Воспитание детей – это не милая забава,
а задание, требующее тяжёлых переживаний,
бессонных ночей и много мыслей.
Януш Корчак
Введение
В настоящее время, существует проблема взаимоотношений родителей воспитанников и педагогов, родители чрезвычайно заняты работой, времени на общение с ребёнком не хватает, что приводит к тому что родители снимают с себя ответственность ссылаясь на нехватку времени, однако мы знаем, что согласно Закона «Об образование» ответственность за развитие и воспитание ребёнка несут в первую очередь именно родители и каким бы хорошим и умным не был воспитатель, он никогда не заменит ребёнку семью. Поэтому, так важно находить точки соприкосновения с родителями, педагог должен стать помощником, а не строгим наставником. Но как привлечь родителей к сотрудничеству, как показать им эту радость живого общения со своим ребёнком, как помочь родителю научиться понимать и чувствовать своё родное дитя. Так же, это требование о сотрудничестве и взаимодействии с родителями заложено и во ФГОС ДО п. 1.7 п. п. 6, п. 2.11.2 . Поэтому каждое образовательное учреждение находится в поиске таких форм. Наш педагогический коллектив строит свою работу в этом направлении несколькими способами:
- Привлечение семьи к образовательной деятельности. Это посильное участие в занятиях, конкурсах и выставках, мероприятиях детского сада и.т.п. Очень хорошо зарекомендовал себя проектный метод, так как в этом случае дети обращаются за помощью к родителям, они включаются в деятельность и когда приходит время презентации проекта родители с удовольствием приходят посмотреть на результаты деятельности своих детей.
- Изучение семьи. Разнообразные формы изучения удовлетворённости родителями услугой дошкольного образования (анкетирование, опросы, мониторинги и пр.). Посещение семьи дома с целью изучения условий воспитания детей дома. Анкетирование и опросы с целью изучения компетенции родителей по различным направлениям образовательной деятельности и пр.
- Информирование семьи. Это создание открытого информационного пространства в ДОО: оформление стендов, папок –передвижек, информационных бюллетеней и пр. по организации образовательной деятельности в ДОО по разнообразным направлениям, публикации на официальном сайте ДОО о деятельности учреждения, проведённых мероприятиях, в.ч. консультирование. Информирование семьи проводится как средствами печати, так и в словесной форме.
Интегрирующим все эти направления взаимодействия с семьёй, в той или иной степени является издательская деятельность. В большей степени, конечно именно информирование семьи через газету детского сада обеспечит открытость информационного пространства ДОО. Но нужно отметить, что именно газета является неплохой мотивацией для привлечения родителей к образовательной деятельности. Газеты с публикациями охотнее разбирают те родители, чьи фотографии попали в номер. Через газету удобно проводить опросы, размещать объявления и консультации, конечно много зависит от тиража, но воспитанники детского сада всегда с интересом рассматривают газетку и просят родителей взять себе номер. Родители сами могут стать авторами статьи, либо разместить отзыв, благодарность, поздравление и пр., что несомненно сближает пед. коллектив и родителей воспитанников, повышает их уровень осознанного отношения к воспитанию детей.
Такого рода деятельность в детском саду не является обязательным, содержание и дизайн газеты - инициативное и творческое право его авторов. Тем не менее, существуют профессии журналиста, дизайнера, редактора и для того чтобы газета в детском саду обеспечивала поставленные издателями цели и задачи необходимо продумать всё до мелочей и изучить хотя бы азы издательской деятельности. В нашем детском саду газета «Солнечные новости» издаётся уже два года и я представляю опыт нашего пед. коллектива, будем рады если вам-коллеги он пригодится.
Рекомендации по организации в ДОО издания газеты.
1. Первое с чего мы начали, это формирование творческой группы. Да, именно творческой группы, а не локальных актов, регламентирующих издательскую деятельность. Потому что люди-это главный ресурс в любом деле и если нет желающих воплощать задуманное локальные акты мало чем помогут. Но нужно отметить, что уже на этом, первоначальном этапе руководитель ДОО должен знать, что его работники задумали что-то новое, возможно даже инновационное для вашего детского сада.
