Тренинговое занятие с подростками на тему «Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же»

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 6

Ключевые слова: тренинг, подростки


Цель: повышать компетентность подростка в сфере общения и формировать позитивное отношение ребенка к самому себе и окружающему миру.

Возрастная категория: 10-15 лет.

Ход занятия

1. Приветствие по теме «Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же»

Здравствуйте, меня зовут Ольга Алексеевна. Сегодня мы будем общаться с вами на тему: «Я - это я. Во всем мире нет никого в точности такого же».

Прежде всего, давайте поговорим о правилах в группе:

  • 1 правило - чем больше каждый из вас проявляет активность, тем больше он участвует в групповой работе и максимально возьмет для себя из этого занятия.
  • 2 правило – правильных и неправильных ответов здесь нет, каждый высказывает своё личное мнение;
  • 3 правило - не перебиваем друг друга. Если хотите, что-то сказать поднимаем руку, и Вам представится возможность ответить; каждый должен выразить свои чувства, мнения;
  • 4 правило конфиденциальности – рассказывать после тренинга о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы кому-то неприемлемо с точки зрения этики.

Тому, кто нарушит наши общие правила, нужно либо станцевать, либо попрыгать на одной ноге, либо рассказать стишок…..
Всем понятно? Приступаем?

2. Знакомство «Лунтик» (5 минут)

Цель: установление контакта, знакомство с группой.

Инструкция: «Думаю, многие из вас помнят мультфильм про Лунтика, который попадает на Землю с Луны и произносить фразу: «Я родился». Кто помнит? (спрашиваем ребят) Тогда я предлагаю вам рассказать о себе, то есть назвать своё имя и ответить на философский вопрос: «Я родился для того, чтобы…?» (слушаем ответы ребят, затем предлагаем свой ответ). Чтобы жить! Ведь это самое прекрасное! Чтобы быть, я ЕСТЬ в этом замечательном мире!

3. Упражнение «Идеальный, современный и «плохой» подросток» (10 минут)

Цель: проанализировать качества личности, повысить стремление развивать в себе положительные качества.

Инструкция: «Прошу всех участников разбиться на три подгруппы. Давайте посмотрим на список качеств личности (показываем список качеств личности, приложение 1). У каждого человека есть свои качества, они уникальны и могут проявляться в различных ситуациях. Прошу одного из участников подгруппы вытянут из «волшебной шляпы» задание и прочитать его своей группе.

  • Задание первой подгруппе.
    • Составьте портрет идеального подростка.
    • Напишите качества, какими он должен обладать.
  • Задание второй подгруппе.
    • Составьте портрет современного подростка.
    • Напишите качества, какими он должен обладать.
  • Задание третьей подгруппе.
    • Составьте портрет «плохого» подростка.
    • Напишите качества, какими он должен обладать.

Обсуждение:

- Как выдумаете у всех ли подгрупп найденные качества соответствуют тому или иному портрету?

- Какие качества можно было бы дописать (дополнить портрет) и почему?

- Какой портрет подростка вам не приятен?

4. Упражнение «Мамино ожерелье» (5-7 минут)

Цель: сплочение группы, двигательная разминка, развитие интерактивной и перцептивной сторон общения.

Инструкция: «Прошу всех образовать круг и взяться за руки. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (подростки ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе, кто у нас будет ювелиром? (выбираем ювелира). Задача ювелира соединить бусинки, то есть поймать одного из участников за руку, второго, не отпуская руки, поймать третьего и т.д., для того, чтобы образовать цепочку.

- Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!»

Обсуждение:

- Понравилось ли упражнение?

- Получилось ли собрать «мамино ожерелье»? Если нет, то почему?

5. Декларация моей самоценности (10 минут)

Цель: формировать позитивное отношение подростка к самому себе в прошлом, настоящем, будущем, развить чувство самоценности.

Инструкция: «Сейчас каждому участнику я раздам по тексту «Декларация моей самоценности» написанная Вирджинией Сатир, прошу прочитать ее медленно про себя (ждем, пока прочтут, потом зачитываем вслух).

«ДЕКЛАРАЦИЯ МОЕЙ САМОЦЕННОСТИ»

Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что происходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это. Мне принадлежит все, что есть во мне:

  • мое тело, включая все, что оно делает;
  • мое сознание, включая все мои мысли и планы;
  • мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;
  • мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;
  • мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные;
  • мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.

Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!

После того когда все прочли, желательно, чтобы каждый по очереди громко произнес последнюю фразу: «Я – это я, и Я – это замечательно!»

Обсуждение

- Какие чувства у вас после прочтения текста и произнесение фразы?

- Что вы думаете, зачем нам декларация?

Хотелось, чтобы вы сохраняли в своей памяти «декларацию самоценности» и помнили, что каждый из вас уникален и индивидуален».

6. Упражнение «Состояния самых» (5 минут)

Цель: соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции, снятие мышечных зажимов.

Инструкция: «Я буду называть состояния, а вы будете полностью ощущать себя этим, всем телом и душой, давайте попробуем:

- я самая агрессивная;

- я самая агрессивная обезьяна;

- я самый умный (всё понятно в этой жизни, вопросы могут быть только ко мне, я один знаю, что и кому нужно);

- я единственный достойный любви на земле;

- я самый богатый человек на планете;

- я люблю всех;

- я самый глупый человек на планете;

- я песчинка, которая никому не нужна, её может запросто сдуть, а никто и не заметит;

- я самый могущественный, я всё могу;

- я это я, такой, какой есть.

Обсуждение

- У кого получилось ощутить себя и телом и душой в соответствии с этими состояниями?

- У кого нет? Почему?

7. Резюме психолога (1 минута)

Сегодня на тренинговом занятии мы с вами познакомились с декларацией самоценности, осознали личностное существования, побывав в различных состояниях, проанализировали качества плохого, современного и идеального подростка, скорее всего у вас появилось или появиться в дальнейшем стремление развивать в себе положительные качества.

8. Упражнение на завершение «Что нового я узнал?» (2 минуты)

Цель: выявление эмоционально-смыслового состояния участников группы по окончанию тренинговой работы.

Инструкция: «Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов:

- Что Вам понравилось из сегодняшнего занятия?

- Как Вы думаете, занятие Вам было полезно? И почему?»

9. Завершение занятия

Всем спасибо за активное участие, мне очень приятно было с Вами работать и общаться (комплимент). До следующей встречи.

Список используемой литературы

  1. Грецов А.Н. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006 ., - 44 с.
  2. Сатир Вирджиния. Как строить себя и свою семью. – М.: «Педагогика-Пресс»,1992. – 190 с.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2000.
  4. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002.