Направленность программы: естественнонаучное.
Уровень программы: базовый.
Возраст обучающихся: 7-9 класс.
Срок реализации программы: 1 год.
Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)
1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы
Представленная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Smartexp. Умные эксперименты» (далее - Программа) имеет естественнонаучную направленность. Программа предназначена для приобретения навыков работы с оборудованием непрерывного конвергентного образования, на выполнение и оформление учебных проектных и исследовательских работ. Освоение данной программы способствует расширению возможностей учащихся для участия в профильных олимпиадах и конкурсах различных уровней.
Программа предназначена для обучающихся 7-9-х классов. Рассчитана на 64 часов (32 недели по 2 часа). При проведении практических работ используется комплект оборудования из поставки проекта «Курчатовский проект конвергентного (междисциплинарного) образования».
При составлении данной программы использовались следующие методические материалы городского методического центра:
- перечень типовых проектных работ по ссылке: https://mosmetod.ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/perechen-tipovykh-proektnykh-rabot.html
- модуль ГМЦ «Курчатовский проект - от практики к результату», по ссылке: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/letnie-moduli-pakety/primernye-programmy/modul-kurchatovskij-proekt-ot-praktiki-k-rezultatu-60-ch.html?print=1&tmpl=component
1.2. Уровень освоения программы - базовый. На данном этапе выявляются учащиеся, которым присущ высокий уровень познавательного интереса и мотивации к изучению данного блока знаний. Деятельность учащихся предполагает участие их в мероприятиях городского уровня с представлением своей исследовательской работы.
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяется потребностью общества в конвергенции наук и технологий. Конвергенция - взаимопроникновение нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий. Именно конвергенция является важнейшим условием формирования принципиально новой технологической базы развития цивилизации, таким образом особое значение приобретает вопрос междисциплинарной подготовки. В рамках данной Программы обучающиеся смогут ознакомиться с физическими, биологическими, химическими и географическими понятиями, узнать о взаимосвязи отдельных отраслей науки, освоить современные методы исследования.
Данная программа является личностно-ориентированной и составлена так, чтобы каждый ребенок имел возможность выбрать конкретный объем работы, наиболее интересный и приемлемый для него, и определяется необходимостью развития аналитических навыков учащихся и оказания помощи в повышении коммуникативной компетенции, что в целом обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным образовательным тенденциям. Программа включает, наряду с практическими занятиями, большой объем теоретических знаний.
Таким образом, педагогическая целесообразность программы заключается в опоре на практические рекомендации и концептуальные положения, направленные на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности, что способствует успешной социализации обучающихся, повышению их самооценки.
Отличительная особенность программы является деятельностный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка средствами интеграции, который оказывается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой - автора. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Поэтому в программе обосновано использование разных методов и приемов детской творческой деятельности в процессе исследовательской работы. 1.4. Цель и задачи Программы.
Целью освоения Программы является обучение школьников выполнять проекты и исследования с использованием оборудования проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования». Для этого решаются следующие задачи:
Учебные:
- формирование знаний по различным дисциплинам естественно-научной направленности;
- предпрофессиональная ориентация старшеклассников.
Развивающие:
- развитие навыков работы с литературой в процессе поиска необходимой информации;
- развитие навыков использования компьютерной техники для отработки полученных знаний;
- способствовать развитию навыков обработки и анализа информации;
- развитие способности излагать свои мысли на бумаге и в устной речи, выступать перед аудиторией.
Воспитательные:
- воспитание навыков самоорганизации при выстраивании учебного процесса;
- воспитать настойчивость и стремление к достижению желаемого результата;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.
1.5. В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- об отличительных особенностях исследования и проекта в естественных науках;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
Обучающиеся будут уметь:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
1.6. Категория обучающихся. Программа разработана для учащихся 13-15 лет. Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению родителей (законных представителей).
1.7. Срок реализации программы. 8 месяцев.
1.8. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Занятия проводятся в лаборатории и в кабинете географии.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
- типовые занятия (объяснения и практические работы на оборудовании непрерывного конвергентного образования Курчатовского проекта),
- уроки-тренинги,
- групповые исследования,
- игры-исследования,
- творческие проекты.
- выполнение практических заданий и тестов;
- работа с программными пакетами и техническими средствами;
- работа с информацией в сети Интернет;
- учебные экскурсии;
- подготовка статей и докладов, выступление на научно-практических конференциях.
Формы подведения итогов реализации программы:
Текущая аттестация проводится в виде:
- устный опрос;
- письменное тестирование;
- доклады на учебных занятиях;
- выступления на научно-практических конференциях.
