В статье приводится пример использования формирующего оценивания при подготовке к итоговой аттестации по обществознанию в 11-м классе.
Формирующее оценивание, итоговая аттестация, ЕГЭ, обществознание.
Обществознание – один из самых сдаваемых предметов. По данным на 2018 год в Новосибирской области обществознание в форме ЕГЭ сдавало 56,1% от общего числа участников ЕГЭ*, то есть более половины. Несмотря на то, что этот предмет базируется на социальном опыте обучающихся, он включает в себя пять разделов, каждый из которых содержит внушительный объем теоретической информации. В связи с этим необходимо сформировать такую систему подготовки к экзамену, чтобы ученик смог выстроить свой путь достижения успешного результата. Для эффективного решения этой задачи школьникам необходима помощь учителя, использующего приемы формирующего оценивания.
_____________________
* Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по обществознанию в Новосибирской области в 2018 году
Под формирующим оцениванием мы понимаем оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь «учитель – ученик» с целью определения индивидуальных траекторий обучения**. При подготовке к итоговой аттестации это является одним из ключевых моментов как для ученика, так и для учителя.
_____________________
** Логвина И., Рождественская Л., Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: учебное пособие / И. Логвина, Л. Рождественская. Narva: TartuUlikool, 2012.
В своей работе при подготовке детей к ЕГЭ я использую специальные карточки, которые показывают уровень освоения содержания темы, а также сформированность умений, проверяемых в рамках итоговой аттестации. В специальной таблице, состоящей из шести столбцов, указывается номер задания в работе ЕГЭ, правильный ответ, ответ ученика, максимальное количество баллов за задание и балл, полученный учеником, и элементы задания, включающие данные о содержании задания и проверяемом умении. Фрагмент карточки приведен в табл.1.
Таблица 1
ФИ, класс |
|
||||
№ |
Правильный ответ |
Ответ учащегося |
Балл/ |
Элементы подготовки |
|
Содержание |
Умение |
||||
10 |
14 |
|
1 |
Спрос и предложение |
Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (рисунок) |
12 |
1235 |
|
1 |
Социальные проблемы |
Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма) |
Так, у учеников нередко возникают трудности с выполнением заданий 11 и 12 ЕГЭ, ориентированных на проверку умения осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (таблицах, рисунках или диаграммах). Для дальнейшего развития умения на первом этапе анализа результатов выполнения задания важно выяснить, что именно вызывает затруднения ученика: неправильно прочитанное задание, невнимательность при выполнении или сложности в чтении диаграммы или рисунка. На втором этапе учитель вместе учениками выясняет суть ошибки и актуализирует алгоритма решения задания. Далее из банка заданий ученику предоставляется для решения 10 заданий на осуществления поиска информации, представленной в различных знаковых системах. После отработки задания при выполнении пробного варианта у учащихся уже не возникает сложности с выполнением заданий 10 и 12.
Так реализуется обратная связь между учителем и учеником, которую и подразумевает формирующее оценивание. Главное вовремя заметить затруднения ученика и предложить варианты их устранения.