Цель: обобщать и закреплять математические представления детей 6-7 лет.
Образовательные задачи:
- Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.
- Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному, определять пропущенное число.
- Закреплять умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее в пределах 10
- Продолжить учить самостоятельно на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=)
- Совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги в клетку) и располагать предметы в указанном направлении.
- Совершенствовать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Развивающие задачи:
- Развивать внимание, память, логическое мышление
- Развивать пространственное мышление.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать нравственно-волевые качества (целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату).
- Воспитывать желание сопереживать сказочным персонажам.
Демонстрационный материал: шкатулка, картинка с изображением гномиков и феи, картинки к задачам.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, белые листы бумаги, цветные и простые карандаши, листочки в клетку.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: Дети, я сегодня пришла в детский сад и увидела на столе письмо. Письмо прислали для вас. Давайте прочтём и узнаем что в нем написано. В конверте белый лист. Вы когда-нибудь получали такое письмо? Я тоже нет. Это волшебное письмо, оно написано невидимыми чернилами. А как мы сможем его прочитать? Как вы думаете? У кого есть еще предложения? Давайте раскрасим его и посмотрим, что получится. Это письмо отправили гномики из сказочного леса, они решили сделать подарок Белоснежке — волшебный цветик-семицветик. Но злая колдунья, наложила на цветок математическое заклятье, которое смогут снять только настоящие знатоки математики. Гномы узнали, что ребята хорошо разбираются в математике, поэтому решили попросить их о помощи. За каждое правильно выполненное задание в шкатулке будет появляться лепесток семицветика.
Основная часть
1. Математическая разминка (опрос)
Будьте внимательны, первое задание — это математические вопросы:
1. Счёт от 1 до 20.
2. Счёт от 20 до 1.
- Назовите соседей числа 3, 5, 8
- Назови число на больше, чем 6, 9, 17
- Назови число на 1 меньше, чем 4, 8, 12
3. Какое сейчас время года?
- Назовите соседей весны?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите пропущенный месяц: декабрь . . . февраль, июнь . . . август
4. Сколько дней в неделе?
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Назови третий день недели.
- Сколько выходных дней в неделе? Перечисли их.
- Сколько будних дней в неделе? Перечисли их.
2. Составление и решение задач
Воспитатель: Следующее задание — решение задач.
Воспитатель по очереди вывешивает картинки на доску.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, сколько частей в задаче? Какие? (ответы детей) Все согласны?
Первая картина: На картине две вазы: в одной — 6 цветков, а во второй 4 цветка.
Кто может, используя картинку, придумать условие к первой задаче? (ответы детей)
Кто еще как думает? Все согласны? Какой вопрос можно задать? (ответы детей)
Воспитатель: Пожалуйста, выложите решение задачи у себя на столе, а потом проверим на доске. Что нам понадобится для решения задачи? (ответы детей) Нам понадобятся цифры и математические знаки.
После того, как все дети выполнят решение самостоятельно, один ребёнок выходит и решает на доске, другие проверяют.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, проверьте, правильное решение записано на доске? Все согласны? (ответы детей) Какой ответ мы получили?
Аналогичным образом дети решают вторую задачу.
Вторая картина: На картине изображено дерево, на котором сидят 7 синиц, З синицы улетают.
3. Ориентировка на листе бумаги
Гномы испугались злую колдунью и спрятались от нее в волшебном лесу. Давайте поможем Белоснежке их найти. У вас на листе бумаги изображен волшебный лес. В середине леса растут два дерева, Назовите их. Это -- ель и береза. Спрячьте первого гнома с левой стороны березы, обозначив его красным квадратом. Спрячьте второго гома справой стороны елки, обозначьте его черным треугольником. В правом верхнем углу спрячьте третьего гнома и обозначьте его красным кругом. В нижнем левом углу спрячьте четвертого гнома и обозначьте его зеленым ромбиком. В левом вернем углу спрячьте пятого гнома и обозначьте его синим прямоугольником. В нижнем правом углу спрячьте шестого гнома и обозначьте его синим овалом. Между деревьями спрячьте седьмого гнома и обозначьте его трапецией.
4. Физкультминутка
Я прошу подняться вас — это («раз», Повернулась голова — это «два».
Руки вниз, вперед смотри это «три»
Силой их к плечам прижать — это («пять».
Всем ребятам тихо сесть -- это «шесть».
5. Моделирование геометрических фигур
Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Это необычные загадки, а математические — в них загаданы геометрические фигуры.
Вот фигура крыша дома,
Она каждому знакома.
Три угла, три стороны,
И вершин всего лишь три.
Скажет вам любой дошкольник:
Та фигура... (Треугольник.)У него углы прямые И четыре стороны.
Те, которые напротив, Параллельны и равны.
(Прямоугольник.)Все четыре стороны
У него всегда равны.
Прямоугольнику он брат, Называется. . .
(Квадрат.)Все четыре стороны
Тоже у него равны.
Но углы в нем не прямые — Острые есть и тупые.
Удивляется квадрат: «Кто-то сплюснул тебя, брат!»
(Ромб.)Я фигуру начертил,
А название забыл.
Ту фигуру каждый знает
Юбочку напоминает.
В ней четыре стороны,
Не всегда они равны, (Трапеция.)
А для следующего задания вам понадобятся счетные палочки, с их помощью вам надо будет составить геометрические фигуры.
- Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
- Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
- Составить З равных треугольника из 7 палочек
- I13 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
6. Графический диктант
Воспитатель: И последнее задание — графический диктант.
Заключительная часть
Воспитатель: Дети, хочу вам сказать спасибо. Вы помогли гномикам, молодцы!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?
Какие задания мы выполняли, чтобы помочь гномикам? (ответы детей)
Какие задания вам понравились? Какие показались вам тяжелыми? (ответы детей)
А какие легкими? (ответы детей)