1.9. Режим занятий. Курс рассчитан на 64 учебных часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу или раз в неделю два часа единовременно (время занятий включает 45 минут учебного времени с установленными перерывами в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14).
1.10. Планируемые результаты освоения Программы:
- формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать её актуальность;
- составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской работы;
- работать с различными источниками информации, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- использовать оборудование проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» в проектной и исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения, измерения, опыты и эксперименты в соответствии с задачами проектной и исследовательской работы, анализировать и объяснять результаты;
- выполнять инструкции по технике безопасности.
Раздел 2. Содержание Программы
Основные разделы программы построены согласно модулю городского методического центра (ссылка: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/letnie-moduli-pakety/primernye-programmy/modul-kurchatovskij-proekt-ot-praktiki-k-rezultatu-60-ch.html?print=1&tmpl=component):
1. Конвергенция наук и технологий.
Этапы научного развития. Надотраслевые технологии. Основные черты современного этапа развития научно-технической сферы. Межпредметные (конвергентные) проекты и исследования.
2. Лаборатории проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования».
Техника безопасности. Знакомство с лабораториями Курчатовского проекта (биологическая лаборатория, физическая лаборатория, химическая лаборатория, географическая лаборатория).
3. Лаборатория по физике.
Техника безопасности при работе с оборудованием. Оборудование лаборатории. Эксперименты с использованием оборудования. Решение практико-ориентированных задач по физике с помощью оборудования лаборатории.
4. Лаборатория по биологии.
Техника безопасности при работе с оборудованием. Оборудование лаборатории. Эксперименты с использованием оборудования. Основы экологического мониторинга. Использование оборудования лаборатории по биологии для полевых исследований. Решение практико-ориентированных задач по биологии с помощью оборудования лаборатории.
5. Лаборатория по химии.
Техника безопасности при работе с оборудованием. Оборудование лаборатории. Эксперименты с использованием оборудования. Решение практико-ориентированных задач по химии с помощью оборудования лаборатории.
6. Лаборатория по географии.
Техника безопасности при работе с оборудованием. Оборудование лаборатории. Использование оборудования лаборатории по географии для полевых исследований. Географические информационные системы. Решение практико-ориентированных задач по географии с помощью оборудования лаборатории.
7. Проект и исследование.
Проект и исследование. Сходство и отличия. Основные компоненты и пути реализации проекта. Основные компоненты исследования. Предмет и объект исследования. Составление календарного (рабочего) плана проекта (исследования). Выбор темы проекта или исследования. Постановка цели и задач, выбор методов. Виды источников информации. Библиография. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.
8. Реализация проекта или исследования.
Работа над проектом или исследованием по выбранной теме, индивидуально или в группе.
9. Подведение итогов. Анализ работы. Планирование работы на будущий учебный год.
2.1. Учебно-тематическое планирование
№ |
Разделы программы учебного модуля |
Всего часов |
1 |
Конвергенция наук и технологий |
4 |
2 |
Лаборатории проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» |
4 |
3 |
Лаборатория по физике |
6 |
4 |
Лаборатория по биологии |
6 |
5 |
Лаборатория по химии |
6 |
6 |
Лаборатория по географии |
6 |
7 |
Проект и исследование |
6 |
8 |
Реализация проекта или исследования |
24 |
9 |
Подведение итогов. Анализ работы. Планирование на будущий учебный год. |
2 |
Итого: |
64 часа |
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы
Формы и содержание итоговой аттестации:
- беседа;
- опрос;
- тестирование;
- презентация проектной работы.
Форма защиты проектной работы - очная презентация.
Критерии оценки планируемых результатов освоения программы.
Высокий уровень
освоения программы |
Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы готовит не менее двух творческих работ; на итоговом тестировании показывает отличное знание теоретического материала |
Средний уровень
|
Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы готовит не менее одной творческой работы; на итоговом тестировании показывает хорошее знание теоретического материала. |
Низкий уровень
|
Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы не приносит ни одной творческой работы; на итоговом тестировании показывает слабое знание теоретического материала. |
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное
Нормативное обеспечение программы.
- Рабочая программа.
- Правила по работе учащихся в учебном классе.
- Инструкции по технике безопасности работы в компьютерном классе для учащихся.
- Инструкции по технике безопасности работы в компьютерном классе для педагогов.
4.1. Материально-технические условия реализации программы.
Комплект оборудования из поставки проекта «Курчатовский проект конвергентного (междисциплинарного) образования».