2. Далее с инициативной группой мы изучили ресурсы и провели проблемный анализ. И когда мы убедились, что наше учреждение способно осуществить такого рода деятельность, тогда началось формирование локальных актов. Подробнее об этом в следующем пункте. А в процессе обсуждения у нашей творческой группы возникли следующие вопросы и ответы:
Сразу скажу, что этот вариант приемлем конкретно для нашего детского сада, ваше право провести анализ по своим возможностям и проблемам. Конечно, много вопросов возникало и по ходу работы, но анализ дал нам возможность предусмотреть основные проблемы.
Проблемы |
Как решить проблему |
Возможности |
Как усилить возможности |
Участников творческой группы нужно будет поощрять и мотивировать. |
Денежные поощрения возможно за счёт премиального фонда. Благодарственные письма на уровне ДОО. Дополнительные баллы к аттестации. Благодарности на уровне района и выше в случае распространения опыта работы на муниципальном уровне и выше. |
Имеется группа единомышленников, желающих заниматься издательской деятельностью |
Поддерживать творческую группу материально и морально. |
Отсутствие цветного принтера в ДОО |
Можно распечатывать газету в фотоцентре города. |
Имеется компьютерная программа Microsoft Publisher |
Изучить опыт коллег (один детский сад в нашем городе издаёт газету в этой программе) |
Нет финансирования на цветную печать |
Издавать газету тиражом под заказ, т.е. распечатывать газету только тем, кто может оплатить печать. За оформление, вёрстку и пр. плату не взымать. Газету не издавать объёмной, что бы не стоимость печати была не велика. |
Опросы показали, что большая часть сотрудников и родителей готовы оплатить небольшую сумму за газету для себя. |
Приобретение газеты будет только добровольным. |
Кратность издания газеты неизвестна. |
Издание газеты 1 раз в квартал. Такая частота не даст угаснуть интереса к газете и не будет обременительна в финансовом обеспечении. |
Газета будет является своеобразным отчётом и архивом по выполненным мероприятиям в ДОО. |
Кратность 1 раз в квартал - этого оптимальный вариант. Наше право корректировать кратность тиража. |
Нужны фотокорреспонденты |
Каждый воспитатель может фотографировать свою группу. А фоторедактор (член творческой группы ) будет редактировать фотографии. |
Фотоматериал легко собирается, в ДОО есть фотоаппарат, есть личные телефоны с фотокамерой. |
Нужно провести консультацию и мастер класс для воспитателей по азам фото мастерства. Об этом можно договорится со знакомым фотографом. |
Кто будет писать статьи? Редактировать фото, распечатывать и пр. |
Распределить обязанности среди членов творческой группы. Всю издательскую деятельность регламентировать локальными актами, утвердить их у руководителя ДОО. |
Издательская деятельность трудное, но интересное дело, весь пед. коллектив поддержал идею и заинтересовался. |
Нужен человек, который будет постоянно поддерживать идею и творческую группу. С этим справится руководитель творческой группы. |
3. Подготовка и утверждение локальных актов:
- Положение о газете (см. в приложении № 1). https://goo-gl.ru/5rmA
- Приказ о составе творческой группы.
4. Ознакомление коллектива ДОО о предстоящей инновационной деятельности.
Деятельность творческой группы по изданию газеты:
Обсуждение дизайна газеты.
Мы использовали программу Microsoft Publisher, она проста в использовании, не занимает много места на компьютере, если вы знакомы с программой Pover Point, то легко освоите её. Программу можно бесплатно её скачать из Интеренета.
Обсуждение рубрик и содержания газеты. Наш детский садик малокомплектный, поэтому мы решили, что рубрик у нас не будет, но с каждой группы будет публиковаься статья.
