Занятие с детьми с ОВЗ "Мир наших эмоций"

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2

Ключевые слова: ОВЗ, эмоции


Возраст: 7–8 лет.

Материалы к занятию: картинки с изображениями веселых и грустных героев, конверты по числу участников, листы А4 по числу участников, части лица (глаза, брови, губы) отражающие различные эмоции, клей-карандаш.

Цели:

  • образовательная - формирование эмоционально-волевой сферы;
  • развивающая - развитие произвольного внимания и коммуникативных навыков;
  • воспитательная - воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Задачи:

  • знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей;
  • содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД;
  • развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД;
  • создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

Добрый день, ребята. Предлагаю наше занятие начать с игры «Я сегодня вот такой».

Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербальное свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.

(В игре должен принять участие каждый ребенок)

Посмотрите, ребята, какие мы все разные и в то же время похожие, кто-то улыбался, кто-то был серьезным. Как вы думайте, ребята, выполняя это задание чем вы делились друг с другом? (Настроением)

Следующее упражнение

Игра «Превращения в животных»

В этой игре вы будете превращаться в разных животных и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите:

Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);

  • Как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;
  • Как выглядит любопытный енот;
  • Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
  • Как сердится лев – царь зверей;
  • Как радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
  • Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке.

Все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, как это можно назвать одним словом. Да, верно, это ЭМОЦИИ.

Скажите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня говорить на занятии? Какова цель нашего занятия?

Правильно! Мы будем с вами учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.

Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»

Тема нашего занятия – «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?».

Что такое эмоции мы с вами уже поняли благодаря предыдущему упражнению. Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди.

А чтобы понять какие бывают эмоции, давайте для начала вспомним, когда в последний раз вы сильно удивились? (например, я недавно ехала в поезде и увидела лису)

Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы удивляемся.

А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает?

Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы обижаемся.

Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?

Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы радуемся.

Если вы сердитесь, сильно злитесь, то в каких ситуациях это происходит?

Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы сердимся.

 Скажите, пожалуйста, а благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение?

  • выражение лица - мимика
  • движения рук, поза тела – жесты

Действительно, иногда стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение.

Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие.

Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.

Динамическая пауза

Ребята, скажите, как вы думаете, когда погода грустит как она нам показывает это? (Дождик) Мы поиграем в игру «Дождик».

Дождик бегает по крыше - Встать друг за другом «паровозиком»
Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.
По веселой звонкой крыше -
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите - Постукивание пальчиками.
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите -
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте - Поколачивание кулачками.
Бом! Бом! Бом!
А уйду-тогда гуляйте-
Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше - Поглаживание ладошками.
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше -
Бом! Бом! Бом!

Игра «Найди»

Педагог-психолог заранее раскладывает в комнате картинки с изображениями веселых и грустных героев.

Разделимся на две команды. Одна команда будет искать в комнате картинки с изображением веселых героев, другая – грустных.

Беседа «Как доставить радость?»

Давайте подумаем, что надо сделать, чтобы человек стал радостным, веселым?

(улыбнуться, обнять, пощекотать, подарить подарок, угостить конфеткой, состроить рожицу, поиграть в игру)

А теперь давайте подведем итог и проверим все ли из вас научились различать эмоции? А для этого сыграем в игру «Конструктор эмоций».

(конверты по числу участников, листы А4 по числу участников, части лица (глаза, брови, губы) отражающие различные эмоции, клей-карандаш)

В каждом конверте наборы частей лица. Вам необходимо из частей сделать аппликацию. Открывайте свои конверты, доставайте содержимое и принимайтесь за работу.

А скажите ребята, у всех ли аппликации получились одинаковые? (Нет). А чем они отличаются? (Они отличаются настроением). Какая эмоция у вас получилась?

(Дети по очереди отвечают, эмоции вывешиваются на магнитную доску)

Молодцы, ребята, у нас получилась целая галерея различных эмоций!

Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним - о чем мы сегодня говорили и что нового узнали на занятии? А скажите, ребята, вам понравилось наше занятие? Мне хотелось бы, чтобы вы вышли к доске и передали свое настроение и впечатление от занятия, используя цвета радуги. Спокойное или грустное настроение можно обозначить магнитом фиолетового, синего или зеленого цветов; если вам радостно и весело используйте желтый, оранжевый и красный цвета.

Я желаю вам всегда сохранять хорошее настроение и дарю вам желтые смайлики. Мне было с вами очень приятно работать, спасибо вам, до новой встречи!

Список источников информации

  1. К.Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
  2. К.Фопель «Энергия паузы» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2001.
  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. «Психологическая азбука. Начальная школа. Первый год обучения». – М.: Ось 89, 2008.
  4. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Эмоции и чувства людей». - Игра «Забавы в картинках».