Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: web-квест, немецкий язык, веб-квест, образовательные технологии


Актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент не вызывает сомнений. Все большую распространенность получают Интернет-технологии, которые направлены на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов – веб-квест. Веб-квест — это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в сети Интернет и аутентичную задачу для того, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы, развивая тем самым способность работать как индивидуально, так и в группе.

В процессе организованной работы учащихся над технологией веб-квест могут реализовываться следующие цели:

  • образовательная - включение в образовательный процесс каждого ученика, организация индивидуальной и коллективной деятельности, выявление способностей работать самостоятельно;
  •  развивающая - развитие интереса к учебному предмету, мотивация к его дальнейшему изучению, становление навыков исследовательской и познавательной деятельности, умений самостоятельно работать с ресурсами сети Интернет и извлекать необходимую информацию;
  •  воспитательная - воспитание духа коллективной работы, ответственности за выполненные задания.

Веб-квесты имеют чёткую структуру: введение, задание, выполнение, оценивание и заключение. Каждый структурный компонент неразрывно связан друг с другом и воспринимается учащимися как единое целое.

На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует проблему. Темы должны быть интересны и полезны для учащихся для того, чтобы при работе с ними школьники углубили знания или приобрели новые. Учащиеся знакомятся с основными понятиями н материалами по заданной теме. При работе в группах ученики помогают друг другу и учатся работать в команде.

Второй этап - этап выполнения задания - направлен на формирование исследовательских навыков учащихся. При поиске ответов на поставленные учителем вопросы развивается критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать информацию. Ученики приобретают опыт выполнения последовательных действий под руководством учителя, что может помочь каждому в организации своей дальнейшей исследовательской деятельности.

На этапе оформления результатов деятельности очень важна роль учителя как консультанта. На данном этапе происходит осмысление школьниками произведенного исследования и отбор самой значимой информации, которая может быть представлена в различной форме: веб-сайт, слайд-шоу, буклет, постер или устное сообщение. На заключительном этапе обсуждаются результаты работы над веб-квестом. Обсуждение можно провести в виде конференции, дискуссии или поочередного представления учащимися результатов своего исследования. На данном этапе формируются такие черты личности как ответственность за выполненную работу, самокритичность и взаимоподдержка.

Таким образом, технология веб-квест используется для решения следующих задач:

  1. усвоить базовые знания по дисциплине:
  2. систематизировать усвоенные знания;
  3. сформировать навыки самоконтроля;
  4. сформировать мотивацию к учению в целом;
  5. оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Веб-квест как новая дидактическая модель приобретает всё большую популярность в процессе обучения иностранному языку. Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование н развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Большую роль в достижении результатов играет мотивация самих обучающихся. Задача учителя при этом найти средства и методы повышения мотивации изучения иностранного языка. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют максимально индивидуализировать процесс обучения, а также повысить мотивацию каждого отдельного учащегося на пути к достижению главной цели изучения иностранного языка. Веб-квест является одной из самых эффективных н перспективных информационно-коммуникационных технологий обучения в этом плане.

Таким образом, технология веб-квест повышает мотивацию учащихся в изучении иностранного языка:

  1. Занимательность и иллюстративность могут особым образом окрасить материал, сделать процесс овладения знаниями более привлекательным, дать пищу воображению:
  2.  Использование как можно большего количества сенсорных каналов восприятия информации, а также визуализация материала развивают память, речь н мышление:
  3.  Структурированная система представления информации, реализуемая с помощью гиперссылок, способствует организации четких логических связей у учащихся, целостному пониманию поставленной проблемы, позволяет регулировать объем изучаемой темы.

Поисковый характер технологии веб-квест позволяет активировать исследовательскую деятельность как учителя, так и учащихся. Доступ в Интернет дает большие возможности выбора источника информации. При работе с большим объемом информации формируются навыки критического мышления, способность делать выбор и нести за него ответственность.

Технология веб-квест тесно связана с проектной деятельностью. Она способствует гармоничному развитию личности, обеспечивает дифференциацию обучения с учетом способностей и задатков детей, их уровня обученности и интересов. Сочетание новых информационных технологий и метода проектов помогает усовершенствовать учебно-воспитательный процесс и позволяет учащимся практически применять свои знания, умения и навыки. При данной организации исследовательской и познавательной деятельности обучающихся успешно реализуется коллективная работа, которая также позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

Использование веб-квестов на уроках иностранного языка подразумевает под собой работу с аутентичными ресурсами сети Интернет, что требует от учащихся соответствующего уровня владения языком. Для того, чтобы интеграция веб-квеста в процесс обучения иностранным языкам была эффективной, он должен быть творческим заданием, завершающим изучение той или иной темы.

Применение именно веб-квестов на уроках иностранного языка предоставляет большое количество возможностей для учащихся н учителей. Данная методика делает процесс изучения языка интересным и более привлекательным, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развивать и выявлять творческие способности школьников, независимо от того, на какой ступени обучения они находятся.

Несмотря на положительные стороны внедрения технологии веб-квеста в процесс обучения иностранному языку, необходимо отметить ряд трудностей, которые могут возникнуть при создании и проведении веб-квеста:

  1. Наличие доступа в Сеть;
  2. Технология веб-квестов требует от учащихся и учителей определенного уровня компьютерной грамотности. Одной нз главных опасностей при проведении веб-квеста является Интернет-пространство, на котором ученики могут увидеть негативную рекламу и прочую ненужную информацию;
  3. Создание учителем своего веб-квеста также является трудоемким занятием, отнимающим много времени.

Несмотря на возникающие трудности, включение веб-квестов в процесс обучения иностранному языку является новым шагом в методике в соответствии с ФГОС. Обучение иностранному языку посредством использования Интернет-ресурсов способствует развитию критического мышления у школьников, умений сравнивать и анализировать. Включение в учебную деятельность технологии веб-квест положительно влияет на мотивацию н уровень познавательной активности учащихся, работу в команде, а также поиск общего решения той или иной проблемы. Использование веб-квеста на уроке иностранного языка - возможность проявить творческие способности для учителя и для учащихся.