Развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения, познавательных процессов, интересов, умственному развитию и в конечном итоге – развитию личности ребенка, способствует специально организованная коррекционно-развивающая познавательная деятельность.
При организации коррекционно-развивающей познавательной деятельности в группе для детей с нарушением зрения нами за основу были взяты следующие принципы:
- Единство и взаимосвязь педагога и ребенка.
- Адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушением зрения, индивидуальный подход к ребенку.
- Оптимальная направленность коррекционно-развивающей работы и ее процессов на достижение объективно оправданных целей.
- Обеспеченность практическим взаимодействием, приводящим ребенка к осознанию своих потенциальных возможностей.
- Учет зоны актуального и зоны ближайшего развития как основы развития познавательной деятельности.
- Рациональная организация развивающей среды в группе детского сада как одного из факторов развития зрительного восприятия и познавательной деятельности ребенка.
В своей работе мы учитывали рекомендации специалистов Л.И.Плаксиной, М.И.Земцовой, Б.К.Тупоногова по коррекционно-развивающей деятельности с детьми с нарушением зрения.
Как отмечает Л.И.Плаксина, коррекционно-развивающая деятельность идет в двух направлениях - по преодолению:
а) первичных отклонений;
б) вторичных отклонений (межсистемных нарушений: вторичных отклонений в двигательной сфере (точность, скорость, координация движений, ориентация в пространстве; нарушение чувства ритма, основанного на взаимодействии зрительного, тактильного, кинестетического восприятия)).
Следуя рекомендациям М.И.Земцовой о недопустимости одностороннего развития слабовидящих детей, мы строили свою работу с учетом равномерного развития взаимно-сопряженных функций, таких как:
- непосредственное чувственное восприятие объекта;
- словесное обозначение его;
- интеллектуальное развитие;
- физическое развитие.
С учетом рекомендаций Б.К.Тупоногова, поместившего коррекцию внутри взаимосвязанных процессов (воспитание, обучение, развитие), мы придерживались двух главных направлений коррекционной работы:
- формирование сенсорного опыта;
- формирование приемов и способов умственной деятельности.
Л.С.Выготский говорил: «Линия «дефект – сверхкомпенсация» – и есть линия развития ребенка с дефектом какой-либо функции или органа». А формирование сверх компенсации возможно только в условиях комплексного влияния на первичный дефект, вторичные отклонения и в целом на развитие ребенка с нарушением зрения системой средств содержания коррекционной работы. Поэтому в своей работе мы учитывали рекомендации врача-офтальмолога и специалиста-тифлопедагога.
Своеобразие нашей работы заключается еще и в том, что дети нашей группы одновременно получали разные виды лечения (плеоптическое и ортоптическое).
Развивающая предметно-пространственная среда группы организовывалась и трансформировалась с учетом годовых задач непосредственной образовательной деятельности, тематики недель, сезонного фактора и этапов проводимого лечения глаз детей.
Так, на этапе плеоптического лечения (направлено на повышение остроты зрения) мы предлагали детям следующие задания: обведение по трафаретам, по контурным изображениям (внутри и снаружи контура). Для формирования таких умственных действий, как анализ и синтез, мы использовали следующие дидактические игры: «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, величине), «Найди различия в предметах (рисунках)», «Подбери одинаковые предметы (рисунки)», «Что от тебя ближе, что дальше?», «Составь из частей целое», «Найди фигуры-близнецы», «Что изменилось?». Например, в игре «Волшебный телевизор» ставится задача запомнить картинку, состоящую из геометрических фигур (однотонных) и затем выложить ее из цветных фигур на фланелеграфе.
Игра «Узнай, кто это?» (например, дети смотрят на «фотографии» Кота, Собаки и других персонажей из мультфильма «Простоквашино», состоящих из геометрических фигур, запоминают их и самостоятельно выкладывают их на фланелеграфе).
Для развития мелкой моторики кисти руки мы использовали такие задания, как нанизывание бус (с игровым компонентом «Наряди куклу в бусы»), а также игры со шнуровкой. Например, игра «Волшебный шнурок» (ребенок «дорисовывает» недостающие в картинке штрихи, изображения, элементы с помощью прикладывания разноцветных шнурков к листу бумаги).
Для развития зрительных функций-локализации и фиксации взора (а также-мелкой моторики кисти руки) детям были предложены коррекционно-развивающие настольные игры: лабиринты; мозаики с красочными предметными и сюжетными изображениями, объемными деталями ярких цветов.
Также детям предлагались игры-лабиринты на бумажном носителе (картинки). Например, на картинке изображены домики и различные животные, дети прослеживают, в каком домике живет зайчик, лисичка, ежик и выкладывают по прослеживаемые дорожки бросовым материалом (косточками, ракушками, камушками) и т.д.
Проводились игры с «волшебным фонариком» (дети считают, сколько раз фонарик зажегся и т.д.) – для тренировки зрительных функций.
В период восстановительного лечения мы проводили систематические упражнения на амблиопичный глаз (упражнения в выделении формы, цвета, величины предметов, изображений). Таким образом, специально организованная коррекционно-развивающая познавательная деятельность для детей с нарушением зрения способствует развитию их зрительного восприятия, создает предпосылки формирования полноценной личности ребенка в целом.
Список литературы
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: Изд-во «Адель», 1998.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: Изд-во «ГороД», 1998.
- Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А.Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.