Учебный предмет: история России.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: групповая форма работы.
Метод обучения: исследовательский.
Ресурсы урока: учебник история России 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. В 2-х частях. Часть 2., материалы для самостоятельной работы в группах (карточки), презентация, приложение.
Основные вопросы изучения:
- Знатные люди Российского государства.
- Помещики.
- Ограничение свободы крестьян.
- Городское население.
Основные понятия: сословие, боярин, пожилое, чин, привилегии, крестьянин. Владельческие, дворцовые, черносошные крестьяне. Посадские люди. купцы и «чёрные люди».
Основные даты: 1497 год – Судебник.
Цели урока: рассмотреть, какие изменения в составе общества и в положении его слоев произошли во второй половины XV в.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Содержательная цель: формирование системы понятий.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель готовит класс к уроку: доску, включает презентацию, интерактивную доску.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Присаживаетесь! Для того, чтобы посмотреть как вы усвоили тему «Русская православная церковь в XV - начале XVI в.» предлагаю вам выполнить небольшую тестовую проверочную работу. На доске интерактивной вопросы и учащиеся отвечают.
Дети отвечают на представленные им задания (слайд 1-8).
III. Изучение нового материала
Учитель: На прошлых занятиях мы с вами рассматривали тему «Русская православная церковь в XV - начале XVI в.», а теперь как думаете, что сегодня начнем изучать? Чтобы быстрее сообразить вам помогут картины на слайде (на слайд 9). Дети отвечают: про общество Российского государства. Верно, мы сегодня начнем говорить о слоях населения Российского государства в XV- начале XVI в. Итак, тема урока «человек в Российском государстве второй половины XV в.» (слайд 10). Открываем тетради, пишем число и тему урока. Дети записывают тему урока. Работать мы будем по такому плану:
1. Знатные люди Российского государства.
2. Помещики.
3. Ограничение свободы крестьян.
4. Городское население (слайд 11).
Исходя из плана, давайте определим наши задачи. Дети отвечают, какие люди входят в число знатных, какие у них были привилегии, как жили крестьяне и горожане.
Учитель: Чтобы лучше решить наши задачи, мы с вами поработаем в группах. Будет 4 группы, чтобы нам распределиться по группам ваша задача будет, вытянуть из пакета цветной листочек, после того как вытяните, рассаживайтесь по одинаковым цветам. (ученик быстро проходит с пакетом по классу и все достают по одному листочку и рассаживаются по группам).
Перед вами на доске правила работы в группе внимательно посмотрите: (слайд 12).
Запомни и соблюдай простые правила:
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай!
- Говори шепотом!
Правила работы в группе (слайд 13)
- Выберите самостоятельно лидера группы (капитана), секретаря и хранителя времени. Капитан организует работу в группе, секретарь записывает в карточки ответы и с обратной стороны список группы, а хранитель времени следит за временем работы.
- На работу в группе 15 минут.
- Пользуемся словарем на стр. 106-107.
- Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.
- Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
- После выполнения работы от каждой группы капитаны выходят к доске и отчитываются о проделанной работе классу.
От каждой ученической группы выходят капитаны и презентуют работу своей группы.
Учитель: А теперь на основе выслушанного создайте схему, показывающую состав общества (социальную структуру) Русского государства в начале XVI в. «Социальная структура Русского государства в начале XVI в».
Один и из учеников выходит к доске и чертит полученную схему.
Удельные князья
↓
Бояре
↓
Помещики
↓
Посадский люд
↓
Крестьяне (черносошные, дворцовые, владельческие)
IV. Заключение
Учитель: Таким образом одновременно с формированием единого государства и укреплением великокняжеской власти к началу XVI века в Российском государстве состав общества меняется. Количество знатных людей увеличивается, появляются служилые люди-помещики и начинается постепенное ограничение крестьянской свободы.
V. Домашнее задание
(слайд 14)
Прочитать §26, ответить на 4 вопрос письменно ст.106 под рубрикой «вопросы и задания для работы с текстом», выписать в тетрадь новые слова ст.106-107.
Технологическая карта урока
Выставление отметок