Одно из требований ФГОС – научить школьника работать с разными видами текстов, извлекать из них информацию, уметь её перерабатывать, строить монологическое высказывание по материалу текста, структурировать своё устное выступление или сочинение. Это метапредметные задачи, они решаются на всех уроках школьного курса, в том числе и на уроках иностранного языка.
Несколько лет подряд участникам заключительного этапа Всероссийской олимпиады по французскому языку предлагалось составить устный монолог по несплошному тексту – инфографике. В несплошном тексте информация передается разными способами: в виде таблиц, графиков, схем, плакатов, рекламных постеров, инструкций. Со подобными текстами нам часто приходится сталкиваться в повседневной жизни.
В данной статье рассматриваются вопросы формирования устной монологической речи учащихся 8-9 класса с уровнем знания языка В1+ на уроках французского языка. Учащимся предлагаются инфографики, по которым с помощью учителя ученики составляют своё устное монологическое высказывание. Совсем необязательно этой работе посвящать отдельные уроки. В статье приводятся фрагменты уроков, на которых в течение 20-25 минут (в зависимости от подготовки группы) школьники учатся читать и понимать несплошной текст, расширяют запас лексики и создают свой монолог по плану, предложенному учителем.
Первое занятие – 20 минут
Цель: познакомиться с жанром инфографического документа в ходе анализа, изучить его строение, выделить значение элементов (цифры, шрифт, цвет…).
Введение (разъяснение цели занятий, ознакомление учащихся с форматом проведения Всероссийской олимпиады школьников и особенностями проведения конкурса устной речи). |
3 минуты |
Преподаватель знакомит учащихся с форматом инфографического документа на примере инфографики №1 и предлагает его учащимся для коллективного описания. Для этого он выводит на экран выбранный инфографик и вопросы, ответы на которые помогут описать и проанализировать предложенный документ. |
4 минуты |
Учащиеся по очереди отвечают на предложенные вопросы, составляя коллективное описание фотографии. В процессе ответов на вопросы учащиеся рассуждают, дополняют и уточняют ответы одноклассников и записывают новые слова и обороты речи. |
13 минут |
Инфографик №1
Источник: DELF ACTIF Niveau B1, Anna Maria Crimi et Gisèle Agnello, 2011 ELI, стр.140
Questionnaire
- Quel est le titre de l’infographie? Comment est-il formulé (affirmation, exclamation, question) ? Où est la réponse à cette question ?
- Pourquoi il y a plusieurs réponses à cette question ?
- Sous quelles formes ces réponses sont présentées ? (chiffres, images, flèches)
- Images : énumérez d’abord les objets représentés. Qu’est-ce qu’ils ont en commun ? Est-ce qu’on se sert souvent de ces objets ? En quoi sont-ils différents ? Sont-ils faits de la même matière ou des matières différentes ?
- Quel rapport existe entre ces objets et les chiffres à côté ?
- Outre les chiffres, qu’est-ce qui aide aussi à représenter la durée de vie de ces déchets ? Comment la longueur et la couleur des flèches sont liées aux chiffres ? Comment change l’intensité de couleur de haut en bas ? Qu’est-ce que cela transmet?
- Pourquoi l’accroissement de la quantité des déchets est dangereuse pour les humains et la nature ?
- Quelles sont les solutions de ce problème ? a) réduire ou renoncer à la consommation des objets non-compostables ; b) recycler.
- Quel est l’objectif de cette infographie ? A qui est-elle destinée?
- A quoi fait-elle réfléchir les contemporains ? Qu’est-ce qu’elle vous suggère, à vous?
Домашнее задание: письменно ответить на вопросы по инфографике №1, обсуждавшиеся устно в классе в рамках анализа инфографики:
1) Pourquoi le titre est formulé sous forme de question ? 2) Qu’est-ce que les objets représentés ont en commun et qu’est-ce qui les diffère? 3) Quel est le rapport entre les chiffres et les objets ? 4) Quel rôle jouent la longueur et la couleur des flèches ? 5) Quel est l’objectif de cette infographie ? 6) A qui est-elle destinée?
Второе занятие – 20 минут.
Цель: проанализировать образец анализа инфографика №2, коллективно составить план анализа инфографического документа, подготовить к самостоятельному описанию уже знакомой, разобранного на первом занятии инфографика.
План урока
1. Проверка домашнего задания. Преподаватель устно проверяет ответы нескольких учеников на вопросы домашнего задания, корректируя по ходу содержание и ошибки. |
5 минут |
2. Преподаватель показывает ученикам на слайде инфографик №2 и раздаёт распечатанный на каждого образец описания предложенного документа. |
2 минуты |
3. Вместе с преподавателем ученики читают и обсуждают содержание каждого абзаца, выделяя в них главную информацию и преобразуя её в отдельный пункт плана. В ходе разбора образца ученики могут подчёркивать, выделять информацию в предложенном образце, выписывать новую лексику. |
10 минут |
4. Преподаватель выводит на слайд получившийся в результате коллективного разбора план и отвечает на вопросы учеников. |
3 минуты |
Инфографик №2
Источник: https://i.pinimg.com/originals/1e/2f/4a/1e2f4a6f2969ddadc411274ad6b81a08.jpg
Образец устного комментария инфографика №2*
L’infographie intitulée «A chacun sa couleur!» porte sur le sujet du tri séléctif.
