Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Тип урока: урок повторения предметных знаний.
Цели:
- обобщить и систематизировать с опорой на художественный текст сведения об имени существительном и основных правилах с ним связанных;
- развивать умения и навыков применять полученные знания на практике;
- учиться использовать существительные в речи, совершенствовать умения логически правильно, аргументировано говорить, развивать монологическую речь.
Задачи:
Образовательные:
- обогащение словарного запаса школьников;
- совершенствование языковой и речевой подготовки учащихся.
Развивающие:
- развитие художественного воображения;
- развитие познавательной активности учащихся;
- развитие умения вести диалог на заданную тему;
- развитие речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма на основе музыкального произведения;
- воспитание трудолюбия и самостоятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уважительное отношение к языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- пополнение словарного запаса;
- способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
- умение воспринимать прочитанный текст;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
- взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи.
Предметные:
- развитие творческой самостоятельности;
- владение разными видами речевой деятельности;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.
Методы обучения:
- проблемный
- исследовательский
Формы обучения:
- групповая
- фронтальная
- работа в парах
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация, раздаточный материал, оценочные жетоны.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. А у нас сегодня много гостей. Они пришли к нам, чтобы посмотреть, как мы с вами работаем. Нас ожидает много интересных заданий, которые вместе все выполним.
II. Постановка цели и задач урока
Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Цель нашего урока – ответить на один важный вопрос. На какой? Мы с вами сейчас об этом и узнаем. Я вам сейчас загадаю загадку.
III. Актуализация знаний
1. Слово учителя
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь я по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...
Ответ: Существительное
В конце урока, ребята, мы с вами попробуем ответить на вопрос: «Так ли важны имена существительные в нашей речи?»
Ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.
Двадцать второе апреля
Имя существительное. Повторение (Слайд 1)
Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления: дерево, вода, ветер, дождь. Это первое, что они начали понимать в своей жизни, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. Количество существительных в русском языке составляет три четвёртых словарного запаса языка. Одна четвёртая - все остальные части речи. (Слайд 2)
2. Словарный и орфоэпический диктант с взаимопроверкой
Учитель: В начале нашего урока прозвучала загадка. И вы, наверно, заметили, что там присутствовали словарные слова. Давайте выясним, как они пишутся. Перед вами на доске сейчас предстанут эти слова. Ваша задача списать их и поставить ударение. Приступаем. (Слайд 3)
Алфавит, документ, звонит, квартал, молодёжь, повторит, свёкла, торты.
А теперь мы с вами побудем в роли учителей. Меняемся тетрадями и проверяем работу соседа по парте. (Слайд 4) А теперь давайте узнаем, кто совершил наименьшее количество ошибок. А может есть кто-то, кто не сделал ни одной ошибки?
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Слово учителя
Наше следующее задание - анализ текста. Сейчас мы с вами побудем маленькими учёными. Мы ведь уже много знаем об имени существительном. У каждого на парте лежит текст. После моего прочтения текста попробуйте ответить на вопрос: «Из какого произведения этот отрывок и кто его автор?»
(Слайд 5)
2. Работа с текстом
Валек, вообще очень солидный и внушавший мне уважение своими манерами взрослого человека, принимал эти приношения просто и по большей части откладывал куда-нибудь, приберегая для сестры, но Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах, вознаграждая за конфеты, которые мы жертвовали в ее пользу.
Из какого произведения этот отрывок и кто автор?
3. Задание по вариантам
Как вы заметили в этом тексте много имён существительных. Ваше задание - найти одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Скажите, пожалуйста, на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные, а на какой – неодушевлённые. Задание вы будете выполнять по вариантам: 1 вариант – подчёркивает в тексте одушевлённые имена существительные, а 2 вариант – неодушевлённые.
Ребята, вы замечательно справились с этим заданием.
4. Лингвистическая минутка
Учитель: Я хочу вам открыть одну тайну. Одушевлённость и неодушевлённость имен существительных иногда трудно определить. Например, микробы, арбузы – это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные? А так как мы с вами учёные, давайте узнаем, как наши коллеги справляются с этой проблемой. (Слайд 6)
5. Ребята, давайте обратимся к нашему тексту, чтобы выполнить наше следующее задание.
Найдите, пожалуйста, в тексте собственные и нарицательные имена существительные. А почему именно эти слова вы мне назвали?
- Собственные имена существительные – это…
- Нарицательные имена существительные – это…
6. Работа с таблицей
Я приготовила для вас следующее задание. Мне попалась одна таблица. (Слайд 7) Ребята, по-моему, в ней допустили ошибки. Помогите мне, пожалуйста, их найти. (Слайд 8)
Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? Приведите, пожалуйста, свои примеры.
7. Физкультминутка
Учитель: Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения - поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения - присядьте, а третьего - руки перед собой.
Зима, утро, урок, ночь, школа, родина, ученик, мышь, стекло, мама, учитель, парта, полночь, рожь, молодёжь, весна, брат, дождь, смородина.
8. Грамматический диктант
Учитель: Вернёмся к нашей табличке. В форме какого числа имена существительные в этой таблице. Поставьте их, пожалуйста, во множественное число. Иногда очень трудно поставить слово во множественном числе в правильную форму. Давайте с вами над этим поработаем. Следующее задание - поставить имена существительные, изображённые на экране, в форму множественного числа Род. П. (Слайды 9-12)
Пара: ботинок, носков.
Много: яблок, помидоров.
Килограмм: апельсинов, бананов.
Песни: армян, таджиков, грузин, цыган, татар.
7. Работа с отрывком музыкального произведения
Ребята, мы живём в многонациональной стране. И в вашем классе дети разных национальностей. Задача взрослых – сделать детей счастливыми. А счастливыми мы можем быть только во взаимопонимании с другими народами, живя в самой замечательной стране мира. На вашем столе лежит текст песни Николая Осошника «Россия, мы дети твои!». Я предлагаю вам исполнить эту композицию вместе со мной. (Слайд 13)
Любуюсь тобой, ярко залитой солнцем,
За гладью озёр золотые поля,
И в первых словах навсегда остается
Земля, где я вырос, Россия моя.И космоса даль, и простор океана
Нас манят загадочной силой своей,
Но ждёт нас Россия, любя и прощая,
Как матери любят своих сыновей.Россия, мы дети твои,
Россия, нужны нам твои голоса.
Россия, мы дети твои,
Россия, нужны нам твои голоса.
Учитель: Ребята, спели мы с вами замечательно. Я думаю, что нас ещё не раз пригласят выступить коллективно. Но работа наша не закончилась. (Слайд 14) В тексте этой песни очень много существительных. Следующее задание – выделить в тексте имена существительные 1 ряд – женского рода, 2 ряд – мужского рода, 3 ряд – среднего рода.
V. Рефлексия
1. Ответ на проблемный вопрос урока
Ребята, мы с вами сегодня проделали огромную работу. Давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока. «Важны ли имена существительные в нашей речи?»
2. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, нам с вами нужно подвести итоги урока. Это нелёгкая задача. Я вам в этом помогу. Я начинаю предложение, а вы - заканчиваете.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Меня удивило…
3. Оценка работы на уроке
Учитель: Мы с вами на этом уроке побывали в роли учителей, учёных, артистов. У вас на партах лежат жетончики. Если вам сегодня было весело и интересно на уроке, то поднимите жёлтую лучистую звёздочку, если трудно, то – зелёненький смайлик.
Спасибо, ребята, за работу. У вас всё получилось. Я рада, что попала именно в ваш класс: такой умный, собранный и артистичный.