какой вывод можно сделать? (ответы детей).
– Это согласный звук.
– Какой он – твердый или мягкий? (ответы детей)
– Каким цветом мы обозначаем твердые звуки? (ответы детей).
– В какой домик по счету кладем мы синюю фишку?
– Послушайте, как звучит второй звук «рОООза». (Читаем слово, задерживая указку под вторым звуком).
– Правильно, это звук «О». Скажите слово так, чтобы мы услышали второй звук – (двое – трое детей произносят слово с интонационным выделением звука).
– В каком по счету домике живет звук «О»? (ответы детей)
– Попробуем произнести его О-О-О.
– Мешает ли что-либо произносить нам этот звук (ответы детей).
– Нет, воздух идет свободно, это волшебный звук.
– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (ответы детей).
– Ставим звук «О» во второй домик.
– Отгадайте, какой идет следующий звук в слове после звука «О» - «роЗЗЗа».
– Какой это звук (ответы детей).
– В какой по счету домик его необходимо отправить? (ответы детей)
– Какой четвертый звук в слове «розААА»? (ответы детей)
– Гласный это или согласный звук? (ответы детей).
– Гласный. Почему? Какого цвета мы возьмем фишку? Красного. (попросим ребенка поставить фишку в четвертый домик).

4. Совместная работа

– А теперь поиграем в игру «Живые звуки».
Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки.
– Какой второй звук в слове «роза»? (кто из детей первым отгадывает загадку, тот исполняет роль звука в слове).
– Какой первый звук, третий, четвертый?
А теперь составьте слово «роза».
– Правильно ли ребята составили слово? (ответы детей).
– Звук «Р» - назови слово, которое начинается со звука «Р».
– Звук «З» - назови своего братца.
– Звук «О» - покружись на месте.
– Звук «А» - попрыгай на одной ножке. Молодцы, звуки, справились с заданиями.
– Поставьте звуки в свои домики и присаживайтесь. (Дети убирают фишки со схем в том порядке, в котором им скажет воспитатель).
Физкультминутка
– Ребята в дупле дуба, где живет Мудрая сова, находится волшебный сундучок (Достает его и показывает детям).
– Чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок!» (дети повторяют).
– Мудрая Сова приготовила нам картинки для игры. (Воспитатель подходит к каждому ребенку, и ребенок достает картинку).
– Из этих картинок мы будем строить пирамиду.
– Наверху – слова-картинки, в названии которых 1 слог, в середине слова из двух слогов, а внизу – из трех слогов.
– Как мы узнаем, сколько в слове слогов? (ответы детей).
–А теперь выходите ко мне (дети определяют свои картинки на пирамиде).
– Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно и подкрепиться. Мудрая Сова приготовила нам обед, а вы должны назвать блюда и продукты, в названии которых есть звук «с» или «сь» (дети называют слова – названия блюд и продуктов, за что получают фишки). Определяется победитель игры.

5. Рефлексия

– Ребята, какое новое слово мы с вами сегодня разбирали? (Роза).
– Какие задания Мудрой Совы вам понравились? (ответы детей).
– Придумайте к следующему занятию задания для Мудрой Совы. Мы их вместе выполним.
– Вы все сегодня молодцы. Пора возвращаться из лесной школы в детский сад. Давайте встанем около своих стульчиков и произнесем волшебные слова: «Вокруг себя мы повернемся и садик наш родной вернемся!» Вот мы и снова в нашем любимом детском саду.