Sur l’infographie on voit quatre récipients de couleur différente. A côté de chaque dessin ces récipients sont représentés en vue réelle, et les dessins servent à démontrer leur contenu. A l’intérieur du chacun se trouvent les déchets divisés selon leur matière. La matière est inscrite au-dessus de chaque secteur des ordures.
En bas de l’infographie on voit une sorte du slogan « Trier c’est facile!», et tout cela évoque la question du triage des déchets.
Ainsi les déchets doivent être triés selon la matière dont ils sont faits, et la couleur des conteneurs et des sacs indique le récipient approprié pour ce type des ordures. C’est pour cela que l’infographie porte le titre «A chacun sa couleur!».
De cette manière, l’infographie représente une sorte d’instruction qui montre d’une façon spectaculaite et évidente, dans quelle poubelle il faut mettre des déchets composés d’une telle ou telle matière. En plus, l’émetteur de cette infographie souligne que le triage des déchets est assez facile à réaliser. C’est un geste simple quotidien qui permet désormais de recycler les déchets, de réduire ainsi les décharges publiques et, par conséquent, d’affaiblir notre impact négatif sur l’environnement.
On peut voir cette infographie notamment devant les poubelles dans des endroits publics pour rappeler aux gens dans laquelle il faut jeter tel ou tel objet. Elle peut paraître également en tant que publicité sociale dans le transport public ou à l’école pour familiariser les enfants avec cette pratique éco-conviviale.
Dans ce cas, cette infographie est destinée à un très large public, à tous les consommateurs.
План анализа инфографика
Comment analyser une infographie?
- Identifier le document (nature, titre, source, auteur, date de parution)
- Décrire le document:
- l’image (le message visuel): ( zone principale, couleurs...)
- le texte (le message verbal)
- Relier le message verbal au message visuel (Quel rapport existe-t-il entre le texte et l’image?)
- Dégager la problématique (Quel problème soulève-t-elle ?)
- Donner un commentaire :
- Quel est l’objectif de cette infographie ? Que souhaite-t-elle démontrer?
- Où peut-on trouver cette infographie? A qui est-elle destinée?
Дома - составить устный комментарий инфографика №1 по плану, разработанному в классе.
На третьем занятии можно предложить составить коллективное описание нового инфографика, придерживаясь общего плана. Преподаватель выводит на экран инфографик №3 и прилагающийся к нему вопросник. Ученики по очереди отвечают на вопросы, выписывают новую лексику в словарь. Затем преподаватель распределяет между ними пункты плана и предлагает в парах подготовить часть описания инфографика в соответствии с определённым пунктом плана. В качестве домашнего задания можно предложить устно подготовить полное описание инфографика №3 в соответствии с планом.
На четвёртом занятии можно познакомить обучающихся с образцом задания устного комментария инфографики и критериями его оценивания. Проверка домашнего задания осуществляется по критериям оценивания. Преподаватель спрашивает по очереди двух учеников устный комментарий инфографика №3, остальные вместе с преподавателем задают вопросы в части entretien, оценивают ответ одноклассников и выставляют баллы согласно критериям.
Дома учащимся предстоит подготовиться к итоговому занятию (просмотреть предыдущие презентации инфографиков, проработанных дома и в классе, повторить лексику, записанную на уроках по данной теме).
Пятый урок станет итоговым, на него надо отвести все 45 минут. Урок будет посвящен подготовке обучающимися устного монолога по незнакомому им инфографику (можно по вариантам) и затем представлению своих монологов.
* Инфографик №2 был адаптирован для обучающихся и частично не соответствует оригинальному документу, представленном на сайте.
Адаптирование материала под цель занятия и аудиторию является важным моментом при подготовке занятия. Учитель имеет право изменять исходный документ в зависимости от поставленной цели или принципа посильности и доступности для обучающихся. Информацией, которая не несёт основного содержания, или не подкрепляет, или повторяет уже обозначенные на инфографике идеи, можно пренебречь. В случае недостатка данных для понимания проблемы обучающимися или описания инфографика в исходном документе учитель имеет право её добавить.
Хорошо, если инфографики, разбираемые на всех занятиях, будут посвящены одной теме. Так, предложенные на 1 и 2 уроке инфографики связаны с актуальной проблемой экологии и грамотного сбора мусора. Это поможет решить ещё одну важную задачу: словарный запас учащихся, связанный с определённой темой, расширяется, и, находясь в рамках одной темы и единой лексической базы, обучающиеся обращают больше внимания на структуру и форму монолога, что облегчает задание на итоговом уроке – самостоятельно подготовить монолог.