На титульной странице, помимо названия и номера газеты, кто является издателем и пр. должна размещаться общая фотография детей с какого-то мероприятия и анонс статей. Это своего рода приветствие, поэтому ещё мы помещаем небольшое стихотворение, высказывание, либо поздравление (если фотография была с праздничного мероприятия), например:
Любите детство!
Поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт.
Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте
когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?
Жан-Жак Руссо
Это наш выбор, вы можете придумать свой вариант. Рубрики могут быть такие: «Наша спортивная жизнь», «Искусство-детям», «Учимся говорить правильно» и пр.
- На разворотах газеты, обязательно с каждой группы, размещаются статьи об интересных мероприятиях, событиях, прошедших за предыдущий период. Часть новостной статьи может включать консультацию. Мы сознательно пошли на такую комбинацию, так как все знают, что мало кто из родителей читает объёмные консультации, а небольшие включения с рекомендациями будут прочитаны. Например: в статье о том, что воспитатели изготовили для детей разнообразные пособия на развитие моторики рук мы включили разъяснения о том, как важно развивать моторику и как это можно сделать дома. (Рекомендации о том, как написать статью см. в Приложении № 2). https://goo-gl.ru/5rmA
К статье обязательно прилагаются фотографии. (Рекомендации о том, как правильно фотографировать см. в Приложении № 3) https://goo-gl.ru/5rmA
Также в Приложении № 4 размещены несколько наших статей для ознакомления. https://goo-gl.ru/5rmA
- Последняя страничка называется «Детская» там размещается занимательный материал для детей, либо для родителей для занятий с детьми. На этой же страничке размещается колонка о тех, кто работал на выпуском газеты.
Чек-лист для творческое группы по созданию номера газеты:
- Изучить тематические и перспективные планы групп на предстоящий период (в нашем случае это квартал).
- Провести беседы с воспитателями групп о том, какие творческие идеи и задумки они предполагают. Например, участие детей в конкурсе, работа в проекте, обновление развивающей предметно-пространственной среды, проведение мероприятия в какой-то интересной форме (квест, поход, досуг, маршрутная игра и пр.) и пр.
- Обозначить предполагаемые сроки проведения мероприятия.
- Договориться о том, кто из воспитателей сфотографирует мероприятия.
- По мере проведения мероприятий собрать весь имеющийся фотоматериал.
- Отобрать качественные, содержательные фотографии.
- Придумать названия к статьям.
- Подобрать дополнительный материал к статьям (рекомендации для родителей, стихотворение либо высказывание на титульный лист, занимательный материал на «Детскую страничку» и пр.)
- После того как мероприятие состоялось, опросить родителей и сотрудников детского сада, желает ли кто-то разместить в газете свой материал ( отзыв, благодарность, поздравление, информацию и пр.)
- Написать тексты статей.
- Приступить к вёрстке газеты.
Заключение
В завершение хочется сказать, что издательская деятельность – дело трудоёмкое, но увлекательное. И дети и взрослые рады выпуску газеты и с удовольствием разбирают все до единой, иногда не хватает и тогда мы допечатываем дополнительные экземпляры. Родители наших воспитанников теперь в курсе все наших дел и имидж детского сада повышается. Родители с желанием откликаются на предложения принять участие в каком-то мероприятии, ведь газетку с публикацией можно оставить себе на память. Писать статьи нелегко, нужно кратко, ёмко и интересно осветить новость, включить туда что-то полезное. Мы наблюдаем как родители читают газету, когда дожидаются ребёнка пока он кушает, а значит родитель узнал что-то интересное и нужное для себя. Для воспитателей, газета - возможность осветить свою деятельность и использовать публикацию для аттестации. И наконец просто останется память, ведь каждое мероприятие в детском саду-это замечательное событие! А для нас – работников детского сада, дошкольное образование — это вечный праздник, потому что мы любим детей и нашу работу!
Надеемся, что наши рекомендации помогут вам наладить издательскую деятельность в ДОО. Сделайте это и не пожалеете!